г. Челябинск
02 марта 2009 г. |
N 18АП-8880/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Ершовой С.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану о признании недействительными решений собрания кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Рубежи-Сервис от 09.09.2008, при участии в судебном заседании от Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану - Постовалова С.В. (доверенность от 13.10.2008),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Курганской области от 15.09.2004 общество с ограниченной ответственностью "Рубежи-Сервис" (далее - ООО "Рубежи-Сервис", должник) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Киселев Никита Борисович (далее - конкурсный управляющий Киселев Н.Б.).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 15.10.2008 конкурсное производство в отношении должника продлено до 15.03.2009.
Федеральная налоговая служба в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее - Федеральная налоговая служба, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решений собрания кредиторов должника от 09.09.2008.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 25.11.2008 заявление уполномоченного органа удовлетворено. Решения собрания кредиторов ООО "Рубежи-Сервис" от 09.09.2008 признаны недействительными. Арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона " от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Указанные требования не признаются внеочередными, устанавливаются судом в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве, соответственно имеют право голоса на собраниях кредиторов.
Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 28.01.2009 определение арбитражного суда первой инстанции отменено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В обоснование заявления о признании решений собрания кредиторов должника от 09.09.2008 недействительными Федеральная налоговая служба привела довод о том, что представитель уполномоченного органа не был допущен конкурсным управляющим до участия в голосовании.
В судебном заседании представитель уполномоченного органа доводы заявления поддержал, пояснил, что уполномоченный орган на собрании кредиторов намеревался заявить о снятии третьего вопроса с повестки дня.
Конкурсный управляющий ООО "Рубежи Сервис" представил отзыв на заявление Федеральной налоговой службы, полагает, что в силу статей 12, 15, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" представитель уполномоченного органа правомерно не был допущен до участия в голосовании на собрании кредиторов должника, поскольку не является лицом, участвующим в деле.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание конкурсный управляющий ООО "Рубежи-Сервис" Киселев Н.Б, представители конкурсных кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционный консорциум", общества с ограниченной ответственностью "Инвестиционная корпорация "Капитал", открытого акционерного общества "Уральский проектный и проектно-конструкторский институт тяжелого машиностроения" не явились.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы заявления, отзыва на него, заслушав объяснения представителя Федеральной налоговой службы, приходит к выводу о том, что заявление уполномоченного органа не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Курганской области от 13.05.2004 в отношении ООО "Рубежи-Сервис" введена процедура банкротства - наблюдение.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 15.09.2004 общество с ограниченной ответственностью должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден Киселев Н.Б.
Сообщение о признании должника банкротом опубликовано в "Российской газете" от 09.10.2004.
09.09.2008 по инициативе конкурсного управляющего состоялось собрание кредиторов ООО "Рубежи-Сервис".
В собрании кредиторов приняли участие конкурсные кредиторы с числом голосов 80,55 % от голосов, включенных в реестр требований кредиторов должника.
Представитель уполномоченного органа на собрание кредиторов должника явился, однако к голосованию по вопросам повестки дня конкурсным управляющим допущен не был, поскольку требование Федеральной налоговой службы не включено в реестр требований кредиторов ООО "Рубежи-Сервис".
По итогам голосования собранием кредиторов приняты следующие решения: - отчет конкурсного управляющего о ходе процедуры конкурсного производства принять к сведению;
- не принимать решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и ликвидации должника;
- принять решение о продлении процедуры конкурсного производства сроком на шесть месяцев;
- утвердить место проведения собраний кредиторов - город Екатеринбург, улица Малышева, дом 36, офис 712.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случае, если решение собрания кредиторов нарушает права и законные интересы лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, третьих лиц либо принято с нарушением установленных настоящим Федеральным законом пределов компетенции собрания кредиторов, такое решение может быть признано недействительным арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве, лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, или третьих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона о банкротстве участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона о банкротстве конкурсный кредитор, уполномоченный орган обладают на собрании кредиторов числом голосов, пропорциональным размеру их требований к общей сумме требований по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов в соответствии с Федеральным законом.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, для целей определения числа голосов на собрании кредиторов не учитываются.
27.03.2008 уполномоченный орган обратился в арбитражный суд с требованием об установлении и включении в реестр задолженности по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2004 года, за 2004 год, за 1 квартал 2005 года.
Определением арбитражного суда от 15.05.2008, с учетом определения от 17.06.2008 об исправлении опечатки в резолютивной части определения, требование Федеральной налоговой службы по обязательным платежам установлено в сумме 23 443 810 руб. как подлежащее включению в реестр требований кредиторов в качестве требования, удовлетворяемого после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении требования арбитражный суд пришел к выводу о том, что реестр требований кредиторов должника на момент предъявления уполномоченным органом требования в арбитражный суд закрыт.
Обязательство должника не подлежало также включению в реестр требований кредиторов ООО "Рубежи-Сервис" в связи с тем, что обязанность по уплате налога на прибыль возникла у должника после принятия арбитражным судом заявления о признании его несостоятельным (банкротом), соответственно данное обязательство относится к текущим платежам (пункт 1 статьи 5 Закона о банкротстве).
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов (пункт 2 статьи 5 Закона о банкротстве).
В соответствии с пунктами 1-3 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, реестр требований кредиторов представляет собой единую систему записей о кредиторах, реестр состоит из первого, второго и третьего разделов, содержащих сведения о требованиях кредиторов соответственно первой, второй и третьей очереди.
Третий раздел, состоящий из четырех частей, включает сведения о требованиях кредиторов третьей очереди.
В первую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, со ссылкой на записи в первом и втором разделах реестра, содержащие сведения о требованиях кредиторов первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Во вторую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов, за исключением их требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, а также процентов, начисленных в ходе процедуры банкротства.
В третью часть третьего раздела реестра вносятся сведения о процентах, начисленных на сумму требований кредиторов в ходе процедуры банкротства.
В четвертую часть третьего раздела реестра вносятся сведения о требованиях кредиторов по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и применению иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр. Требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра, не подлежат включению в реестр, а вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра.
Требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника (пункта 4 статьи 142 Закона о банкротстве).
Нормы статей 2, 12, 142 Закона о банкротстве, пункты 1-3 Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 N 345, свидетельствуют о том, что на собрании кредиторов должника правом голоса обладают конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых включены в первую, вторую части третьего раздела требований кредиторов должника.
Исходя из смысла вышеназванных норм уполномоченный орган, являясь кредитором по текущим платежам, не вправе был принимать участие в голосовании на собрании кредиторов.
Таким образом, конкурсный управляющий ООО "Рубежи-Сервис" правомерно не допустил представителя Федеральной налоговой службы до участия в голосовании на собрании кредиторов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" следует, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Необходимость установления текущих обязательных платежей в деле о банкротстве, наличие у уполномоченного органа при рассмотрении этих требований прав лица, участвующего в деле о банкротстве, не свидетельствует о включении этих требований в разделы реестра требований кредиторов, а также о наличии у Федеральной налоговой службы права обжалования решений собрания кредиторов, предусмотренного статьей 15 Закона о банкротстве.
Принятые собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении конкурсного производства, утверждении места проведения собрания кредиторов, не нарушили прав и законных интересов уполномоченного органа.
Поскольку основания для удовлетворения заявления Федеральной налоговой службы о признании решений собрания кредиторов должника отсутствуют, в удовлетворении заявления следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении заявления Федеральной налоговой службы в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану о признании недействительными решений собрания кредиторов общества с ограниченной ответственностью "Рубежи-Сервис" от 09.09.2008 отказать.
Председательствующий судья |
З.Н. Серкова |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2453/2004
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Рубежи-Сервис", конкурсный управляющий Киселев Никита Борисович
Ответчик: ---
Третье лицо: ФНС России, УФРС по Курганской области, УФНС по Курганской области, открытое акционерное общество "Уральский проектный и проектно-конструкторский институт тяжелого машиностроения", общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционный консорциум", общество с ограниченной ответственностью "Инвестиционная корпорация "Капитал", КУ Кисилев Никита Борисович, ИФНС России по г. Кургану
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8880/2008