г. Челябинск |
|
"31" марта 2009 г. |
Дело N А07-293/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Костина В.Ю., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свечниковым А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенные платежные системы" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2009 по делу N А07-293/2009 (судья С.А.Боброва),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Объединенные платежные системы" (далее - заявитель, ООО "Объединенные платежные системы", общество, ООО "ОПС") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрегионального управления "Росфинмониторинга" по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, заинтересованное лицо, управление) от 12.12.2008 N 04-08/368 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 12.02.2009 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, считает, что выводы, изложенные в нем, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ. Заявитель не имеет стационарных рабочих мест для приема денег от физических лиц, поэтому не подпадает под действие Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Заявитель не принимал на себя обязательств по сбору денег с населения и передачу их в банк, он лишь организует работу субагентов и поэтому не может осуществлять контроль за финансовыми потоками.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители сторон не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствии сторон.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 14.10.2008 N 249 Межрегиональным управлением "Росфинмониторинга" по Приволжскому федеральному округу в период с 14.10.2008 по 26.11.2008 проведена проверка ООО "Объединенные платежные системы" по вопросам соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N115-ФЗ) в ООО "Объединенные платежные системы" не были предприняты необходимые меры по соблюдению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации внутреннего контроля: не назначено должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
По результатам составлен акт камеральной проверки от 26.11.2008 N 174 и протокол об административном правонарушении от 28.11.2008 N 04-08/368, в котором зафиксирован факт совершения обществом правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ.
На основании материалов проверки 12.12.2008 управлением вынесено постановление N 04-08/368 о привлечении ООО "Объединенные платежные системы" к административной ответственности по ст.15.27 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 50 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения обществом вменяемого ему правонарушения и вины в его совершении.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции является правильным, соответствует обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
В соответствии с ч. 2 ст. 7 данного Закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством РФ, а для кредитных организаций - Центральным банком РФ, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение 1 месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 7 Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции информацию по операциям с денежными средствами и иным имуществом, подлежащим обязательному контролю.
В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, статьей 5 Закона отнесены, в том числе организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
Под организацией внутреннего контроля действующее законодательство определяет своевременное и точное исполнение требований, установленных нормативными актами, регулирующие вопросы соблюдения законодательства о предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, предшествующие осуществлению соблюдения внутреннего контроля. В частности к таким требованиям относится назначение специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию его программ.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию соответствующих программ в обществе не назначено.
При этом 12.11.2007 между ООО "Объединенные платежные системы" (Агент), АКБ "Русинвестклуб" (ЗАО) (Расчетный банк) и ЗАО "Объединенная система моментальных платежей" (Оператор системы) заключен трехсторонний договор о приеме платежей агентом N 1000532/2241.
В соответствии с п.2.1 указанного договора Агент (ООО "Объединенные платежные системы"), присоединившийся к Правилам работы Системы и ставший Участником Системы, Расчетный Банк (каждый в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего договора) обязуются по поручению соответствующих Провайдеров за вознаграждение совершать юридические и иные действия, направленные на обеспечение информационного, технологического, расчетного взаимодействия между Плательщиками и Участниками Системы при приеме платежей.
Согласно п.2.1.1 договора Агент в соответствии со ст.13.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - "Закон") от своего имени, но за счет Расчетного Банка осуществляет банковские операции, указанные в пункте 9 части 1 статьи 5 Закона, в части принятия наличных денежных средств от плательщиков в целях осуществления Расчетным банком операций по переводу денежных средств по поручению Плательщиков без открытия банковских счетов; по поручению Оператора Системы организует сбор Платежей в пользу Провайдеров и перечисление для дальнейшей обработки транзакций Оператором Системы.
Расчетный банк осуществляет перевод принятых агентом от плательщиков денежных средств в пользу провайдеров системы, а также все иные виды банковских операций для участников системы, в соответствии с лицензией на совершение банковских операций N 2241 (п.2.1.2 договора).
Судом правомерно учтено, что ООО "ОПС" в проверяемый период с 18.10.2007 по 13.10.2008 являлось коммерческой некредитной организацией, осуществляющей деятельность по приему от физических лиц наличных денежных средств. Это следует и п. 2.2 ст. 2 Устава общества, утвержденного решением единственного участника ООО "ОПС" N 1 08.10.2007, а также из содержания договора о приеме платежей агентом от 12.11.2007 N 1000532/2241, субагентских договоров от 01.07.2008 N4, N89 и N1.
Судом обоснованно отклонены доводы общества о невиновности, поскольку из буквального прочтения п. 2.1.1., п.2.1. ст. 2 договора от 12.11.2007 N 1000532/2241, следует что ООО "Объединенные платежные системы" осуществляет свою деятельность в соответствии со ст. 13.1 Закона "О банках и банковской деятельности", является некредитной организацией, осуществляющей прием наличных денежных средств от физических лиц в счет оплаты услуг, соответственно относится к организациям, на которые распространяется требования Закона N115-ФЗ.
При таких обстоятельствах общество правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.27 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения к административной ответственности арбитражным апелляционным судом не установлено. Наказание применено административным органом в размере санкции, установленном ст. 15.27 КоАП РФ. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 4.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.02.2009 по делу N А07-293/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединенные платежные системы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-293/2009
Истец: ООО "Объединенные платежные системы"
Ответчик: Межрегиональное управление "Росфинмониторинга" по Приволжскому федеральному округу