г. Челябинск |
|
20 апреля 2009 г. |
Дело N А07-16422/2008 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Арямова А.А., судей Тимохина О.Б., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Башинформсвязь" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2009 по делу N А07-16422/2008 (судья Симахина И.В.), при участии: от открытого акционерного общества "Башинформсвязь" - Муллагалеевой Р.Р. (доверенность N 67 от 10.04.2009); от федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" - Якупова Т.М. (доверенность N ДТ-08/262 от 05.11.2008),
УСТАНОВИЛ:
территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Башкортостан (далее - ТУ ФАУФИ по РБ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным Приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Минземимущество РБ) от 20.06.2008 N 992 по утверждению изменений и дополнений в план приватизации государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ", утвержденного решением Госкомимущества РБ N 59 от 28.12.1992 (в редакции приказа Минземимущества РБ от 24.09.2003 N 1028) (с учетом уточнения заявленных требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть") и открытое акционерное общество "Башинформсвязь" (далее - ОАО "Башинформсвязь").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2009 (резолютивная часть от 18.02.2009) заявленные требования удовлетворены, Приказ Минземимущества РБ от 20.06.2008 N 992 признан недействительным.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Башинформсвязь" обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе и уточнении к ней ссылается на то, что суд указав на отсутствие у ОАО "Башинформсвязь" права собственности на спорные объекты, вышел за пределы заявленных требований разрешив по существу спор о праве. Полагает, что спор о праве собственности не подлежал рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указывает на то, что оспоренный приказ представляет собой дополнение к Приложению N 1 Плана приватизации и является расшифровкой перечня приватизируемых сооружений с указанием дополнительных сведений. Указанные в приказе сведения, по мнению ОАО "Башинформсвязь", носят учетный характер, являются результатом работы специальной комиссии и не меняют правовой статус имущества, в связи с чем приказ не влечет правовых последствий и не может нарушать прав заявителя. Также ОАО "Башинформсвязь" усматривает противоречивость и неполноту мотивировки обжалованного судебного акта, не содержащего исчерпывающую оценку доводов участвующих в деле лиц и указания на нарушенные приказом правовые нормы.
Минземимущество РБ также не согласилось с решением суда от 26.02.2009.
В своей апелляционной жалобе ссылается на недоказанность нарушения оспоренным ненормативным правовым актом прав и законных интересов заявителя, поскольку Российская Федерация не обладает правами по отношению к спорному имуществу. Судебными актами по делу N А07-16114/2002 последствия недействительности ничтожной сделки по приватизации имущества применены лишь в отношении части имущества, не имеющего отношения к имуществу, являющемуся предметом исследования по настоящему делу. Также считает, что приказ о внесении изменений в План приватизации издан с соблюдением требований закона и не порождает правовых последствий, поскольку лишь конкретизирует перечень приватизируемого имущества.
В судебном заседании представитель ОАО "Башинформсвязь" доводы апелляционных жалоб поддержал.
Представитель ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в судебном заседании против удовлетворения апелляционных жалоб возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Полагает обжалованный судебный акт законным и обоснованным.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в результате приватизации имущества государственного предприятия связи и информатики "Россвязьинформ" Республики Башкортостан образовано ОАО "Башинформсвязь". План приватизации утвержден решением Государственного комитета Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом от 28.12.1992 N 59.
Приложение N 1 к Плану приватизации содержит перечень предприятий (дочерних, малых) и структурных единиц, утвержденных приватизируемым предприятием, включая радиотелевизионный передающий центр в г. Уфе и Уфимский радиоцентр. При этом План приватизации не содержит перечня приватизируемого имущества указанных предприятий и структурных единиц ГПСИ "Россвязьинформ".
19.02.2008 ОАО "Башинформсвязь" обратилось в Минземимущество РБ с заявлением о внесении изменений в план приватизации мотивировав необходимостью государственной регистрации сделок с объектами недвижимости, являющимися собственностью ОАО "Башинформсвязь" в результате приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Республики Башкортостан, и отсутствием соответствующих прямых указаний об этом в Плане приватизации. К заявлению ОАО "Башинформсвязь" приложен Акт оценки стоимости объектов недвижимости (сооружений) по состоянию на 01.07.1992 ГПСИ "Россвязьинформ" Республики Башкортостан.
Письмом от 25.03.2008 ОАО "Башинформсвязь" дополнительно представило в Минземимущество РБ уточненный акт оценки стоимости объектов недвижимости (сооружений) по состоянию на 01.07.1992.
По итогам состоявшегося 16.06.2008 рассмотрения заявления ОАО "Башинформсвязь" постоянно действующей комиссией Минземимущества РБ по внесению изменений в планы приватизации или условия приватизации государственных унитарных предприятий принято решение о внесении изменений в приложение N 1 к Плану приватизации ГПСИ "Россвязьинформ" Республики Башкортостан, дополнив его расшифровкой перечня сооружений (телевизионные башни, мачты, опоры и антенны в количестве 39 объектов, включая телевизионную башню, расположенную по адресу: г. Уфа, ул. М. Гафури, 9).
Изменения и дополнения в план приватизации утверждены Приказом Минземимущества РБ от 20.06.2008 N 992.
Считая указанный приказ Минземимущества незаконным и нарушающим права Российской Федерации как собственника указанного в приказе имущества, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался выводом о незаконности оспоренного ненормативного правового акта и нарушении этим актом прав и законных интересов Российской Федерации, чьи имущественные интересы представляет заявитель в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Росимущества от 01.02.2005 N 37.
Выводы суда первой инстанции являются правомерными.
Частью 1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания незаконными действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Как установлено судом первой инстанции, Приказ Минземимущества РБ N 992 от 20.06.2008 содержит перечень сооружений радиотелевизионного передающего центра г. Уфы и Уфимского радиоцентра, вошедших в уставный капитал ОАО "Башинформсвязь" на основании Плана приватизации ГПСИ "Россвязинформ" Республики Башкортостан, утвержденного 28.12.1992 (указанное обстоятельство признано сторонами в ходе судебного разбирательства и отражено в протоколе судебного заседания суда первой инстанции).
В соответствии с п.6 раздела VI приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность объекта государственной собственности", телевизионные и радиопередающие центры относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся и от ведомственной подчиненности предприятий.
Пунктом 2.1.13 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1, приватизация телевизионных и радиопередающих центров запрещена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности сделки приватизации в части имущества, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, что в силу ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о ничтожности сделки в этой части.
Указанная позиция подтверждается также вступившими в законную силу и имеющими обязательное значение для рассмотрения настоящего дела судебными актами Арбитражного суда Республики Башкортостан, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального Арбитражного Суда Уральского округа по делу N А07-16114/2002, возбужденному по заявлению ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" к ОАО "Башинформсвязь", с участием в деле ТУ ФАУФИ по РБ и Минземимущества РБ, о применении последствий недействительности сделки приватизации.
Заявленная в апелляционных жалобах в обоснование вывода о возникновении у ОАО "Башинформсязь" прав на спорные объекты ссылка на применение судом при рассмотрении дела N А07-16114/2002 последствий недействительности сделки в виде реституции лишь применительно к части объектов недвижимости, не вошедших в оспоренные дополнения к Плану приватизации, не принимается судом.
Из текстов судебных актов по указанному делу следует, что применение последствий недействительности ничтожной сделки лишь в отношении имущества, не используемого в технологическом процессе, произведено судом исключительно по причине невозможности изъятия иных объектов, входящих в технологический цикл, во избежание нарушений прав неограниченного круга лица в виду возможного прекращения телерадиовещания, электрической и телефонной связи.
Поскольку в силу ч.1 ст.167 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью и является недействительной с момента ее совершения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозникновении у ОАО "Башинформсвязь" прав на рассматриваемые объекты на основании указанной сделки.
При этом неприменение судом в отношении указанного имущества последствий недействительности сделки не может свидетельствовать о возникновении у ОАО "Башинформсвязь" права собственности на это имущество на основании недействительной сделки. Содержащиеся в апелляционных жалобах возражения в этой части являются несостоятельными.
Осуществление ОАО "Башинформсвязь" действий, направленных на получение оспоренного по настоящему делу приказа для целей регистрации прав на объекты недвижимости, после вступления в законную силу судебных актов по делу N А07-16114/2002, установивших недействительность сделки в части приватизации таких объектов, представляет собой по существу попытку преодоления вступивших в законную силу судебных актов.
С учетом этого обстоятельства и, принимая во внимание, что утвержденные Приказом от 20.06.2008 N 992 изменения представляют собой неотъемлемую часть плана приватизации, являющегося в соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п.12 Постановления Пленума от 25.02.1998 N 8 правоустанавливающим документом, следует признать несостоятельным содержащийся в апелляционных жалобах довод о том, что этот приказ носит исключительно учетный характер и не порождает правовых последствий.
Оценка правового характера сделки приватизации в части рассматриваемых объектов недвижимости является необходимым условием надлежащего рассмотрения спора о признании оспоренного ненормативного правового акта недействительным, поскольку направлена на установление обязательного для рассмотрения настоящего спора обстоятельства - наличие нарушенных оспоренным ненормативным актом прав и законных интересов заявителя. Таким образом, содержащаяся в апелляционной жалобе ОАО "Башинформсвязь" ссылка на то обстоятельство, что суд первой инстанции при рассмотрении спора вышел за пределы заявленных требований и нарушил процессуальные нормы, является несостоятельной.
Кроме того, в подтверждение вывода об отсутствии прав ОАО "Башинформсвязь" на рассматриваемые объекты недвижимости и наличия соответствующих прав у ТУ ФАУФИ по РБ, суд первой инстанции правомерно обратил внимание на включение телевизионной башни, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Гафури, 9 (вошедшей в утвержденный оспоренным приказом перечень имущества), в реестр федерального имущества и ее передачу в соответствии с распоряжением ТУ ФАУФИ по РБ от 22.11.2005 N 405 ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" на праве хозяйственного ведения (государственная регистрация права хозяйственного ведения подтверждается копией свидетельства от 09.06.2006 серии 04 АА N 486734).
Указанные обстоятельства позволили суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу о несоответствии оспоренного ненормативного правового акта положениям Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год, а также о нарушении этим актом прав и законных интересов Российской Федерации, представляемых в настоящем споре заявителем.
Содержащиеся в апелляционных жалобах ОАО "Башинформсвязь" и Минземимущества РБ возражения в этой части представляются несостоятельными.
Таким образом, признание оспоренного приказа недействительным произведено судом при наличии достаточных материальных и правовых оснований.
Мотивировочная часть решения суда содержит исчерпывающую оценку представленных сторонами доказательств. Противоречий в выводах суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270АПК РФ, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 26.02.2009 по делу N А07-16422/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Башинформсвязь" и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-16422/2008
Истец: Территориальное агентство по управлению федеральным имуществом
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Третье лицо: ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ОАО "Башинформсвязь"
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12454/09
07.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4609/09-С6
20.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9213/2008
20.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2734/09
16.02.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9213/2008