г. Челябинск
30 апреля 2009 г. |
N 18АП-2613/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Степановой М.Г., судей: Малышева М.Б., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Пироговой С.В. , рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Златоусту Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2009 по делу N А76-28056/2008 (судья Харина Г.Н.) при участии от: общественной организации Златоустовское городское отделение Челябинской общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" - Мулобаева Д.В. (доверенность от 21.08.2008 N 72), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Златоусту Челябинской области - Акульшиной И.И. (доверенность от 06.08.2008 N 20),
УСТАНОВИЛ:
общественная организация Златоустовское городское отделение Челябинской общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее заявитель, налогоплательщик, общественная организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Златоусту Челябинской области (далее заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 15.09.2008 N 2224 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, требований от 03.12.2008 N 3231, N 17408 об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что налогоплательщик необоснованно применяет налоговую льготу, предусмотренную подп. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), осуществляя через структурное подразделение, предпринимательскую деятельность не соответствующую целям и задачам общественной организации инвалидов. По мнению инспекции, действия заявителя направлены на получение необоснованной налоговой выгоды, судом не дана оценка обстоятельствам, установленным в ходе камеральной налоговой проверки. Так по участку "Транспортный" общественной организации в 2007 г. заработная плата работников, принятых по трудовым договорам и занятых в предпринимательской деятельности составляет 98,4% в общем фонде заработной платы. Кроме того, из 762 человек только 20 человек заняты в сфере уставной деятельности. Согласно отчету по использованию заявителем финансовых средств по программе "Социальная реабилитация и адаптация инвалидов на 2007 г." расходы, направленные в целом по организации на уставные цели составили 1966352 руб., или 1,6% от 126616000 руб. - выручки от реализации по коммерческим видам деятельности (Форма 2 бухгалтерской отчетности "Отчет о прибылях и убытках за 2007 г.").
Налогоплательщик с доводами инспекции не согласен, считает решение суда законным и обоснованным, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу указывает на то, что все юридически значимые обстоятельства по делу установлены судом правильно, деятельность организации подчинена единственной цели - защите прав и интересов инвалидов, достижению инвалидами равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, интеграции инвалидов в общество. Выручка организации направляется на оплату труда работников, принятых по трудовым договорам, на приобретение материалов, запчастей, горюче-смазочных материалов, на оплату коммунальных услуг. Оставшиеся средства не делятся между участниками организации, а направляются исключительно на уставные цели, содержание детских и взрослых отделений общества инвалидов.
В судебном заседании представители инспекции и общества поддержали вышеизложенные доводы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, считает, что апелляционная жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка корректирующей декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее НДС) за декабрь 2007 года.
Итоги проверки отражены в акте N 2704 от 01.08.2008 (л.д. 62-67). Проверкой установлено, что общественная организация неправомерно воспользовалась льготой по НДС, предусмотренной пп.2 п. 3 ст. 149 НК РФ, поскольку деятельность, осуществляемая участком "Транспортный" не соответствует целям и задачам общественной организации инвалидов.
По результатам проверки инспекцией вынесено решение от 15.09.2008 N 2224 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах" (л.д.35-39).
Данным решением налогоплательщик привлечен к ответственности по п.1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС за декабрь 2007 года в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 422342 руб. 35 коп. Кроме того, решением общественной организации предложено уплатить недоимку по НДС в размере 2111712 руб. и пени в размере 176749 руб. 01 коп.
На основании указанного решения заявителю выставлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 3231 от 03.12.2008 и N 17408 от 03.12.2008.
Требованием N 3231 (л.д.55) налогоплательщику предписано в срок до 22.12.2008 уплатить сумму НДС в размере 2109832 руб. 25 коп., пени по НДС в сумме 176600 руб. 58 коп., штраф в сумме 422342 руб. 35 коп.
Требованием N 17408 (л.д.56-57) налогоплательщику предписано в срок до 22.12.2008 уплатить сумму пени по НДС в размере 114881 руб. 20 коп.
Налогоплательщик полагая, что указанные ненормативные акты инспекции нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что общественной организацией соблюдены условия, дающие право на льготу.
Выводы суда являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно абз. 2 подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%.
Из содержания указанной нормы следует, что условиями применения данной льготы являются наличие у лица, претендующего на ее получение, такой организационно-правовой формы, как "общественная организация"; вхождение в состав ее членов не менее 80% инвалидов и их законных представителей; реализация указанных в данной статье товаров (работ, услуг), производимых общественными организациями инвалидов.
Аналогичная правовая позиция о том, что реализация общественными организациями инвалидов товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, связана ли эта реализация с осуществлением данными учреждениями некоммерческой деятельности, либо осуществляется в рамках предпринимательской деятельности, подлежит освобождению от обложения НДС, изложена в письме Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 29.01.2004 N 24-08/05588.
Судом установлено, материалами дела подтверждается (список членов Златоустовского отделения ЧООО ВОИ здоровых - т.2, л.д.12, список инвалидов -т.2, л.д.13-44) и налоговым органом не оспаривается, что налогоплательщик обладает всеми критериями, необходимыми для применения положений подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а именно является некоммерческим общественным объединением, среди членов которого инвалиды составляют не менее 80%.
Довод налогового органа о том, что осуществляемая общественной организацией деятельность не направлена на достижение уставных целей, является несостоятельным, поскольку, как установлено судом и видно из материалов дела, эта деятельность не входит в противоречие ни с ее уставными целями, ни с установленными законом условиями применения налоговой льготы по НДС.
Актом проверки от 06.04.2007 N 294дсп, составленным Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области (т.2, л.д.63-71), установлено, что в целом деятельность организации соответствует уставным целям, однако виды предпринимательской деятельности, осуществляемые организацией, не соответствуют уставным целям и не предусмотрены уставом. Организации предписано прекратить заниматься предпринимательской деятельностью, не предусмотренной уставом.
Вместе с тем, действующее законодательство не содержит норм, в силу которых запрещается заниматься деятельностью, если она не указана в уставе организации.
В силу пункта 3 статьи 50, пункта 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Данное определение согласуется и с понятием, содержащимся в статье 37 Федерального закона РФ N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях", в соответствии с которым общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Перераспределение доходов от предпринимательской деятельности общественных объединений между членами или участниками этих объединений запрещено. Данные доходы должны использоваться только для достижения уставных целей.
Таким образом, действующее законодательство, в частности Федеральный закон РФ N 82-ФЗ от 19.05.1995 "Об общественных объединениях", не запрещает общественным объединениям (в том числе общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско- правового характера для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Законодательство Российской Федерации также не устанавливает запрета на осуществление общественными организациями инвалидов предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятого и оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, который принял это решение.
Налоговый орган, утверждая об осуществлении организацией деятельности, не соответствующей ее уставным целям, не представил в материалы дела доказательств, подтверждающих использование налогоплательщиком денежных средств для достижения целей, отличных от уставных, а также доказательств перераспределения доходов от предпринимательской деятельности между членами или участниками организации.
Ссылка заинтересованного лица на то, что организация не вправе использовать льготу по НДС, является несостоятельной, также и по той причине, что абз. 2 подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не связывает право на применение налоговой льготы с характером деятельности, осуществляемой общественной организацией инвалидов, с достижением определенного результата или конкретной цели деятельности.
Доводы инспекции о доле заработной плате работников, занятых в предпринимательской деятельности в общем фонде заработной платы, о количестве работников, занятых в сфере уставной деятельности, не принимаются апелляционным судом.
Основанием для применения выше указанной льготы по налогу на добавленную стоимость является процентное соотношение числа инвалидов и их законных представителей к общей численности членов общественной организации инвалидов, а не к среднесписочной численности работников организации.
Учитывая изложенные, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель правомерно в проверяемый период использовал льготу, предусмотренную пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта и для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.02.2009 по делу N А76-28056/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Златоусту Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Г. Степанова |
Судьи |
М.Б. Малышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-28056/2008
Истец: Златоустовское городское отделение ЧООО "ВОИ "Новозлатоустовское"
Ответчик: ИФНС РФ по г. Златоусту
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2613/2009