г. Челябинск
04 июня 2009 г. |
N 18АП-4058/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Ершовой С.Д., Румянцева А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Денисовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2009 по делу N А76-495/2009 (судья М.И. Карпачева), при участии: от муниципального унитарного предприятия "Управление благоустройства" - Темниковой О.А. (доверенность от 14.01.2009), от Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Курчатовскому району города Челябинска - Нурутдиновой Н.А. (доверенность N 16377 от 18.08.2008),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Управление благоустройства" (далее - МУП "Управление благоустройства", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска (далее - инспекция, регистрирующий орган), выразившихся в оставлении заявления МУП "Управление благоустройства" формы Р15003 без рассмотрения, обязании ответчика внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия на основании документов, полученных инспекцией 16.06.2008.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 01.04.2009 требования заявителя удовлетворены.
В апелляционной жалобе инспекция просит решение арбитражного суда отменить, отказать в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что промежуточный ликвидационный баланс предприятия содержит недостоверные сведения о размере задолженности по налогам и сборам. В уведомлении о составлении промежуточного ликвидационного баланса формы Р15003 задолженность по налогам и сборам указана в сумме 34 000 руб. Фактически размер задолженности МУП "Управление благоустройства" перед бюджетом составляет 127 448 руб. 64 коп. Предоставление недостоверных сведений приравнивается к непредставлению информации и является основанием для оставления уведомления без рассмотрения. Вывод арбитражного суда о неисполнении уполномоченным органом обязанности по направлению требований об уплате налога является необоснованным. Указанные требования направлялись уполномоченным органом по надлежащему адресу. Проверка получения данных требований налогоплательщиком в обязанности налогового органа не входит. Суд первой инстанции не принял во внимание, что письмами N 11-20/4859 от 06.03.2006 и N 11-20/13553 от 16.06.2006 руководителю ликвидационной комиссии МУП "Управление благоустройства" направлена информация о размере имеющейся задолженности с просьбой о включении ее в промежуточный ликвидационный баланс.
МУП "Управление благоустройства" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения. По мнению заявителя, возможность оставления регистрирующим органом представленных для государственной регистрации документов без рассмотрения Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрена. Доказательства, свидетельствующие об обращении к ликвидатору с требованием в установленный срок о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс, регистрирующим органом не представлены.
В судебном заседании представители инспекции и МУП "Управление благоустройства" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, МУП "Управление благоустройства" зарегистрировано в качестве юридического лица 13.04.1992 под основным государственным регистрационным номером 1027402546742, о чем выдано свидетельство серии 74 N 002878936.
24.11.2005 распоряжением главы города Челябинска N 1516 принято решение о ликвидации МУП "Управление благоустройства".
Объявление о ликвидации предприятия опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" за 08.02.2006 N 5 (56).
Сроки завершения процедуры ликвидации предприятия были продлены распоряжениями главы города Челябинска от 06.08.2007 года N 2717 до 31.12.2008, от 31.12.2008 года N 5580 до 31.12.2009.
09.12.2005 МУП "Управление благоустройства" направило в регистрирующий орган уведомления формы Р15001 о принятии решения о ликвидации юридического лица и формы Р15002 о формировании ликвидационной комиссии, назначении ликвидатора.
15.12.2005 регистрирующим органом внесена запись в ЕГРЮЛ, подтверждающая запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, заявителю выдано свидетельство серии 74 N 002878936.
Промежуточный ликвидационный баланс предприятия по форме N Р15003 составлен по состоянию на 30.04.2008.
30.05.2008 в адрес регистрирующего органа направлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, а также промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный учредителем.
06.10.2008 регистрирующий орган направил в адрес МУП "Управление благоустройства" письмо N 06-22/1-19793 и уведомление об оставлении документов, представленных для государственной регистрации без рассмотрения.
В обоснование оставления документов без рассмотрения регистрирующий орган указал на недостоверность сведений о размере задолженности в промежуточном ликвидационном балансе предприятия.
Оставление инспекцией документов без рассмотрения явилось основанием для обращения МУП "Управление благоустройства" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования МУП "Управление благоустройства", арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что действия регистрирующего органа не соответствуют требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Основания для включения в промежуточный ликвидационный баланс задолженности по обязательным платежам отсутствовали. Действиями ответчика нарушены права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредитором требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" утверждена форма Р15003 уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, согласно которой вместе с уведомлением в регистрирующий орган должен быть представлен промежуточный ликвидационный баланс и в случаях, установленных законом, доказательства согласования промежуточного ликвидационного баланса с соответствующим органом.
Пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации установлен закрытый перечень оснований для отказа в государственной регистрации: непредставление определенных законом необходимых для государственной регистрации документов; представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 20 и пунктом 4 статьи 22.1 Закона о государственной регистрации.
Законом о регистрации не предусмотрено право регистрирующего органа на оставление документов без рассмотрения.
В регистрирующий орган для регистрации сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса были представлены все необходимые документы: уведомление по форме Р15003, промежуточный ликвидационный баланс, утвержденный Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Как следует из текста уведомления основанием оставления промежуточного ликвидационного баланса без рассмотрения явилось признание регистрирующим органом промежуточного ликвидационного баланса непредставленным по причине содержащихся в балансе недостоверных сведений о размере задолженности по обязательным платежам: суммы 34 000 руб.
Вместе с тем, доказательства недостоверности сведений в промежуточном ликвидационном балансе регистрирующим органом в нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Объявление о ликвидации предприятия опубликовано в "Вестнике государственной регистрации" 08.02.2006 и содержало информацию о предъявлении требований кредиторов в двухмесячный срок.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в двухмесячный срок с даты публикации информации ИФНС по Курчатовскому району г.Челябинска предъявила ликвидатору МУП "Управление благоустройства" по указанному им в объявлении адресу: город Челябинск, улица Воровского, 2, подъезд 1, офис 525, требования о включении задолженности в сумме 127 448 руб. 64 коп. в промежуточный ликвидационный баланс в материалы дела не представлены. Данное обстоятельство исключало возможность внесения ликвидатором сведений о задолженности общества по обязательным платежам в сумме 127 448 руб. 24 коп. в промежуточный ликвидационный баланс.
Ссылка инспекции на то, что письмами N 11-20/4859 от 06.03.2006 и N 11-20/13553 от 16.06.2006 руководителю ликвидационной комиссии МУП "Управление благоустройства" была направлена информация о размере имеющейся задолженности с просьбой о включении задолженности в промежуточный ликвидационный баланс несостоятельна, поскольку в материалы дела доказательства направления ликвидатору вышеназванных писем не представлены.
Следовательно, у регистрирующего органа отсутствовали основания считать промежуточный ликвидационный баланс предприятия непредставленным в связи с недостоверностью содержащихся в нем сведений и оставлять документы без рассмотрения.
При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.04.2009 по делу N А76-495/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
З.Н.Серкова |
Судьи |
С.Д.Ершова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-495/2009
Истец: МУП "Управление благоустройства"
Ответчик: ИФНС РФ по Курчатовскому району г. Челябинска
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4058/2009