г. Челябинск |
|
09 июля 2009 г. |
Дело N А47-6/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Толкунова В.М., судей Дмитриевой Н.Н., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 апреля 2009 г. по делу N А47-6/2009 (судья Сердюк Т.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Докаоптсервис" (далее- заявитель, ООО "Докаоптсервис", Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области (далее по тексту- заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании незаконными действий по выставлению инкассовых поручений от 12.12.2008 N 12090 на сумму 97563 рублей, от 12.12.2008 N 12091 на сумму 305088 рублей, от 12.12.2008 N 12089 на сумму 1525444 рублей, от 16.12.2008 N 12222 на сумму 4564 рублей, от 16.12.2008 N 12221 на сумму 546 рублей, от 16.12.2008 N 12220 на сумму 2420 рублей, от 16.12.2008 N 12219 на сумму 2733231 рублей, от 16.12.2008 N 12218 на сумму 2900464,91 рублей, от 16.12.2008 N 12217 на сумму 13576149,73 рублей, от 16.12.2008 N 12216 на сумму 151357 рублей, от 16.12.2008 N 12215 на сумму 583406,54 рублей, от 16.12.2008 N 12214 на сумму 56218 рублей, от 16.12.2008 N 12213 на сумму 213970,28 рублей, от 16.12.2008 N 12223 на сумму 2731179,04 рублей.
Решением суда от 30.04.2009 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением суда, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Инспекция не согласна с выводом суда о том, что налоговый орган не мог не знать о начале процедуры добровольной ликвидации Общества и в связи с этим не мог выставлять инкассовые поручения без соответствующего распоряжения ликвидационной комиссии. По мнению инспекции, выставление спорных инкассовых поручений на счета в банках было правомерным, так как ООО "Докаоптсервис" нарушена процедура добровольной ликвидации- сведения о ликвидации не были опубликованы в официальном издании - журнале "Вестник государственной регистрации", что повлекло не уведомление инспекции о проведении добровольной процедуры ликвидации.
Кроме того, оспариваемые действия инспекция считает правомерными и по причине неисполнения налогоплательщиком возложенных на него обязанностей по уплате налога, процедура бесспорного взыскания имеющейся у него недоимки соответствует нормам Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) и является законной.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
ООО "Докаоптсервис" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на общем собрании участников ООО "Докаоптсервис" принято решение о ликвидации, ликвидатором назначена Прозвонкова Т.В. Решения общего собрания участников Общества зафиксированы протоколом от 20.08.2008 (л.д.31).
В адрес инспекции Обществом направлено уведомление о принятом 20.08.2008 решении о ликвидации, назначении ликвидатора и о возможности заявления кредиторских требований в установленные законом порядке и сроки. Данное уведомление получено налоговым органом 11.09.2008, что подтверждено штампом входящей корреспонденции и инспекцией не оспаривается (л.д.62).
Информация о ликвидации ООО "Докаоптсервис" с указанием двухмесячного срока на предъявление претензий опубликована в газете "Вести от "Партнёра" от 17.09.2008 в разделе "Объявления" (л.д.87).
01.09.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Оренбургской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о принятом решении о ликвидации и назначении ликвидатора ООО "Докаоптсервис" (л.д.81, 105).
В связи с неисполнением Обществом в добровольном порядке требований от 18.11.2008 N 4653, от 21.11.2008 N 4674, от 25.11.2008 N 77289 об уплате налога, пени, штрафа (л.д.48-49, 54-55, 57-58) инспекцией в порядке статьи 46 НК РФ приняты решения от 16.12.2008 N 12509, от 16.12.2008 N 12510, от 12.12.2008 N 12442 о взыскании налогов, пени, штрафов за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банках (л.д.51, 56, 59) с выставлением по реестру оспариваемых инкассовых поручений к счетам в банках (л.д.17-30, 53, 61).
До выставления названных требований об уплате и вынесения решений о взыскании в порядке статьи 46 НК РФ 15.11.2008 налоговый орган в качестве кредитора обратился в адрес председателя ликвидационной комиссии ООО "Докаоптсервис" Прозвонковой Т.В. с требованием от 14.11.2008 N 11-08/23370 о включении в реестр требований кредиторов Общества задолженности по налогам и сборам в общей сумме 42004553,08 рублей (л.д.63, 64).
В ответе, полученном инспекцией 17.12.2008, ООО "Докаоптсервис" сообщило о невозможности включения инспекции в реестр кредиторов Общества по причине пропуска инспекцией двухмесячного срока для предъявления требований в качестве кредитора. Также в ответе Общества указано, что требование от 07.12.2007 N 2633, приложенное к письму инспекции, не может подтверждать размер задолженности, так как срок для внесудебного взыскания истёк (л.д.65).
Посчитав действия налогового органа по выставлению названных инкассовых поручений от 12.12.2008, от 16.12.2008 незаконными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В обоснование заявленного требования Общество ссылается на незаконность применения налоговым органом мер бесспорного принудительного взыскания задолженности, поскольку налогоплательщик находится в процедуре добровольной ликвидации и выплата денежных средств кредиторам согласно пункту 4 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) производится ликвидационной комиссией в порядке установленной очерёдности. В заявлении Общество указывает на осведомлённость инспекции о процессе ликвидации налогоплательщика.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, на основе применения положений статей 46, 49 НК РФ, статей 62, 64 ГК РФ, изучения и оценки представленных в материалы дела письменных доказательств исходил из неправомерности выставления спорных инкассовых поручений, указав, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и пеней, поскольку это противоречит положениям статьи 49 НК РФ и влечёт за собой нарушение порядка и очерёдности удовлетворения требований остальных кредиторов должника.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Статьёй 33 НК РФ установлено, что должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путём обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога (пеней, штрафа) производится по решению налогового органа путём направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.
Вместе с тем необходимо учитывать, что статьёй 49 НК РФ предусмотрен иной порядок исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) при ликвидации налогоплательщика-организации.
Согласно пункту 1 статьи 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счёт денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации её имущества.
Пунктом 3 статьи 49 НК РФ предусмотрено, что очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчётов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В силу пункта 1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды включаются в третью очередь.
При этом согласно пункту 2 статьи 64 ГК РФ требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключениями, установленными данным пунктом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счёт оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Согласно пункту 5 статьи 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Судом первой инстанции верно отмечено, что приведённые выше положения статьи 49 НК РФ и статьи 64 ГК РФ не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очерёдности удовлетворения требований последних.
Доводы подателя апелляционной жалобы о его неосведомлённости и нарушении заявителем порядка добровольной ликвидации в контексте рассматриваемого спора и с учётом конкретных обстоятельств дела подлежат отклонению.
Податель апелляционной жалобы не отрицает, что заявителем исполнено требование пункта 1 статьи 62 ГК РФ, пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по письменному сообщению в уполномоченный государственный орган о принятом решении о ликвидации для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Соответствующие сведения были внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 01.09.2008 (л.д.81, 105). Внесение данных записей в Единый государственный реестр юридических лиц, в том числе по приводимой заинтересованным лицом причине несоблюдения порядка публикации сведений о ликвидации, не оспорено, иного материалы дела не содержат. В соответствии с пунктом 5 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нём сведений, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438, сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В материалах дела также имеется письменное уведомление инспекции о возможности заявить свои кредиторские требования в установленные законом порядке и сроки (л.д.62), получение которого до применения рассматриваемых мер принудительного (безакцептного) взыскания податель апелляционной жалобы не отрицает. Более того, данное утверждение налогового органа противоречит его фактическим действиям по предъявлению 15.11.2008 кредиторских требований председателю ликвидационной комиссии (л.д.63, 64).
Таким образом, названные выше письменные доказательства по делу подтверждают наличие у налогового органа информации о нахождении налогоплательщика в процедуре ликвидации к моменту принятия решений о взыскании задолженности за счёт денежных средств на счетах в банке и выставления 12.12.2008 и 16.12.2008 спорных инкассовых поручений.
Заявителем в материалы дела представлены заверенные копии выписок из реестра требований кредиторов ООО "Докаоптсервис" от 20.03.2009, указывающие на наличие в составе задолженности кредиторских требований второй очереди, то есть предшествующей третьей очереди по обязательным платежам (л.д.85, 86).
С учётом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что налоговый орган не вправе списывать суммы налога, пеней, штрафа в бесспорном порядке в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, поскольку такие действия не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушают права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов, является правильным.
Производя взыскание в принудительном бесспорном порядке путём выставления инкассовых поручений к счёту заявителя в банке, инспекция нарушает требования пункта 1 статьи 64 ГК РФ, устанавливающего очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. При этом налоговый орган не утрачивает право реализовать право на взыскание в порядке, установленном пунктами 4 и 5 статьи 64 ГК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное по делу требование, признав оспариваемые действия налогового органа незаконными применительно к части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству. При разрешении настоящего спора судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Взыскание с инспекции государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится в связи с освобождением от уплаты в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 30 апреля 2009 г. по делу N А47-6/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
В.М. Толкунов |
Судьи |
Н.Н. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Докаоптсервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Оренбургской области