г. Челябинск
21 июля 2009 г. |
N 18АП-5293/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 мая 2009 года по делу N А76-5012/2009 (судья Наконечная О.Г.), при участии: от златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" - Мулобаева Д. В. (доверенность от 21.08.22008 N72), от Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - Захезиной Н. С. (доверенность от 12.08.2008 N22),
УСТАНОВИЛ:
златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - заявитель, налогоплательщик, организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 05.12.2008 N 4066, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 мая 2009 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании 21.07.2009 представителем инспекции уточнен налог, фактически подлежащий указанию в тексте апелляционной жалобы - единый социальный налог.
По мнению налогового органа, низкий процент вовлеченных в деятельность организации инвалидов, высокий уровень заработной платы работников, не являющихся членами налогоплательщика, занятых в предпринимательской деятельности, низкая доля расходов, направленных на уставные цели организации свидетельствуют о том, что основной целью заявителя фактически является предпринимательская деятельность, а не деятельность, направленная на реабилитацию инвалидов.
Инспекция полагает, что, формально соблюдая условия, предусмотренные ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявитель получил необоснованную налоговую выгоду в виде невыплаты единого социального налога (далее - ЕСН) в бюджет в размере 6.320.132 руб. (с учетом письменных уточнений, заявленных в соответствии со ст. 49 АПК РФ).
От налогоплательщика поступил отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором заявитель указал на то, что все необходимые условия для получения льготы по единому социальному налогу, предусмотренные пп.2 п. 1 ст. 239 НК РФ, подтверждены соответствующими документами, имеющимися в материалах дела.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка корректирующей налоговой декларации по ЕСН за 2007 год Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское", по результатам которой был составлен акт от 26.09.2008 N 3063 (т.1 л.д.35-43) и вынесено решение от 05.12.2008 N 4066 (т.1 л.д.51-56).
Согласно указанному решению организация была привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату ЕСН за 2007 год в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 979.348 руб., начислены пени по ЕСН в сумме 569.924 руб. 60 коп., а также предложено уплатить ЕСН в сумме 6.320.132 руб.
Основанием для доначисления налогоплательщику сумм ЕСН, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ послужили выводы налогового органа о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ в части выплат наемным работникам, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
На указанное решение заявителем была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, по результатам рассмотрения которой решением от 11.02.2009 N 16-07/000411 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.62-66).
Полагая, что решение налогового органа от 05.12.2008 N 4066 не соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и нарушает его права, Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщиком соблюдены условия применения льготы по единому социальному налогу, предусмотренной абзацем 2 подпункта 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ. Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" создано в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов; среди ее членов инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; сумма выплат и иных вознаграждений не превышает 100000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника.
Кроме того, суд в решении указал, что норма ст. 239 НК РФ не связывает право на применение налоговой льготы с характером деятельности, осуществляемой общественной организацией инвалидов с достижением определенного результата или конкретной цели деятельности.
Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по независящим от них причинам.
На первом месте по получению права на налоговые преимущества находятся граждане, которые принадлежат к категории социально незащищенных, либо некоммерческие организации, которые занимаются общественной, благотворительной деятельностью.
К социально незащищенным гражданам Российской Федерации и к общественным организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, в отношении которых предусмотрены налоговые льготы, прежде всего относятся инвалиды и общественные организации, созданные инвалидами.
Так, в соответствии со ст. 235 НК РФ налогоплательщиками единого социального налога являются лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо.
Из приведенной нормы следует, что основаниями для применения данной льготы является предоставление льготы налогоплательщику, созданному в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов, а также процентное отношение числа инвалидов и их законных представителей к общей численности членов общественной организации инвалидов - не менее 80%.
Указанная льгота установлена законодателем в качестве мер государственной поддержки инвалидов, защиты их прав и законных интересов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, что следует из положений ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" зарегистрировано в качестве общественной организации Управлением юстиции Администрации Челябинской области, о чем выдано свидетельство от 29.05.1991 N 1303 (т.1 л.д. 94).
Деятельность названной организации осуществлялась на основании Положения, согласованного с Главой администрации г. Златоуста и зарегистрированного Правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998 (т.1 л.д. 7-13).
В соответствии с пунктом 1.3.1. указанного Положения целями Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" является защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.
В проверяемом периоде заявитель, кроме осуществления деятельности общественной организации инвалидов, осуществлял предпринимательскую деятельность - организацию перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, производство общестроительных работ.
В целях развития производственной деятельности Златоустовским городским отделением Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" приказом его руководителя от 10.12.1998 N 5 создан участок "Транспортный", который осуществлял свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным 10.12.1998.
Учитывая, что предпринимательская деятельность организации по своей сути является главным видом деятельности, налоговым органом сделан вывод о неправомерном применении заявителем налоговой льготы по ЕСН, предусмотренной пп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 50, пунктом 1 статьи 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Названный закон не запрещает общественным объединениям (в том числе общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характер для осуществления предпринимательской деятельности направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что полученные доходы использовались организацией для достижение целей, отличных от уставных.
В результате камеральной налоговой проверки установлено, что среднегодовая численность инвалидов в 2007 году в общем количестве ее членов составила 94,9% (среднегодовое количество членов организации составило 455, из них число инвалидов либо их законных представителей составило 432), что соответствует критериям, предусмотренным пп.2 п.1 ст. 239 НК РФ (т.1 л.д. 67-85, т.2 л.д.3-33).
Факт наличия трудовых отношений между заявителем и физическими лицами, суммы выплат которым, по мнению налогового органа, подлежали включению в налоговую базу по ЕСН, подтверждается представленными в материалы дела копиями заявлений физических лиц о приеме на работу, трудовых договоров, приказов (распоряжений) о приеме работников на работу, личных карточек работников, выписок из табелей учета рабочего времени, форм СЗВ-4-1 (т.3 л.д. 10-50, 64-97). Факт выплаты вознаграждений наемным работникам подтверждается копиями расходных кассовых ордеров, платежных ведомостей (т.3,л.д.52-63).
Довод налогового органа о том, что согласно данным формы 4-ФСС за 2007 год среднесписочная численность работающих на участке "Транспорным", созданным Златоустовским городским отделением Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" составляет 762 человека, из которых численность инвалидов составляет 1,8% , остальные 742 человека не являются членами организации, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что законодатель связывает предоставление общественной организации инвалидов льготы с численным составом членов организации, и не связывает право на возникновение данной льготы ни с численным составом работников организации, ни с иными качественными категориями работающих в общественной организации инвалидов по трудовым договорам.
Таким образом, создание организации инвалидов в виде общественной организации, в составе членов которой инвалиды составляют не менее 80 % от ее общей численности, а также предоставление доказательства достижения целей и задач деятельности отделения - осуществления социальных программ по реабилитации и адаптации инвалидов за 2008 год (т.3 л.д.111-132) свидетельствуют о правомерном использовании заявителем льготы, установленной пп.2 п.1 ст. 239 НК РФ.
Судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 мая 2009 года по делу N А76-5012/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5012/2009
Истец: Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское"
Ответчик: ИФНС РФ по г. Златоусту