г. Челябинск
21 июля 2009 г. |
N 18АП-5290/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Ивановой Н.А., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарём судебного заседания Багдасарян Г.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 мая 2009 года по делу N А76-5010/2009 (судья Наконечная О.Г.), при участии: от златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" - Мулобаева Д. В. (доверенность от 21.08.22008 N72), от Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - Захезиной Н. С. (доверенность от 12.08.2008 N22),
УСТАНОВИЛ:
златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" (далее - заявитель, налогоплательщик, организация) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 19.12.2008 N 3828, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 14 мая 2009 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены.
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области, не согласившись с решением суда первой инстанции, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить.
По мнению налогового органа, низкий процент вовлеченных в деятельность организации инвалидов, высокий уровень заработной платы работников, не являющихся членами налогоплательщика, занятых в предпринимательской деятельности, низкая доля расходов, направленных на уставные цели организации свидетельствуют о том, что основной целью заявителя фактически является предпринимательская деятельность, а не деятельность, направленная на реабилитацию инвалидов.
Инспекция полагает, что, формально соблюдая условия, предусмотренные ст. 149 НК РФ, заявитель получил необоснованную налоговую выгоду в виде невыплаты НДС в бюджет в размере 2.231.747 руб.
От налогоплательщика поступил отзыв на апелляционную жалобу налогового органа, в котором заявитель указал на то, что все необходимые условия для получения льготы по налогу на добавленную стоимость, предусмотренные пп.2 п. 3 ст. 149 НК РФ, подтверждены соответствующими документами, имеющимися в материалах дела.
В судебном заседании представители заинтересованного лица и заявителя поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на нее.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка корректирующей налоговой декларации по НДС за первый квартал 2008 года Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское", по результатам которой был составлен акт от 05.11.2008 N 4050 (т.1 л.д.35-39) и вынесено решение от 19.12.2008 N 3828 (т.1 л.д.44-49).
Согласно указанному решению организация была привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС за 1 квартал 2008 года в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 446.349 руб. 40 коп., начислены пени по НДС в сумме 199.685 руб. 56 коп., а также предложено уплатить НДС в сумме 2.231.747 руб.
Основанием для доначисления налогоплательщику сумм НДС, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ послужили выводы налогового органа о неправомерном применении организацией налоговой льготы, установленной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, в частности, по мнению инспекции, участком "Транспортный", производственными и строительными отделами заявителя фактически осуществлялась коммерческая деятельность по организации перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, между тем какой-либо другой деятельности, связанной именно с выполнением возложенных Уставом и положением об общественной организации целей и задач, не осуществляли. Кроме того, в ходе налоговой проверки выявлены факты отсутствия в составе указанных участков членов организации.
На указанное решение заявителем была подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области, по результатам рассмотрения которой решением от 04.03.2009 N 16-07/000674 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения (т.1 л.д.55-60).
Полагая, что решение налогового органа от 19.12.2008 N 3828 не соответствует положениям законодательства о налогах и сборах и нарушает его права, Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что организация обладает всеми критериями, необходимыми для применения положений подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а именно: является некоммерческим общественным объединением, среди членов которого инвалиды составляют не менее 80%.
Кроме того, суд в решении указал, что норма ст. 149 НК РФ не связывает право на применение налоговой льготы с характером деятельности, осуществляемой общественной организацией инвалидов с достижением определенного результата или конкретной цели деятельности.
Вывод арбитражного суда является правильным, соответствует материалам дела и действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Налоговые льготы устанавливаются для благотворительных организаций, инвалидов, пенсионеров, детских и образовательных учреждений, предприятий, осуществляющих деятельность в интересах государства, предприятий и предпринимателей малого бизнеса, предприятий, оказавшихся в тяжелом финансовом положении по независящим от них причинам.
На первом месте по получению права на налоговые преимущества находятся граждане, которые принадлежат к категории социально незащищенных, либо некоммерческие организации, которые занимаются общественной, благотворительной деятельностью.
К социально незащищенным гражданам Российской Федерации и к общественным организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, в отношении которых предусмотрены налоговые льготы, прежде всего относятся инвалиды и общественные организации, созданные инвалидами.
Так, в соответствии с п.п. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.
Из приведенной нормы следует, что основаниями для применения данной льготы является предоставление льготы налогоплательщику, созданному в соответствии с действующим законодательством в качестве общественной организации инвалидов, а также процентное отношение числа инвалидов и их законных представителей к общей численности членов общественной организации инвалидов - не менее 80%.
Указанная льгота установлена законодателем в качестве мер государственной поддержки инвалидов, защиты их прав и законных интересов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, что следует из положений ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела, Златоустовское городское отделение Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" зарегистрировано в качестве общественной организации Управлением юстиции Администрации Челябинской области, о чем выдано свидетельство от 29.05.1991 N 1303 (т.1 л.д. 104).
Деятельность названной организации осуществлялась на основании Положения, согласованного с Главой администрации г. Златоуста и зарегистрированного Правлением Челябинского областного отделения Всероссийского общества инвалидов 26.12.1998 (т.1 л.д. 7-13).
В соответствии с пунктом 1.3.1. указанного Положения целями Златоустовского городского отделения Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" является защита прав и интересов инвалидов, обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция инвалидов в общество.
В проверяемом периоде заявитель, кроме осуществления деятельности общественной организации инвалидов, осуществлял предпринимательскую деятельность - организацию перевозок грузов, пассажиров, оказания платных услуг населению, производство общестроительных работ.
В целях развития производственной деятельности Златоустовским городским отделением Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" приказом его руководителя от 10.12.1998 N 5 создан участок "Транспортный", который осуществлял свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным 10.12.1998 (т.1 л.д. 146).
Учитывая, что предпринимательская деятельность организации по своей сути является главным видом деятельности, налоговым органом сделан вывод о неправомерном применении заявителем налоговой льготы по НДС, предусмотренной пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Между тем, в соответствии с пунктом 3 статьи 50, пунктом 1 статьи 117 ГК РФ, общественные организации являются некоммерческими организациями и вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
В соответствии со статьей 37 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Названный закон не запрещает общественным объединениям (в том числе общественным организациям инвалидов) заключать договоры гражданско-правового характер для осуществления предпринимательской деятельности направленной на достижение уставных целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям.
Налоговым органом не представлено доказательств того, что полученные доходы использовались организацией для достижение целей, отличных от уставных.
Аналогичная правовая позиция о том, что реализация общественными I
организациями инвалидов товаров (работ, услуг) вне зависимости от того, связана ли эта деятельность с осуществлением данными учреждениями некоммерческой деятельности либо осуществляется в рамках предпринимательской деятельности, подлежит освобождению от обложения НДС, изложена в письме МНС России от 29.01.2004г. N 24-08/05588.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что отделение обладает всеми критериями, необходимыми для применения положений подпункта 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ, а именно является некоммерческим общественным объединением, среди членов которого инвалиды составляют не менее 80%.
Так, в результате камеральной налоговой проверки установлено, что по состоянию на 01.04.2008 среднегодовая численность инвалидов в 1 квартале 2008 года в общем количестве ее членов составила 91,6% (среднегодовое количество членов организации составило 463, из них число инвалидов либо их законных представителей составило 424), что соответствует критериям, предусмотренным пп.2 п.3 ст. 149 НК РФ (т.2 л.д. 7-25).
Довод налогового органа о том, что согласно данным формы 4-ФСС за 1 квартал 2008 года среднесписочная численность работающих на участке "Транспорным", созданным Златоустовским городским отделением Челябинской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов "Новозлатоустовское" составляет 718 человек, из которых численность инвалидов составляет 1,3% , остальные 702 человека не являются членами организации, отклоняется судом апелляционной инстанции в связи с тем, что законодатель связывает предоставление общественной организации инвалидов льготы с численным составом членов организации, и не связывает право на возникновение данной льготы ни с численным составом работников организации, ни с иными качественными категориями работающих в общественной организации инвалидов по трудовым договорам.
Таким образом, создание организации инвалидов в виде общественной организации, в составе членов которой инвалиды составляют не менее 80 % от ее общей численности, а также предоставление доказательства достижения целей и задач деятельности отделения - осуществления социальных программ по реабилитации и адаптации инвалидов за 2008 год (т.3 л.д. 11-72) свидетельствуют о правомерном использовании заявителем льготы, установленной пп.2 п.3 ст. 149 НК РФ.
Судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как неосновательные по изложенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 14 мая 2009 года по делу N А76-5012/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-5010/2009
Истец: Златоустовское городское отделение ЧООО ВОИ "Новозлатоустовское"
Ответчик: ИФНС РФ по г. Златоусту