г. Челябинск
29 июля 2009 г. |
N 18АП-4747/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тимохина О.Б., судей Плаксиной Н.Г., Арямова А.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коваленко А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети", Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) на решение Арбитражного суда Курганской области от 23 апреля 2009 года по делу N А34-160/2009 (судья Шестакова Л.П.), а также апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" на дополнительное решение Арбитражного суда Курганской области от 19 мая 2009 года по делу N А34-160/2009 (судья Шестакова Л.П.), при участии: от открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" - Евдокимова Н.А. (доверенность N 141 от 16.12.2008), Редькина Е.А. (доверенность N 152 от 27.03.2009), Безельт А.С. (доверенность N 145 от 11.01.2009), от Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области - Носко А.Ф. (доверенность N 04/896 от 02.06.2008), Панфиленко Ю.А. (доверенность N 04/492 от 12.03.2009), от открытого акционерного общества "Курганэнерго" - Деркач Т.П. (доверенность N 13 от 01.01.2009), от открытого акционерного общества "Энергосбыт" - Овчарова А.В. (доверенность N 107-09 от 01.01.2009),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" (далее - ОАО "ШМКЭС", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании незаконным бездействия Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - департамент, заинтересованное лицо) выразившегося в не установлении на 2009 год на территории Курганской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по которым заявитель может получать оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии от потребителей и гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций) и нарушающим законные права и интересы заявителя, обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления на территории Курганской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ), открытое акционерное общество "Курганэнерго" (далее - ОАО "Курганэнерго") и открытое акционерное общество "Энергосбыт" (далее - ОАО "Энергосбыт).
Решением Арбитражного суда Курганской области от 23 апреля 2009 года по настоящему делу в удовлетворении требований заявителю отказано.
Дополнительным решением от 18.05.2009 по данному делу суд первой инстанции взыскал с ОАО "ШМКЭС" в доход федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлине в размере 2 000 руб.
ОАО "ШМКЭС" не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке.
Вывод суда о том, что заявитель вправе заключить договор на передачу электрической энергии лишь с сетевой организацией ОАО "Курганэнерго", не соответствует закону, поскольку гарантирующий поставщик ОАО "Энергосбыт" не исполнил требования п. 6 Правил N 530, не заключив с заявителем договор оказания услуг по передаче электрической энергии в интересах потребителей, чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетям заявителя, и приступил к исполнению договоров энергоснабжения. В этом случае заявителю п. 82 Правил N 530 предоставлено право взыскать с гарантирующего поставщика ОАО "Энергосбыт" стоимость оказанных услуг по передаче электрической энергии без договора оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством.
Постановление от 14.11.2008 N 31-3 содержит различные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также тарифы на электрическую энергию на 2009 год. Какие из тарифов, содержащиеся в Постановлении от 14.11.2008 N 31-3, являются едиными (котловыми), по которым заявитель вправе получать оплату за оказанные услуги суд не выяснял и не устанавливал. По мнению заявителя, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей Курганской области отсутствуют.
Кроме того, ОАО "ШМКЭС" считает необоснованной ссылку суда на судебные акты по делам N А34-2208/2007, N А34-7525/2007, N А34-1882/2008.
ОАО "ШМКЭС" также не согласилось с дополнительным решением суда первой инстанции, поскольку при подаче заявления обществом было приложено платежное поручение от 25.11.2008 N 329 о перечислении в бюджет государственной пошлины в размере 2 000 руб. Определением суда от 21.01.2009 установлен факт подачи заявления в соответствии со ст. 126 АПК РФ. Суд не запросил ни в банке, ни у заявителя сведений о перечислении государственной пошлины. Согласно выписки банка из лицевого счета от 25.11.2008 было списано со счета 2 000 руб. по документу N 329, на платежном поручении от 25.11.2008 N 329 имеется отметка ОАО "Русь-Банк-Урал" о том, что со счета 25.11.2008 списано 2 000 руб., имеется штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
ФТС также не согласилась с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилась с апелляционной жалобой.
Постановлением от 14.11.2008 N 31-3 департаментом не были установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Курганской области на 2009 год, предусмотренные п. 49 Методических указаний, а установлены тарифы для конкретной сетевой организации - ОАО "Курганэнерго". По указанному основанию ФТС проведена проверка законности постановления департамента от 14.11.2008 N 31-3. По результатам проверки ФТС вынесено предписание от 07.05.2009 N 162-к "О прекращении нарушения Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования".
В дополнениях к своей апелляционной жалобе ФТС указала, что во исполнение предписания ФТС России от 07.05.2009 N 162-к, департаментом принято постановление от 18.06.2009 N 14-1 "О внесении изменений в постановление Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 14 ноября 2008 года N 31-3 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующего поставщика электрической энергии, регулируемой энергосбытовой организации с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области, и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность)".
Указанным постановлением департамент установил единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Курганской области.
ОАО "Энергосбыт" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу ОАО "ШМКЭС", по мотивам которого отклонило ее доводы.
Департамент также представил отзыв на апелляционную жалобу ОАО "ШМКЭС" с возражениями на ее доводы.
ОАО "Курганэнего" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу ОАО "ШМКЭС", по мотивам которого отклонило ее доводы.
Поступили также письменные возражения на отзывы по жалобам.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представитель ФТС в судебное заседание не явился.
С учетом мнений представителей открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети", Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, открытого акционерного общества "Курганэнерго", открытого акционерного общества "Энергосбыт" и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ФТС.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционных жалоб на решение и дополнительное решение арбитражного суда первой инстанции, и поддержали апелляционную жалобу ФСТ, а представители Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области, открытого акционерного общества "Курганэнерго" и открытого акционерного общества "Энергосбыт" возражали относительно доводов апелляционных жалоб заявителя и ФСТ, оставив на усмотрение суда разрешение апелляционной жалобы общества на дополнительное судебное решение.
Дополнительно представители общества пояснили, что в связи с изданием заинтересованным лицом постановления от 18.06.2009 N 14-1 не настаивают на своем требовании обязать департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем установления на территории Курганской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В обоснование доводов о надлежащем исполнении обязанности по уплате государственной пошлины при обращении в суд первой инстанции предъявили арбитражному апелляционному суду оригиналы: второй экземпляр платежного поручения от 25.11.2008 N 329 с отметкой в поле "списано со сч. плат" - 25.11.2008, и выписку банка из лицевого счета ОАО "ШМКЭС" о списании по документу N 329 25.11.2008 суммы в размере 2000 руб. Пояснили, что суд, принимая заявление, посчитал надлежащим доказательство уплаты государственной пошлины (без движения заявление не оставил, в ходе рассмотрения дела дополнительных доказательств надлежащей уплаты не запросил), а на вынесение дополнительного решения общество судом извещалось.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ОАО "ШМКЭС" осуществляет оказание услуг по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему объектов электросетевого хозяйства потребителям Курганской области, чьи энергопринимающие устройства имеют технологическое присоединение к его электрической сети. Общество включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по территориальным распределительным сетям подлежат государственному регулированию.
ОАО "Энергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет поставку электрической энергии по договорам энергоснабжения потребителям на территории Курганской области, в том числе потребителям, имеющим технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "ШМКЭС". В соответствии с договорами энергоснабжения ОАО "Энергосбыт" приняло на себя обязательства поставлять потребителям электроэнергию и урегулировать отношения по передаче электрической энергии. Договоры купли-продажи электроэнергии с потребителями не заключались. Для установления тарифов на 2009 год ОАО "Энергосбыт" представил в департамент подтверждающие документы о наличии заключенных договоров энергоснабжения с потребителями.
Поскольку департаментом на 2009 год не установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориально-распределительным сетям Курганской области, независимо от того, к сетям какой сетевой организации потребители услуг по передаче электрической энергии присоединены, ОАО "ШМКЭС" заключены договоры с потребителями услуг по передаче электрической энергии, однако потребители услуг не имеют возможности оплачивать услуги напрямую сетевой организации, посчитав бездействие департамента, выразившееся в неустановлении на 2009 год на территории Курганской области единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, по которым заявитель может получать оплату за оказанные услуги по передаче электрической энергии от потребителей и гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций) и нарушающим законные права и интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований обществу, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, предоставляемую организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, установленных Правительством Российской Федерации до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 6 Закона N 41-ФЗ, пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней тарифов на услуги по передаче электроэнергии.
В соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 20.05.2003 N 149 (с последующими изменениями) департамент является органом исполнительной власти Курганской области в области государственного регулирования тарифов и надбавок, осуществляющим государственное регулирование тарифов на территории Курганской области в соответствии с выше указанными федеральными нормативными актами.
Статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 36-ФЗ) установлено, что в течение переходного периода реформирования электроэнергетики оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, которые в том числе устанавливают особенности участия поставщиков в оптовом рынке электрической энергии (мощности), связанные с условиями закупки топлива (степень монополизации рынка топлива, порядок регулирования цен на топливо).
Правила переходного периода утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" (далее - Правила) в Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" внесены изменения.
Согласно внесенным изменениям "Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг" дополнены разделом II.1 "Порядок заключения и исполнения договоров между смежными сетевыми организациями".
Абзацем 5 пункта 29.8 указанного раздела установлено, что при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителями услуг являются обе стороны. При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2008 год и последующие годы ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность). По решению федерального органа исполнительной власти по тарифам, принимаемому по обращению уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, указанная норма может быть применена при установлении тарифов на 2007 год.
Указанное решение федерального органа исполнительной власти по тарифам о применении вышеназванной нормы при установлении тарифов на 2007 год принято приказом Федеральной службы по тарифам от 13.02.2007 N 22-э/1 "О внесении изменений и дополнений в приказ ФСТ России от 12.12.2006 N 375-э/17 "Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории субъектов Российской Федерации".
Согласно вышеназванному приказу Федеральной службы по тарифам от 13.02.2007 N 22-э/1 в отношении Курганской области установлен правовой режим предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Согласно примечаниям к указанному приказу в Курганской области предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии установлены с учетом обеспечения равенства тарифов на одном уровне напряжения для всех потребителей услуг, принадлежащих к одной группе, независимо от того к сетям какой организации они присоединены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 N 168 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики" Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) изложены в новой редакции.
Согласно новой редакции пункта 42 Правил при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с указанным пунктом Правил определен Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2.
Названные Методические указания определяют порядок расчета единых на территории субъекта Российской Федерации (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей этих услуг (кроме сетевых организаций) независимо от того к сетям какой организации они присоединены, а также определяют порядок расчета индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии, используемого только для взаиморасчетов между сетевыми организациями за оказанные услуги.
Во исполнение поименованных нормативных актов Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области постановлением от 06.03.2007 N 4-1 "Об установлении тарифов на покупную электрическую энергию и тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) для потребителей гарантирующих поставщиков, регулируемых энергоснабжающих организаций, регулируемых энергосбытовых организаций с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории Курганской области" ввел правовой режим котловых тарифов в 2007 году.
В последующем департаментом приняты тарифные решения, обеспечивающие установление единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг Курганской области на 2008, 2009 годы - это соответственно постановление от 29.10.2007 N 22-27, постановление от 14.11.2008 N 31-3.
Тарифы для конечных потребителей (включающих в себя и стоимость услуг по передаче электроэнергии) были установлены Департаментом на 2007, 2008, 2009 годы постановлениями соответственно от 23.11.2006 N 20-11, от 29.10.2007 N 22-28, от 14.11.2008 N 31-1.
В соответствии с пунктами 5, 6, Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. В соответствии с договором энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Согласно пункту 7 Правил по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии между гарантирующим поставщиком и покупателем электрической энергии гарантирующий поставщик обязуется отпустить (поставить) электрическую энергию покупателю, а покупатель обязуется оплатить полученную электрическую энергию. При этом в указанном договоре не урегулируются отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя электрической энергии.
Установлено, что на территории Курганской области обеспечение потребителей электрической энергией осуществляется на основании договоров энергоснабжения, при заключении которых потребители поручили гарантирующему поставщику урегулировать отношения по передаче электроэнергии с сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединено энергопринимающее устройство потребителя через объекты электросетевого хозяйства которой потребитель получает электрическую энергию.
В соответствии с постановлением департамента от 23.08.2007 "О присвоении статуса гарантирующего поставщика в связи с передачей прав и обязанностей организации, осуществляющей функции гарантирующего поставщика", с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.10.2007 N 22-36 в зону деятельности гарантирующего поставщика ОАО "Энергосбыт" включена зона деятельности, определенная границами балансовой принадлежности электрических сетей ОАО "ШМКЭС".
В соответствии с Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики ОАО "Энергосбыт" (гарантирующий поставщик) заключило с ОАО "Курганэнерго" (распределительная территориальная сетевая компания) договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 07.04.2007 по условиям которого ОАО "Курганэнерго" обязалось урегулировать отношения по передаче электроэнергии со смежными сетевыми организациями.
Во исполнение указанного договора ОАО "Курганэнерго" заключило договоры оказания услуг по передаче электрической энергии с двадцатью смежными сетевыми организациями из существующих на территории Курганской области двадцати одной сетевой организации (кроме ОАО "ШМКЭС").
При указанных обстоятельствах является обоснованным утверждение суда первой инстанции о том, что на территории Курганской области в сфере тарифного регулирования в силу вышеперечисленных нормативных актов установлены отношения, в соответствии с которыми гарантирующий поставщик (сбытовая организация), получая от потребителей плату на основании тарифов, установленных Департаментом регулирования цен и тарифов Курганской области, за электроэнергию, поставляемую на основании заключенных между ними договоров энергоснабжения, оплачивает услуги по передаче электрической энергии, по котловым тарифам региональной сетевой организации ОАО "Курганэнерго".
В структуре котловых тарифов, установленных департаментом на соответствующий год, средства на оплату услуг по передаче электрической энергии смежной сетевой организации предусмотрены у ОАО "Курганэнерго".
Расчет за услуги, оказываемые сетевыми организациями, осуществляется ОАО "Курганэнерго" по установленным для них индивидуальным тарифам. Перечисление региональной сетевой организацией ОАО "Курганэнерго" смежным сетевым организациям полученных денежных средств должно осуществляться на основании заключенных между ними соответствующих договоров.
ОАО "ШМКЭС", как и иные организации, имеющие на балансе электросетевое оборудование, используемое для передачи электрической энергии, вправе заключить договор на передачу электрической энергии не с потребителями, присоединенными к их сетям, а с сетевой организацией ОАО "Курганэнерго".
При принятии решения по настоящему делу арбитражным судом первой инстанции правильно учтена правовая позиция вступивших в законную силу судебных актов по делам N N А34-2208/2007, А34-7525/2007, А3401882/2008 и другим делам, копии судебных актов по которым представлены в материалы настоящего дела.
Доводы апелляционных жалоб их подателей подлежат отклонению арбитражным судом апелляционной инстанции по указанным выше основаниям.
Кроме того, правовым основанием для заявления поименованных требований является глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующая рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
Из содержания ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статей 198, 200 АПК РФ государственный орган при возникновении спора о законности его действий (бездействия) обязан доказать, что осуществлял их в соответствии с требованиями закона и исходил из обстоятельств, наличие которых позволяли ему действовать (бездействовать) таким образом.
Согласно статьям 198, 201 АПК РФ, статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, для признания незаконными бездействия необходима совокупность двух условий: несоответствие бездействия законам и иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
Применив указанные выше нормы права в их совокупности, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии со стороны департамента незаконного бездействия и правильно не усмотрел по данному спору отсутствие нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя, отсутствие создания департаментом препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности общества.
Доводы ОАО "ШМКЭС" относительно неправосудности дополнительного решения суда отвергаются в связи со следующим.
В соответствии с п. 2 ст. 126 АПК РФ к исковому заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере.
Эта обязанность возложена на заявителя по делу, в связи с чем ссылка общества на не оставление заявления без движения по этому основанию и принятие судом заявления к рассмотрению несостоятельна, поскольку не влечет невозможности рассмотрения дела по существу.
При этом в силу п. 3 ч. 1 ст. 178 АПК РФ суд вправе принять дополнительное решение по делу, если не разрешен вопрос о судебных расходах, к каковыми, согласно ст. 101 АПК РФ, относится государственная пошлина.
Суд, воспользовавшись своим правом, надлежащим образом извести лиц, участвующих по делу, о месте, дате и времени судебного заседания по этому вопросу, в том числе и заявителя по делу, что видно из определения от 23.04.2009, почтовой карточки о вручении 24.04.2009 заявителю копии определения (т. 4, л.д. 47, 53).
Однако заявитель 18.05.2009 в судебное заседание не явился, доказательств надлежащей уплаты государственной пошлины за рассмотрение заявление в арбитражном суде первой инстанции не представил.
Из материалов дела видно, что к заявлению в суд общество приложило названное платежное поручение без соответствующих отметок банка о списании денежных средств, на что правомерно указал суд в своем дополнительном решении (т. 1, л.д. 9).
Представленные в арбитражный апелляционный суд вышеназванные дополнительные доказательства надлежащей уплаты государственной пошлины в силу требований ст. 67 АПК РФ не могут быть признаны относимыми к данному делу, поскольку заявление ОАО "ШМКЭС" датировано 19.01.2009, поступило в суд 20.01.2009, а названное платежное поручение N 329 и выписка о нем банка имеют дату - 25.11.2008. Кроме того, в поле "назначение платежа" отражена запись "государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах", что с учетом не единственного данного судебного спора общества не может быть безусловно оценено как уплата соответствующих судебных расходов именно по делу N А34-160/2009.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены судебных актов суда первой инстанции по настоящему делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 23 апреля 2009 года по делу N А34-160/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети", Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) - без удовлетворения.
Дополнительное решение Арбитражного суда Курганской области от 19 мая 2009 года по делу N А34-160/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-160/2009
Истец: ОАО "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети"
Ответчик: Департамент государственного регулирования цен и тарифов Курганской области
Третье лицо: Федеральная служба по тарифам России, ОАО "Энергосбыт", ОАО "Курганэнерго"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2227/10
15.02.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2227/10
03.11.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8468/09-С1
31.07.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4747/2009