г. Челябинск |
|
31 августа 2009 г. |
Дело N А47-1576/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 августа 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Дмитриевой Н.Н., судей Степановой М.Г., Толкунова В.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Мавлявеевой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2009 по делу N А47-1576/2009 (судья Лазебная Г.Н.), при участии: от заявителя - Ивановой И.А. (доверенность от 12.01.2009 N 4), Морозовой Я.Б. (доверенность от 12.01.20089 N 3),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга (далее - налоговый орган, инспекция) от 20.11.2008 N 1217 и N 4618 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 11 153 823 рублей и предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 1 363 499 рублей (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2009 по делу N А47-1576/2009 (судья Лазебная Г.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, инспекция обжаловала его в апелляционном порядке, в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что налогоплательщиком были представлены счета-фактуры не соответствующие требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, НК РФ), в представленных счетах-фактурах адрес покупателя товаров (заявителя) не соответствует юридическому адресу общества, так как по сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) юридический адрес иной. Кроме того, по мнению инспекции, счета-фактуры, представленные налогоплательщиком, в которых отсутствуют такие сведения как единица измерения и количество оказываемых транспортных услуг, также не могут служить основанием для принятия сумм налога к вычету, а в случае внесения исправлений в такие счета-фактуры вычет производится в том налогом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура.
Отзыв на апелляционную жалобу налогоплательщиком не представлен.
Представитель инспекции в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом.
С учетом мнения представителей заявителя, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя инспекции.
Представители общества в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2008 года, по результатам которой было установлено необоснованное предъявление к вычету сумм НДС в размере 12 560 389 рублей.
Инспекцией был составлен акт от 07.10.2008 N 10037 и вынесены решение от 20.11.2008 N 4618 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, за непредставление в установленный срок документов в размере 1 800 рублей, предложено уплатить НДС в размере 1 363 499 рублей, и решение от 20.11.2008 N 1217 об отказе в возмещении НДС в размере 11 196 890 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области от 30.01.2009 N 03-69/01396 вышеуказанные решения инспекции утверждены.
Не согласившись с решениями инспекции, налогоплательщик обратился в Арбитражный суд Оренбургской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей заявителя, исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1-3 п. 1 ст. 146 НК РФ, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) доля собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
В силу пункта 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении товаров (работ, услуг). При этом вычетам подлежат только суммы налога, которые предъявлены налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса РФ - п. 1 ст. 169 НК РФ.
При этом счет-фактура должен быть составлен с соблюдением требований к оформлению, изложенных в п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в представленных налогоплательщиком счетах-фактурах указан адрес покупателя - ООО "Татнефть-Северный", - Оренбургская область, с. Северное, ул. Южная, 25.
При проведении проверки инспекцией было установлено, что в ЕГРЮЛ юридический адрес общества указан - Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 2, кв. 858.
Согласно ответу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Оренбургской области от 06.03.2009 N 07-10/032708 обществом было представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р 11001, устав, учредительный договор, в которых указан адрес местонахождения общества - 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 2.
Судом установлено, что в 2006 году общество изменило юридический адрес, внеся соответствующие изменения в учредительные документы, юридический адрес был измен на адрес: 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 25. Указанные изменения были вызваны тем обстоятельством, что в 2004 году Администрацией Северного района Оренбургской области планировалась замена литер домов по ул. Южная, в частности дом N 2 по ул. Южная планировалось заменить на дом N 25, что подтверждается ответом Администрации Северного района Оренбургской области от 19.03.2009, от 27.04.2009, свидетельством серии 56 N 001145871 от 28.04.2003, уставом общества.
В связи с отсутствием финансирования, а также учитывая объемный комплекс работ по перерегистрации документов, устанавливающих права собственности, аренды и т.д. на объекты недвижимости, мероприятия по замене литер строений по всем улицам с. Северное осуществлены были не полностью, в том числе и по ул. Южная.
Согласно учредительным документам общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный" на момент выставления спорных счетов-фактур имело юридический адрес: 461670, Оренбургская область, Северный район, с. Северное, ул. Южная, 25. Данный адрес и указан им в счетах-фактурах.
То обстоятельство, что соответствующие изменения не были внесены в ЕГРЮЛ, само по себе не является основанием для отказа налогоплательщику в вычете сумм налога, кроме того, несоответствие адреса покупателя товаров (работ, услуг), который является заявителем налогового вычета, не может влиять на обоснованность налогового вычета, и не препятствует налоговому органу в проведении проверки продавцов товаров, которые обязаны уплатить НДС в бюджет по таким счетам-фактурам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении в данной части заявленных требований.
В части внесения изменений в счета-фактуры доводы апелляционной жалобы также подлежать отклонению как не обоснованные в связи со следующим.
По мнению суда апелляционной инстанции ни статья 169 НК РФ ни иные нормы Налогового кодекса Российской Федерации не содержат запрета налогоплательщикам вносить исправления или дополнения в уже выставленные счета-фактуры.
Указанный вывод следует из неразрывности права на применение налогового вычета по НДС, который зависит не только от фактической уплаты налога поставщикам, но и от формальных требований Налогового кодекса Российской Федерации к порядку подтверждения правомерности применения данных вычетов.
Таким образом, суд фактически установил, что для целей реализации налогоплательщиком своего права на применение налогового вычета по НДС первичным является его экономическая основа, а не формальное обоснование указанными в Налоговом кодексе Российской Федерации документами.
Данный вывод также следует из положений абз. 2 п. 1 ст. 54 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым перерасчет налоговых обязательств, связанных с обнаружением ошибок (искажений), производится в период их совершения.
Кроме того, представленные налогоплательщиком исправленные счета-фактуры соответствуют положениям Налогового кодекса Российской Федерации, что не оспаривается подателем апелляционной жалобы, а отсутствие в таких счетах-фактурах даты внесения исправлений, по мнению суда апелляционной инстанции, не может являться основанием для отказа налогоплательщику в вычете уплаченных сумм налога.
Более того, внесенные налогоплательщиком исправления не коснулись даты выставления счета-фактуры и как следствие возникновения объективных обстоятельств, для предъявления уплаченных сумм налога, к вычету.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно не принял доводы налогового органа о предъявлении сумм налога к вычету в периоде внесения исправлений в счета-фактуры.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные заявителем и налоговым органом доказательства в их совокупности и взаимосвязи.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.06.2009 по делу N А47-1576/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в кассационном порядке информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Н.Н. Дмитриева |
Судьи |
М.Г. Степанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-1576/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Северный"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга
Хронология рассмотрения дела:
31.08.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6911/2009