г. Челябинск
17 сентября 2009 г. |
N 18АП-7651/2009 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Матвеевой С.В., судей Бабкиной С.А., Ершовой С.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиным И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.07.2009 по делу N А07-7623/2009 (судья Фенина Л.Е.),
УСТАНОВИЛ:
дочернее общество с ограниченной ответственностью Охранное предприятие "Альянс-Охрана" (далее - ДООО предприятие "Альянс-Охрана", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС N 39 по Республике Башкортостан, Инспекция, ответчик, регистрирующий орган) о признании решения налогового органа от 26.03.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица недействительным. Просил обязать налоговый орган произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества, выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, копию устава заявителя с отметкой о государственной регистрации. Кроме того, заявил о взыскании убытков в размере 50 000 руб., компенсации вреда, причиненного деловой репутации общества в сумме 50 000 руб., а также расходов на оплату услуг представителя в размере 10 000 руб.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявителем уточнялись требования: просил признать решение налогового органа от 26.03.2009 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов недействительным, обязании налогового органа произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества. От остальных требований заявитель отказался.
Судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнения заявления приняты, дело рассмотрено с учетом уточнений.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.07.2009 требования ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" о признании решения налогового органа от 26.03.2009, обязании налогового органа произвести государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы общества, удовлетворены. Решение Межрайонной ИФНС N 39 по Республики Башкортостан от 26.03.2009 об отказе ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, признано недействительным. Суд обязал Межрайонную ИФНС N 39 по Республики Башкортостан зарегистрировать изменения, вносимые ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" в учредительные документы юридического лица.
Производство по заявлению ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" о выдаче заявителю свидетельства о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, копии устава заявителя с отметкой о государственной регистрации, взыскании убытков в размере 50 000 руб., компенсации вреда, причиненного деловой репутации общества в сумме 50 000 руб., расходов на оплату услуг представителя, прекращено. Кроме того, судом первой инстанции с Межрайонной ИФНС N 39 по Республики Башкортостан взыскано 2 000 руб. судебных расходов по государственной пошлине в пользу ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана".
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требования ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция указывает на правомерность оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации от 26.03.2009, так как заявителем в нарушение требований Федерального закона 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), а также Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ не представлен лист к заявлению по форме Р13001, содержащий сведения о вносимых изменениях в учредительные документы юридического лица.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает и просит оставить его без изменения, считает, что в данном случае законных оснований для принятия Инспекцией решения об отказе государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не имелось. Просит рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке ст. 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" представило в Межрайонную ИФНС N 39 по Республике Башкортостан документы для государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в связи с изменением состава участников общества, принятием единственным участником решения об изменении наименования Общества и увеличением уставного капитала.
К заявлению был приложен пакет документов, необходимых для государственной регистрации указанных изменений, в том числе, устав (утвержден внеочередным общим собранием участников от 16.06.2008) (л.д. 60-73), решение единственного участника общества о внесении изменений в учредительные документы юридического лица от 16.03.2009 (л.д. 86), решение единственного участника N 2 от 18.03.2009 (л.д. 99), документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию (платежное поручение N 172 от 11.03.2009, л.д. 23), договор купли - продажи доли в уставном капитале Общества от 12.03.2009, акт приема передачи (л.д. 117), отчет об оценке, приходный кассовый ордер, а также заявление по форме N Р14001 с приложениями. Указанные документы представлены в налоговый орган в надлежащей форме: прошиты, пронумерованы, с заверенной нотариусом подписью директора (л.д. 41-45, 46-52).
По результатам рассмотрения представленных документов регистрирующим органом принято решение от 26.03.2009 об отказе в государственной регистрации (л.д. 20).
Согласно п. 2 ст. 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные п. 1 настоящей статьи.
В рассматриваемом случае основанием для отказа в государственной регистрации явилось то обстоятельство, что к заявлению не приложен лист с перечнем изменяемых сведений, тогда как заявителем был проставлен знак "V" в п. 2.7 заявления по форме N Р13001. При этом, налоговый орган сослался на Методические разъяснения по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16, которыми предусмотрено представление изменяемых сведений на отдельном листе за подписью заявителя.
Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для вынесения оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации, поскольку обществом в регистрирующий орган представлены все необходимые документы, предусмотренные Законом о регистрации для данного вида государственной регистрации. Суд исходил из того, что требование регистрирующего органа о необходимости составления перечня изменяемых сведений, оформляемого на отдельном листе, как составной части заявления о государственной регистрации изменений, предоставление которого предусмотрено пунктом 3.7 Методических разъяснений, неправомерно, поскольку не основано на взаимосвязанных положениях статей 9, 17 Закона о регистрации и постановления от 19.06.2002 N 439, суд посчитал, что приказ Федеральной налоговой службы России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ не может возлагать обязанности по предоставлению документов, которые не установлены федеральным законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 и 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
В статье 23 Закона о регистрации содержится исчерпывающий перечень оснований отказа в государственной регистрации, в соответствии с которым одним из оснований для отказа в государственной регистрации является непредставление определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Статья 17 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в числе которых указано подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Формы заявлений о государственной регистрации утверждены постановлением от 19.06.2002 N 439. Согласно приложению N 3, N 4 к указанному постановлению форма N Р13001 состоит из заявления на трех страницах и дополнительных листов А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, форма N Р14001 - из заявления и дополнительных листов А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме N Р13001 и заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по форме N Р14001 и приложенные к ним соответствующие документы, представлены в регистрирующий орган.
Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно посчитал, что непредставление при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, перечня изменяемых сведений, оформленного на отдельном листе, как составной части заявления о государственной регистрации, не может свидетельствовать о несоответствии поданного заявления требованиям федерального законодательства. Следовательно, отказ налоговой инспекции в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, связанных с внесением изменений в учредительные документы, обоснованно признан судам недействительным как не соответствующий Закону о регистрации.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на п. 3.7 раздела 4 Методических разъяснений, согласно которому перечень изменяемых сведений указывается на отдельном листе, который подписывается заявителем и является составной частью заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции ввиду того, что обязанность по предоставлению такого отдельного листа в составе заявления о государственной регистрации не предусмотрена ст. 17 Закона о регистрации.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у регистрирующего органа законных оснований для отказа ДООО Охранное предприятие "Альянс-Охрана" в государственной регистрации, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав решение от 26.03.2009 недействительным и обязав налоговую инспекцию осуществить государственную регистрацию вносимых обществом изменений.
Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.07.2009 по делу N А07-7623/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
С.В. Матвеева |
Судьи |
С.А. Бабкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-7623/2009
Истец: Дочернее ООО "Альянс-Охрана"
Ответчик: МИФНС России N 39 по Республике Башкортостан