г. Челябинск
23 сентября 2009 г. |
N 18АП-6986/2009 |
Резолютивная часть постановления оглашена 22 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Ермолаевой Л.П., судей Баканова В.В., Пивоваровой Л.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Бакшаевой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Государственного учреждения "Дюртюлинское лесничество" к открытому акционерному обществу "Амзинский лесокомбинат", с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан (судья Айбасов Р.М.), при участии от ответчика - Шафеева Д. Р. (доверенность N 1773 от 21.07.2009);
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение "Дюртюлинское лесничество"" (далее ГУ "Дюртюлинское лесничество", Лесничество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к открытому акционерному обществу "Амзинский лесокомбинат" (далее ОАО "Амзинский лесокомбинат", ответчик) с иском (с учетом уточнений) о взыскании долга по арендной плате за период с 14.05.2008 по 13.01.2009 в сумме 122 120 рублей (с учетом принятых судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнений иска).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2009 (судья Айбасов Р.М.) исковые требования удовлетворены.
Мотивируя принятое решение, суд первой инстанции исходил из наличия у ответчика неисполненных обязательств по внесению арендной платы на основании заключенного между Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан и ОАО "Амзинский лесокомбинат" договора аренды лесного участка, а так же наличия у истца полномочий на обращение в суд с настоящими требованиями.
ОАО "Амзинский лесокомбинат" не согласившись с принятым решением, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что ГУ "Дюртюилинское лесничество" не может быть истцом в арбитражном суде по правоотношениям аренды земельного участка с лесными насаждениями, поскольку договор аренды земельного участка от 14.05.2008 заключен с Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан. Выводы суда о наличии у ГУ "Дюртюлинское лесничество" полномочий на обращение с иском основаны на неправильном применении норм права, т.к. приказ Министерства Лесного хозяйства о наделении истца функциями администраторов доходов бюджета является нелегитимным. Суд необоснованно взыскал с истца платежи за период до регистрации договора аренды лесного фонда с 14.05.2008 по 16.07.2008 г., кроме того, суд не учел, что арендатор не имел возможности владеть и пользоваться земельным участком лесного фонда, т.к. у него отсутствовал "Проект освоения лесов".
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2009 арбитражный суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, в связи с наличием оснований для безусловной отмены решения суда первой инстанции на основании ч. 5 ст. 270 АПК РФ, поскольку принятым судебным актом непосредственно затронуты права и обязанности не привлеченного к участию в деле лица - Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан. Как следует из материалов дела, в основание заявленных требований истцом положен договор аренды лесного участка от 14.05.2008г., заключенный между ответчиком (арендатор) и Министерством природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан, являющегося правопредшественником Министерства лесного хозяйства РБ (арендодатель). Истец стороной данного договора не является, тогда как требования по иску, направлены на взыскание задолженности по арендной плате в пользу истца. Решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований свидетельствует о непосредственном влиянии принятого по результатам рассмотрения дела судебного акта на права и обязанности Министерства лесного хозяйства РБ как стороны по договору аренды. Поскольку указанное лицо, чьи права и обязанности непосредственно затрагиваются принятым судебным актом, к участию в деле привлечено не было, в силу нормы п.4 ч.4 ст. 270 АПК РФ данное обстоятельство является безусловным основанием для отмены судебного акта.
Согласно ч. 5 ст. 270 АПК РФ при отмене решения по основаниям, предусмотренным в части 4 настоящей статьи арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным настоящим Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Представитель ответчика ОАО "Амзинский лесокомбинат" с требованиями истца не согласился указав, что ГУ "Дюртюлинское лесничество" не является территориальным органом Министерства лесного хозяйства РБ, поскольку последнее является одним из соучредителей данного юридического лица, в силу чего Министерство как учредитель не вправе передавать Лесничеству какие-либо полномочия.
Представитель Министерства лесного хозяйства РБ, ГУ "Дюртюлинское лесничество" в судебное заседание не явились. Согласно представленному отзыву Министерство полагает, что полномочия главного администратора доходов бюджета лесничествам не переданы, а на основании приказа Министерства N 191п от 22.12.2008 переданы лишь полномочия по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей пеней и штрафов, а так же процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и на основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Министерства лесного хозяйства РБ и ГУ "Дюртюлинское лесничество".
Рассматривая дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
14.05.2008 года между Министерством природопользования лесных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Башкортостан (арендодатель) и ОАО "Амзинский лесокомбинат" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка.
Согласно условиям договора арендодатель на основании протоколов Министерства природопользования, природных ресурсов и охраны окружающей среды РБ от 07.05.2008 года N N 3/8, 3/9, 3/10, 3/11 о результатах аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося на территории Агиделевского лесничества РБ, передает, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 5913 га, имеющий местоположение: Республика Башкортостан, Калтасинский район, Шариповское участковое лесничество Агиделевского лесничества, кварталы 6-12, 18, 24-27, 38, 39, 40-43, 54-58, 67-71, 13-15, 19-22, 28-37, 44-50, 59-63, 72-74. (л.д. 6-9).
Схема расположения земельного участка и его характеристики приводятся в приложениях N 1 и 2 , являющихся неотъемлемой частью договора.
Арендная плата по договору установлена в размере 298 516 рублей в год (п.5 договора). Приложением N 4 к договору стороны согласовали сроки и порядок внесения арендной платы, в соответствии с которым часть платежей подлежит внесению в бюджет субъекта Российской Федерации, часть платежей - в федеральный бюджет.
Согласно п. 19 срок договора установлен с 14 мая 2008 г. по 14 мая 2057 года.
17.07.2008 Управлением федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан произведена государственная регистрация договора.
Указом Президента Республики Башкортостан от 27.06.2008 N УП-288 Министерство природопользования, лесных ресурсов и охраны окружающей среды РБ реорганизовано путем его разделения на Министерство природопользования и экологии РБ и Министерство лесного хозяйства РБ.
13.01.2009 стороны подписали Соглашение о расторжении договора аренды от 14.05.2008 г. Сведений о регистрации Соглашения не представлено.
Письмом от 02.04.2009 г. ГУ "Дюртюлинское лесничество" уведомило истца о наличии задолженности по арендной плате в сумме 271400 рублей и необходимости её погашения в срок до 15.04.2009г.
Неисполнение ответчиком предложения о погашении задолженности по арендной плате явилось основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (ст. 607 ГК РФ).
Согласно ч. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соответствии договора аренды лесного участка от 14.05.2008 нормам главы 34 Гражданского кодекса РФ, что свидетельствует о заключенности и действительности договора.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
В силу ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Доказательств внесения арендных платежей ответчиком в материалы дела не представлено, в силу чего суд приходит к выводу о наличии у ответчика задолженности в сумме 122 120 рублей.
Вместе с тем вывод суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований основан на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права и законные интересы обратившегося в суд лица. По смыслу данной нормы закона отсутствие нарушения прав влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
Ссылки истца на наличие у него полномочий обращения с иском о взыскании задолженности по арендной плате в свою пользу как администратора поступлений в бюджет несостоятельны.
В силу п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Тем самым из содержания указанной нормы следует, что обязательства по договору возникают у лиц, заключивших такое соглашение.
Из материалов дела усматривается, что ГУ "Дюртюлинское лесничество" стороной договора аренды от 14.05.2008 не является.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав представленные в подтверждение наличия у истца полномочий на предъявление иска доказательства, приходит к следующему.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) главный администратор доходов бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;
администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Свои полномочия истец основывает на изданном Министерством лесного хозяйства РБ приказе N 191 от 22.12.2008г. "О порядке администрирования доходов бюджетной системы Российской Федерации за пользование лесным фондом на 2009 год" согласно которому на Главные управления лесничества возложены функции начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, пеней и штрафов, принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей пеней и штрафов, а так же процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные полномочия - установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Минлесхоза РФ от 13 мая 2009 г. N 204 за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные им полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, а также за Управлением лесного хозяйства по Московской области и г. Москва закреплены источники доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению. Указанные органы наделены отдельными полномочиями по администрированию закрепленных за ними источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к которым в том числе относятся: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Из изложенной нормы следует, что полномочиями администратора поступлений в бюджет наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.
Абзацем вторым п.4 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ определено, что бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Башкортостан "О бюджете республики Башкортостан на 2009 год" утвержден перечень главных администраторов доходов бюджета Республики Башкортостан, в число которых входит Министерство лесного хозяйства РБ, которое в силу п.3 ст.7 вышеназванного закона вправе по согласованию с Министерством финансов Республики Башкортостан наделить свои территориальные органы (подразделения) отдельными полномочиями главных администраторов доходов бюджета Республики Башкортостан.
Как усматривается из устава ГУ "Дюртюлинское лесничество" лесничество является юридическим лицом, находящемся в ведомственном подчинении Министерства лесного хозяйства РБ. Функции учредителя Лесничества осуществляют Министерство лесного хозяйства РБ и Министерство земельных и имущественных отношений РБ. Указанное свидетельствует о том, что ГУ "Дюртюлинское лесничество" не является территориальным органом Минлесхоза РБ. Так же в материалы дела истцом не представлено доказательств согласования изданного Минлесхозом РБ приказа N 191п от 22.12.2008 с Министерством финансов РБ, что в силу п.3 ст. 7 Закона РБ от 21.11.2008 является условием наделения территориального органа принадлежащими главному распорядителю отдельными полномочиями по администрированию доходов бюджета Республики Башкортостан.
В силу изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии доказательств наличия у истца полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неотносимости норм Бюджетного кодекса Российской Федерации к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно п. 1 ст.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным правоотношениям относятся: отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Правоотношения сторон, вытекающие из договора аренды регламентируются нормами главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ОАО "Амзинский лесокомбинат", являясь стороной по договору аренды, не относится к участникам бюджетных правоотношений. Указание в приложении N 4 к договору аренды (л.д.12) на порядок распределения поступающих от арендатора платежей в доходы бюджетов различного уровня свидетельствует об обязанностях арендодателя по распределению получаемых от арендатора денежных средств, что не влечет возникновения между сторонами договора аренды бюджетных правоотношений.
Вместе с тем, согласно предъявленному иску, требования истца заключаются во взыскании с ответчика задолженности по арендной плате в свою пользу.
Поскольку ОАО "Амзинский лесокомбинат" не вступал в обязательственные правоотношения с ГУ "Дюртюлинское лесничество", полномочия выступать от лица Минлесхоза РБ как стороны договора аренды на основании заключенного с ним договора поручения, иной гражданско-правовой сделки истцом не представлено, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ГУ "Дюртюлинское лесничество" права на предъявление настоящего иска, в силу отсутствия нарушенных неисполнением обязательств по спорному договору аренды прав истца.
При указанных обстоятельствах заявленные ГУ "Дюртюлинское лесничество" требования не подлежат удовлетворению.
Уплаченная сторонами государственная пошлина подлежит распределению в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 30.06.2009 по делу N А07-9283/2009 отменить.
В удовлетворении требований Государственного учреждения "Дюртюлинское лесничество" отказать.
Взыскать с Государственного учреждения "Дюртюлинское лесничество" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 3942 руб.40 коп.
Взыскать с Государственного учреждения "Дюртюлинское лесничество" в пользу ОАО "Амзинский лесокомбинат" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
В.В. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9283/2009
Истец: ГУ "Дюртюлинское лесничество"
Ответчик: ОАО "Амзинский лесокомбинат"
Третье лицо: Министерство лесного хозяйства РБ
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10450/09-С3
24.12.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10450/09
03.12.2009 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10450/09
23.09.2009 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6986/2009
25.06.2009 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-9283/09