город Тула |
Дело N А09-7574/07-22 |
30 апреля 2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Тимашковой Е.Н., Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Стахановой В.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-342/2008) Брянской таможни
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 04.12.2007 года по делу N А09-7574/07-22 (судья Мишакин В.А.), принятое
по заявлению ООО "ДААК-ТРЕЙД"
к Брянской таможне
о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Ампилогов И.В., дов. от 20.11.2007 N 14, Борисов А.И., генеральный директор, решение от 07.02.2005,
от ответчика: Жигаленков А.В., главный государственный таможенный инспектор правового отдела, дов. от 09.01.2008 N 03-12/09,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ДААК-ТРЕЙД" (далее - ООО " ДААК-ТРЕЙД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании недействительными уведомления Брянской таможни от 15.10.2007 N 3462, требования от 15.10.2007 N 3461 о корректировке в грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) N 10102100/121007/0006068 сведений о стране происхождения товара, размера подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов и о внесении дополнительного обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 413 330,75 руб., а также об обязании Брянской таможни оформить ГТД N 10102100/121007/0006068 в соответствии с заявленными ООО "ДААК-ТРЕЙД" сведениями (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Брянская таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив представленные в материалы дела доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 03.07.2003 между СП "Moldabela" SRL, г. Унгень, Республика Молдова (Продавец) и ООО "ДААК-ТРЕЙД" (Покупатель) заключен контракт N 0307 с приложением от 08.10.2007 к нему, согласно которому Продавец обязуется передать товар (ковры и ковровые изделия жаккардовые и синтетические), а Покупатель обязуется его принять и оплатить.
ООО "ДААК-ТРЕЙД" на Советский таможенный пост Брянской таможни подало ГТД N 10102100/121007/0006068, где в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления" заявлен товар - ковры, ковровые дорожки, ворсовые, готовые, тканые, нефлокированные из химических текстильных материалов, артикулы "СЛАВУТИЧ" "ЕЛЕГАНТ", "LAGUNA", "SHAGGY", "MPIЯ", "МIЛАНО" производитель СП "Молдабела", (Молдова), код ТН ВЭД 570242.
В графе 16 указанной ГТД "страна происхождения" указано "Молдова, Республика", в графе 36 "преференции" в позиции 2 заявлен код "Э", что в соответствии с приложением N 9 к приказу Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 08.08.2006 N 743 "О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей" (в редакции, действующей в спорный период) (далее - Приказ ФТС России N 743) означает освобождение от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли. При этом в графе 47 "исчисление платежей" вид 20 "ввозная таможенная пошлина" заявлен буквенный код "УН", что согласно приложению N12 к Приказу ФТС России N 743 означает условное начисление налогов и сборов, освобождение от уплаты которых предусмотрено актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
К данной декларации Обществом представлены документы, необходимые для таможенного оформления, в том числе сертификат о происхождении товара форма СТ-1 от 08.10.2007 N 0391668, акт экспертизы по определению страны происхождения товара от 08.10.2007 N 0215653, акты экспертизы подтверждения цены 1 кв. м. двухполотного синтетического жаккардового ковра типа "СЛАВУТИЧ" от 08.10.2007 N 0215667, типа "ЕЛЕГАНТ" от 08.10.2007 N 0215657, типа "МРIЯ" от 08.10.2007 N 0215669, типа "LAGUNA" от 08.10.2007 N 0215666, типа "МIЛАНО" от 08.10.2007 N 0215668, типа ""SHAGGY" от 08.10.2007 N 0215665, выданные Торгово - Промышленной Палатой, филиалом Унгень.
В ходе проверки вышеуказанной таможенной декларации таможенный орган выявил несоблюдение условий выпуска товаров п. 1.4 ст. 149 ТК РФ, а также обнаружил признаки, указывающие на то, что заявленные при декларировании сведения о стране происхождении товаров могут являться недостоверными, в связи с чем в соответствии со ст. 153 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в адрес Общества направил Уведомление от 15.10.2007 N 3462 и требование N 3461, согласно которым ему предлагалось скорректировать сведения, заявленные в следующих графах представленной ГТД: в графе 16 вместо "Республика Молдова" указать "неизвестна", в графе 34 вместо "MD" указать "00", в графе 36 вместо "ОЭОО" указать "ОООО", в графе 47 способ платежа (20 вид ввозная пошлина) вместо "УН" указать "БН", в графе 47 пересчитать размер подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов и представить документы, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 413 330,75 руб.
Посчитав оспариваемые уведомление и требование незаконными, Общество обратилось в Арбитражный суд Брянской области с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 14 ТК РФ).
Пунктом 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Положениями ст. 149 ТК РФ установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные ст. 152 ТК РФ, при соблюдении следующих условий:
1) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного ст. 154 ТК РФ;
2) если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
3) если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;
4) если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо представлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ.
Согласно ст. 34 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.93 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) в отношении ряда товаров, перемещаемых через таможенную границу, могут устанавливаться тарифные льготы (тарифные преференции).
При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
В соответствии со ст. 36 Закона при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
Следовательно, товар может быть выпущен в сводное обращение на территории Российской Федерации с предоставлением преференций, если данный товар происходит из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза.
В силу ст. ст. 36, 37 ТК РФ для предоставления тарифных преференций сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения (ч. 4).
Таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении (ч. 5).
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 (далее - Соглашение) и Протокола о внесении изменений и дополнений в это Соглашение от 02.04.1999 и находящихся в торговом обороте между этими государствами, страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров. Такие Правила утверждены решением Совета глав правительств государств Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) от 30.11.2000 "О правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения необходимо представление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара или декларации о происхождении товара. При экспорте товаров из государства - участника Соглашения сертификат о происхождении товара выдается уполномоченным органом в соответствии с национальным законодательством государства-экспортера (пункты 10 и 11 Правил).
Как указано в пункте 19 Правил, товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
Согласно пункту 16 Правил и пункту 4 статьи 36 ТК РФ в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
При этом таможенный орган страны ввоза в целях устранения возникших сомнений не лишен права принимать во внимание иные сведения и документы, которыми он располагает (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 110 "Об определении страны происхождения товаров, ввозимых из государств - участников Соглашения о создании зоны свободной торговли").
В соответствии со ст. 367 ТК РФ таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления.
Как указано в пункте 1 статьи 153 ТК РФ, при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров в соответствии с положениями статьи 153 ТК РФ.
В силу пункту 3 статьи 153 ТК РФ при обнаружении таможенным органом признаков, указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Российской Федерации, проводит дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации. Выпуск товаров осуществляется таможенным органом при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения указанной проверки. Таможенный орган сообщает декларанту в письменной форме размер требуемого обеспечения уплаты таможенных платежей.
Как следует из материалов дела, для подтверждения страны происхождения товаров и права на получение тарифных преференций Общество представило в Таможню сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 от 08.10.2007 N 0391668, из содержания которого усматривается, что товар подвергнут достаточной переработке на территории Республики Молдова (графа 9 "критерии происхождения" - Д5702), а также акт экспертизы происхождения товара от 08.10.2007 N 0215653, согласно которому предъявленные ковры жаккардовые, двухполотные, синтетические, изготовленные из сырьевых материалов: пряжа из джута (Бельгия) и пряжа синтетическая (Республика Молдова), пряжа синтетическая (Россия), латекс (Бельгия), соответствуют критерию достаточной переработки Д (5702). Стоимость импортного сырья в цене конечной продукции ниже 50%. Страна происхождения товара - Республика Молдова, выданные Торгово - Промышленной Палатой, филиалом Унгень.
Пункт 16 Правил, пункт 4 статьи 36 ТК РФ, пункт 3 статьи 31 Закона предусматривают, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения.
Права, предоставленные пунктом 16 Правил, пунктом 4 статьи 36 Таможенного кодекса Российской Федерации, в отношении представленного Обществом сертификата таможенным органом реализованы не были.
Других доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что товар не считается происходящим из Республики Молдова, таможенным органом не представлено.
Таким образом, исследовав надлежащим образом все фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган не доказал наличие оснований для вынесения оспариваемых уведомления и требования, а также оснований, препятствующих выпуску товара, ввезенного по ГТД N 10102100/121007/0006068.
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что письмом Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее - ФТС России) от 17.09.2007 N 01-06/34590 приостановлено предоставление преференциального режима на синтетические ковры отдельных наименований, ввозимых с территории Республика Молдова, так как по сведениям, имеющимся в ФТС России, доля стоимости иностранных компонентов в цене синтетических ковров превышает 50%, что не отвечает установленному критерию достаточной переработки, отклоняется апелляционной инстанцией
В соответствии со ст. 5 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты федерального министерства, уполномоченного в области таможенного дела, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликовании нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Следовательно, письмо ФТС России не может рассматриваться в качестве нормативного документа.
Кроме того, факты, сведения о которых изложены в этом письме, не опровергнуты таможенным органом по правилам доказывания, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с Приказом ГТК РФ от 31.12.2003 N 1587 " О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров из государств - участников соглашения о создании зоны свободной торговли" указанный сертификат направлен в Главное Управление товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС России для дополнительной проверки, не принимается во внимание апелляционной инстанцией
Исходя из буквального толкования пункта 4 статьи 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара удостоверяет, что товары, на которые оформлен этот сертификат, происходят из данной страны, а при наличии представления ненадлежащим образом оформленного сертификата, а также, если в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации, либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, в случаях, предусмотренных названной правовой нормой ТК РФ, таможенный орган наделен правом обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат с просьбой предоставить дополнительные документы или уточняющие сведения.
В развитие указанной нормы закона ГТК РФ Приказом от 31.12.2003 N 1587 вменил таможенным органам обязанность по направлению оригиналов сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки, в случае, если сертификаты, оформлены ненадлежащим образом, либо если обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных нормативных правовых актов данные сертификаты могут направляться для проверки в ГУТН и ТО ФТС РФ до применения преференциального режима в рассматриваемом случае, если обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения.
Между тем в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие утверждения таможни, и с достоверностью свидетельствующие о том, какие факты установлены таможней в обоснование ее доводов о том, что спорный сертификат содержит недостоверные сведения.
При этом утверждение заявителя жалобы о том, что сведения о стране происхождения товара, представленные в комплекте документов к ГТД N 10102100/121007/0006068, по мнению таможни, могут являться недостоверными, является необоснованным, поскольку имеет предположительный характер.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену принятого решения, в апелляционной жалобе не содержится, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК России безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены принятого по делу судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Брянской области от 04.12.2007 по делу N А09-7574/07-22 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-7574/07
Истец: ООО "ДААК-Трейд"
Ответчик: Брянская таможня
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-342/2008