г. Тула
10 сентября 2008 г. |
Дело N А23-1017/08А-9-66 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.,
судей Полынкиной Н.А., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2043/2008) ОАО "Калужская сбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 05.05.2008г. по делу N А23-1017/08А-9-66 (судья Ю.В. Храпченков),
по заявлению Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Калужской области
к открытому акционерному обществу "Калужская сбытовая компания"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Моргун Т.В. - нач. ю/о (дов. N 110 от 15.10.2007г. - пост.),
от ответчика: Ковалев В.В. - нач. отдела (дов. N 1847 от 25.12.2007г. - пост.)
УСТАНОВИЛ:
Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Калужской области обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Калужская сбытовая компания" к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 05.05.2008г. заявленные требования удовлетворены. Открытое акционерное общество "Калужская сбытовая компания", находящееся по адресу: г.Калуга, пер.Суворова, д.8, внесенное в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1044004751746, привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в апелляционную инстанцию с жалобой.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Судом установлено, что в ходе проведения мероприятий по государственному контролю и надзору за соблюдением открытым акционерным обществом "Калужская сбытовая компания" обязательных требований, предъявляемых к реализуемой потребителям электрической энергии ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" сотрудниками территориального отдела (инспекции) по Калужской области ЦМТУ Ростехрегулирования Обществу направлено требование от 17.03.2008 о представлении документов, сведений и образцов продукции, согласно которому последнему в срок до 27.03.2008 предложено представить проверяющему органу следующее:
- объекты электроэнергетики и потребителей электрической энергии, на которых инспекцией должны быть выбраны точки отбора образцов (для проведения испытаний качества электрической энергии на соответствие требованиям ГОСТ 13109-97);
- договоры на поставку электроэнергии, действующие в точках отбора образцов;
- сертификаты соответствия электрической энергии для точек отбора образцов;
- графики проведения сертификации электрической энергии;
- информацию обо всех имеющихся сертификатах соответствия на электрическую энергию;
- информацию о рекламациях (жалобах) потребителей на качество электрической энергии;
- информацию о цене электрической энергии в точках отбора образцов (проведения испытаний);
- информацию об испытаниях (контроле качества) электрической энергии за последние 3 месяца с указанием точек и результатов контроля, а также принятых мерах;
- журнал учета или аналогичная структурированная информация о мероприятиях по контролю качества электрической энергии;
- электрическую энергию для испытаний на соответствие обязательным требованиям ГОСТ 13109-97;
- документы, подтверждающие полномочия законного представителя юридического лица (решение собрания учредителей, приказ о назначении, доверенность и т.п.).
Во исполнение указанного требования ОАО "Калужская сбытовая компания" представлен пакет правоустанавливающих документов и формы заключаемых компанией публичных договоров.
04.04.2008г. административным органом проведена проверка исполнения ОАО "Калужская сбытовая компания" требования от 17.03.2008г. о представлении документов, сведений и образцов продукции, в ходе которой установлено неполное представление Обществом документов и сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора.
По результатам проверки составлен акт N 18 от 04.04.2008г.
Письмом от 24.03.2008г. N 473 организация пояснила невозможность предоставления иных запрашиваемых документов, поскольку ее деятельность не предполагает использование объектов электросетевого хозяйства и средств измерения электрической энергии.
Усмотрев в действиях ОАО "Калужская сбытовая компания" признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник территориального отдела по Калужской области ЦМТУ Ростехрегулирования составил протокол об административном правонарушении N 18-ю 09.04.2008г.
Учитывая, что в соответствии с ч.3 ст.23.1 КоАП РФ компетентным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях по ч.1 ст.19.19 Кодекса, является арбитражный суд, то административный орган в порядке ст.28.8 КоАП РФ обратился в Арбитражный суд Калужской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст.2 Федерального закона от 26.03.2003г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", согласно которой законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
В ст.3 Федерального закона N 35-ФЗ установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
Из содержания п.1 ст.539 и п.1 ст.542 ГК РФ следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) электрическую энергию, качество которой должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в государственном стандарте ГОСТ 13109-97 "Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" и являются обязательными во всех режимах работы систем электроснабжения.
Согласно п.6.4 ГОСТа 13109-97 и приложению Е контроль качества электрической энергии в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к системам электроснабжения общего назначения проводят энергоснабжающие организации с периодичностью, установленной в названном приложении.
Нарушение обязательных требований государственных стандартов, в частности, при реализации (поставке, продаже) электрической энергии, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, является основанием для применения мер административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.19.19 КоАП РФ.
Судом установлено, что Общество осуществляло деятельность по закупке и продаже электрической энергии на оптовом и розничном рынках электроэнергии и в силу ст.3 Федерального закона "Об электроэнергетике" являлось по отношению к потребителям энергосбытовой организацией, так как в процессе реорганизации путем выделения из состава ОАО "Калугаэнерго" филиала "Энергосбыт" к ОАО "Калужская сбытовая компания" перешли все права и обязанности по заключенным с абонентами договорам на электроснабжение.
Факт уклонения ответчика от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора подтвержден актом проверки N 18 и протоколом об административном правонарушении от N 18-ю 09.04.2008г.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что электросетевые, а не энергосбытовые компании обладают необходимым персоналом, объектами электроэнергетики, лабораториями, средствами измерения, применяемыми для контроля качества электроэнергии, разрабатывают и исполняют графики проведения сертификации электрической энергии и, соответственно, могут иметь технические документы, запрошенные административным органом у ОАО "Калужская сбытовая компания", поэтому к административной ответственности по ч.1 ст.19.19 КоАП РФ могут быть привлечены только производители электрической энергии.
Апелляционная инстанция находит данный вывод ошибочным.
Из содержания названной нормы не следует, что она применяется лишь в отношении производителей продукции. В силу норм гл. II Закона "О защите прав потребителей" претензии по качеству предъявляются по общему правилу потребителями непосредственно продавцу, являющемуся стороной по договору. Кроме того, именно продавцы обязаны предоставлять покупателю необходимую информацию.
Согласно п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство, возникающее из двухстороннего договора, не создает обязательств для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (третьих лиц). Учитывая, что у потребителей ОАО "Калужская сбытовая компания" прямые договорные отношения с сетевой организацией ОАО "Калугаэнерго" отсутствуют, то все требования заявляются в рамках договора энергоснабжения к ОАО "Калужская сбытовая компания".
Ссылка Общества на то, что в условиях проводимой в Российской Федерации реформы электроэнергетики, предусматривающей разделение электросетевого и энергосбытового видов деятельности, договор электроснабжения, заключаемый с соответствии с гл. 30 ГК РФ, утратил свое значение, не может быть принята во внимание.
Действительно, до принятия Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003г. "Об электроэнергетике" отношения по передаче электрической энергии через присоединенную сеть регламентировались в основном нормами Гражданского кодекса РФ и заключаемыми на их основе договорами энергоснабжения, сторонами которых выступали коммерческие организации, именуемые энергоснабжающими, и абоненты (потребители энергии). Возможность заключения субъектами розничных рынков указанных договоров не исключается и с принятием Закона, нормы которого определяют примерный круг договоров, посредством которых осуществляется оборот электроэнергии на розничных рынках. Данный вывод подтверждается п.4 ст.37 Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с которым отношения по договору энергоснабжения регулируются утверждаемыми Правительством РФ основными положениями функционирования розничных рынков в той части, в которой ГК РФ допускает принятие нормативных правовых актов, регулирующих отношения по договору энергоснабжения.
Рассмотрение положений Гражданского кодекса РФ в системной связи с нормами Федерального закона "Об электроэнергетике" свидетельствует о том, что правовой формой, опосредующей отношения по возмездному снабжению электрической энергией через присоединенную сеть, вне зависимости от их именования в действующем законодательстве в любом случае должен выступать договор энергоснабжения, регулируемый нормами § 6 гл. 30 ГК РФ.
Отказ от применения правил параграфа 6 главы 30 ГК РФ к договорам на розничном рынке в переходный период может повлечь возникновение законодательного пробела в регулировании отношений по реализации электроэнергии на розничных рынках.
Поскольку производство электроэнергии невозможно без ее передачи, а передача электроэнергии, в свою очередь, невозможна без ее потребления, то электроснабжение как неразрывный технологический процесс вызывает возникновение одного правоотношения с несколькими участниками.
В зависимости от того, имеется или нет у потребителя в собственности либо на ином законном основании энергопринимающее устройство, присоединенное непосредственно к сетям энергоснабжающей организации, структура договорных связей между участниками отношений по энергоснабжению может быть различной.
В этой связи пункт 2 статьи 7 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусматривает возможность возложения на поставщика электроэнергии обязанности по заключению договора оказания услуг по передаче электроэнергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя или от своего имени, но в интересах потребителя.
В п. 114 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.06. предусматривается следующий механизм ответственности. Если заключение договоров оказания услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерское управление (ОДУ) входило в обязанности энергосбытовых организаций (т.е. было использовано право сторон заключить в соответствии с п.2 ст.37 Федерального закона "Об электроэнергетике" смешанный договор), то энергосбытовые организации несут перед покупателями ответственность за любые нарушения обязательств субъектами оперативно-диспетчерского управления, сетевыми организациями, производителями электрической энергии. При этом энергосбытовая организация в подобных ситуациях вправе предъявить регрессный иск по возмещению уплаченной ею суммы ущерба. В этой ситуации ответственность энергосбытовых организаций по своей природе является ответственностью за действия третьих лиц (ст. 403 ГК) и носит безвиновный характер.
При заключении договора с гарантирующим поставщиком последний также несет ответственность перед потребителем, так как в соответствии с п.5 ст.38 Федерального закона "Об электроэнергетике" он обязан урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.
В случае если договоры оказания услуг но передаче электроэнергии и ОДУ были заключены потребителями самостоятельно, энергосбытовая организация несет ответственность по договору снабжения электроэнергией лишь за передачу прав на объект договора (электроэнергию), а также за качество и количество реализуемой электроэнергии.
В рассматриваемом случае ОАО "Калужская сбытовая компания" - Гарантирующий поставщик - заключило договор N 07/2145 КЭ/890 от 26.1 1.2007г. с сетевой организацией ОАО "Калугаэнерго", согласно которому последнее как получатель платы за услуги по передаче электроэнергии обеспечивает передачу электроэнергии потребителям Гарантирующего поставщика и несет ответственность перед гарантирующим поставщиком за надежность и качество энергоснабжения потребителей.
Таким образом, несмотря на то, что фактически обязанности по договору энергоснабжения с потребителями в части передачи электроэнергии возложены ответчиком на ОАО "Калугаэнерго", он должен непосредственно отвечать перед ними за действия сетевой организации, в том числе за качество переданной энергии, как то вытекает из ст. ст. 308, 313, 403 ГК РФ.
Для этих целей, в том числе для осуществления контроля за качеством и иными параметрами передаваемой электроэнергии по сетям ОАО "Калугаэнерго", в соответствии с п. 3.3.1 договора N 07/2145 КЭ/890 от 26.11.2007г. сетевая организация обязана представить Гарантирующему поставщику сертификат соответствия и другие документы.
Следовательно, истребуемые контролирующим органом документы должны иметься у ОАО "Калужская сбытовая компания" и, соответственно, должны быть представлены проверяющему в порядке ст. 41 Федерального закона "О защите прав потребителей", ст.34 Федерального Закона "О техническом регулировании".
Непредставление названных документов влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 19.19 КоАП в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
Учитывая изложенное, на ОАО "Калужская сбытовая компания" обоснованно наложен штраф в сумме 40000 рублей.
Судом первой инстанции в порядке ч.6 ст.205 АПК РФ полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда первой инстанции от 05.05.2008г. по делу N А23-1017/08А-9-66 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1017/2008
Истец: Центральное межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице территориального отдела (инспекции) по Калужской области
Ответчик: ОАО "Калужская сбатовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
10.09.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2043/2008