г. Тула
13 октября 2008 г. |
Дело N А62-2438/2006 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 октября 2008 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Тимашковой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ на решение Арбитражного суда Смоленской области от 15 июля 2008 года по делу N А62-2438/2006 (судья Шапошников И.В.),
установил: общество с ограниченной ответственностью "Смоленская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Смоленскрегионгаз") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к администрации муниципального образования Вяземский район, Департаменту финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Смоленской области о взыскании 319 830 руб. 85 коп. убытков, связанных с предоставлением гражданам льгот по оплате природного газа в 2003 - 2004 гг.
Определением арбитражного суда от 11.08.2006 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент Смоленской области по социальному развитию.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.11.2006 Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Смоленская региональная компания по реализации газа" взыскано 27 136 руб. 72 коп. убытков. В остальной части иска отказано.
С Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области за счет казны Смоленской области в пользу ООО "Смоленскрегионгаз" взысканы убытки в размере 15 216 руб. 58 коп. В остальной части иска отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2007 года указанное решение отменено и дело принято к производству суда апелляционной инстанции.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Смоленскрегионгаз" уточнило размер исковых требований и просило взыскать задолженность в размере 42 353 руб. 33 коп. с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2007 года исковые требования ООО "Смоленскрегионгаз" оставлены без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 28.02.2008 года принятые по делу судебные акты отменены и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 15 июля 2008 года исковые требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ в пользу ООО "Смоленскрегионгаз" взысканы убытки в сумме 37 363 руб. 20 коп. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Смоленской области от 15.07.2008 по делу N А62-2438/2006 отменить, в удовлетворении исковых требований за счет Российской Федерации отказать.
По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, а выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что убытки истца должны быть взысканы за счет средств казны субъекта Российской Федерации. По мнению заявителя, в данном случае отсутствуют необходимые признаки для возмещения вреда - не доказана вина Российской Федерации, а также причинно-следственная связь между действиями Министерства финансов РФ и возникновением убытков у истца. Заявитель указывает, что суд произвел ошибочный расчет при исключении из размера заявленных убытков суммы налога на добавленную стоимость. Заявитель считает также, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям, поскольку о нарушении своего права истец должен был узнать с момента предоставления им соответствующей льготы и выставления счета на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 15.07.2008 проверены в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. При этом суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости изменения решения Арбитражного суда Смоленской области от 15.07.2008 по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции, в 2003 - 2004 гг. ООО "Смоленская региональная компания по реализации газа" в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О ветеранах", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", предоставляло гражданам льготы по оплате природного газа.
Истцом, с учетом уточненных исковых требований, предъявлены требования о взыскании убытков в виде выпадающих доходов, размер которых признается ответчиком - администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области - на основании Указа Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" в сумме 15 216 руб. 58 коп., Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 20 731 руб. 41 коп., Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" в сумме 3 506 руб. 55 коп., Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в сумме 2 898 руб. 76 коп., в общей сумме 42 353 руб. 33 коп.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт предоставления истцом льгот на сумму 42 353 руб. 33 коп. признается ответчиком - администрацией муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, при этом доказательств выделения из федерального бюджета денежных средств в размере, необходимом для погашения убытков истца, ответчиками в материалы дела не представлено. Кроме того, суд исключил из указанной суммы убытков сумму налога на добавленную стоимость.
Суд апелляционной инстанции, изменяя решение Арбитражного суда Смоленской области, исходит из следующего.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается соответственно за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" финансирование расходов, связанных с его реализацией, осуществляется из средств федерального бюджета и является целевым.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и проживающие совместно с ними нетрудоспособные члены их семьи подлежат освобождению от платы за пользование домашним телефоном и платы за установку телефона. Указанные льготы независимо от даты смерти (гибели) Героя и полного кавалера ордена Славы предоставляются пережившим супругам и родителям Героя и полного кавалера ордена Славы и сохраняются за указанными лицами.
В силу ст. 11 названного Закона в редакции, действовавшей в спорном периоде, расходы, связанные с реализацией норм этого нормативного акта, подлежали возмещению местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных лицами, получившими права и льготы, путем перечисления средств на счета соответствующих органов, предприятий, учреждений и организаций за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов изложен в Правилах предоставления и расходования в 2002 году средств фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333.
Действие указанных Правил продлено на 2003 и 2004 годы постановлениями Правительства РФ от 10.02.2003 г. N 85 и от 14.02.2004 г. N 80.
В соответствии с Правилами расходы, связанные с реализацией данных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в фонде компенсаций на соответствующий год.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) лица, подвергшиеся политическим репрессиям, впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имели право на снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления.
Статьей 17 указанного Закона предусмотрено, что порядок предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. N 419, расходы, связанные с предоставлением льгот этим лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В силу пункта 2 Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны" льготы по оплате коммунальных услуг для данной категории граждан предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны по Федеральному закону "О ветеранах", то есть за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2006 разъяснено, что "при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.
При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Положения БК РФ о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования)".
Российская Федерация, установив Указом Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" льготы по оплате коммунальных услуг, приняла на себя и обязанность полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
Поскольку бездействие государства выразилось в неисполнении обязанностей по компенсации истцу указанных затрат, истец, в силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе требовать от государства возмещения этих расходов как вреда, причиненного неправомерным бездействием государственных органов.
В связи с тем, что средств из федерального бюджета на возмещение спорных расходов по выполнению Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не было выделено в достаточном количестве, суд пришел к правомерному выводу о необходимости взыскания убытков с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.
Факт перечисления выделенных средств из федерального бюджета и использования их по целевому назначению в размере, недостаточном для покрытия расходов истца, подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что не возмещенные истцу денежные средства являются его убытками и подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами заявителя жалобы о том, что убытки истца должны быть взысканы за счет средств казны субъекта Российской Федерации.
Размер убытков подтверждается справкой ООО "Смоленскрегионгаз" по предоставленным населению и возмещенным бюджетом льготам за пользование сетевым газом за 2004 год по состоянию на 30.04.2006 по категории льготников и по конкретно заявленной сумме требований, письмами администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области N 02-04/291 от 15.11.2006 и N 1587/01-23 от 06.09.2007, подписанными главой муниципального образования "Вяземский район", в которых на основании актов сверки расчетов с ООО "Смоленскрегионгаз" за 2003-2004 гг. подтверждается задолженность, связанная с предоставлением истцом льгот на основании Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны", Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", Закона Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в заявленной ко взысканию сумме - 42 353 руб. 33 коп.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает ошибочным расчет суда первой инстанции при исключении из размера убытков суммы налога на добавленную стоимость и считает необходимым изменить решение суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг с учетом субвенций, субсидий, предоставляемых из бюджетов всех уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная из фактических цен их реализации. Таким образом, суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления льгот, не являются объектом налогообложения по указанному налогу.
На основании вышеизложенного налог на добавленную стоимость в размере 18% за 2003, 2004 год, включенный в стоимость услуг, подлежит исключению, однако сумма НДС от 42 353 руб. 33 коп. составляет 6 460 руб. 68 коп., ввиду чего в пользу истца подлежит взысканию сумма убытков в размере 35 892 руб. 65 коп.
Довод Минфина РФ о необоснованном неприменении судом исковой давности при взыскании убытков судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку данный срок следует определять с момента окончания финансового года, в котором произошло предоставление льготы. С этого момента лицо узнает о нарушении его права (ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации), и в рассматриваемом случае на дату обращения в суд (10 мая 2006 г.) срок исковой давности по предоставленным в 2003, 2004 гг. льготам обществом не пропущен.
Госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. относится на заявителя апелляционной жалобы.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Смоленской области от 15 июля 2008 года делу N А62-2438/2006 изменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "Смоленская региональная компания по реализации газа" убытки в сумме 35 892 руб. 65 коп.
В остальной части иска отказать.
В иске ООО "Смоленская региональная компания по реализации газа" к Смоленской области в лице Департамента финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, муниципальному образованию "Вяземский район" Смоленской области в лице администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-2438/06
Истец: ООО 'Смоленскрегионгаз'
Ответчик: Управление Федерального Казначейства по Смоленской области, Министерство финансов Российской Федерации, Департамент финансов, бюджета и государственного заказа Смоленской области, Администрация МО 'Вяземский район'
Третье лицо: Департамент Смоленской области по социальному развитию
Хронология рассмотрения дела:
13.10.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2/2007