город Тула
01 ноября 2008 г. |
Дело N А62-775/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2008 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 ноября 2008 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
судей Никуловой М.В., Юдиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Котенковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 июля 2008 года по делу N А62-775/2008 (судья Буринская Л.Л.), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Вяземского филиала к муниципальному образованию "Вяземский район" Смоленской области в лице Администрации, муниципальному образованию "Вяземское городское поселение" Вяземского района Смоленской области в лице Администрации о взыскании 2 280 564 рублей 83 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен судом,
от ответчиков: не явились, извещены судом,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Вяземского филиала (далее ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице филиала, истец) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с иском к Администрации муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области о взыскании 2 884 052 рублей 43 копеек убытков за 2006 год в виде межтарифной разницы (л.д. 4-6, том 1).
Определением арбитражного суда от 16.05.2008 года, в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве надлежащих ответчиков привлечены муниципальное образование "Вяземский район" Смоленской области в лице Администрации (далее МО "Вяземский район" в лице Администрации) и муниципальное образование "Вяземское городское поселение" Вяземского района Смоленской области в лице Администрации (далее МО "Вяземское городское поселение" в лице Администрации) (л.д. 66-71, том 1).
Истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и окончательно просил взыскать 2 280 564 рубля 83 копейки убытков в виде тарифной разницы за январь 2006 года, от исковых требований в части взыскания 603 487 рублей 60 копеек отказался. Уточнение иска и отказ от части требований приняты судом (л.д. 146-150, том 2).
Решением суда от 23 июля 2008 года с МО "Вяземское городское поселение" в лице Администрации за счет казны МО "Вяземское городское поселение" в пользу ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" взысканы 2 280 564 рубля 83 копейки убытков, а также государственная пошлина в размере 22 902 рублей 82 копеек. В удовлетворении исковых требований к МО "Вяземский район" в лице Администрации отказано. Производство по делу в части исковых требований в размере 603 487 рублей 60 копеек прекращено (л.д. 153-158, том 2).
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области обратилась в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований к МО "Вяземское городское поселение" в лице Администрации (л.д. 4-5, том 3).
По мнению заявителя жалобы, Администрация Вяземского городского поселения не является правопреемником МО "Вяземский район" Смоленской области, поэтому не должна брать на себя обязательства МО "Вяземский район".
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились.
В порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Решением Вяземского районного Совета депутатов от 27.12.2005 года N 132 с 1 января 2006 года на территории Вяземского района установлена полная стоимость 1 Гкал тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение для населения в размере 697 рублей 31 копейки и 692 рублей 48 копеек соответственно (л.д. 13, том 1).
Уровень оплаты населения от данной стоимости определен в размере 90 %, что составляет 627 рублей 58 копеек по отоплению и 623 рубля 23 копейки по горячему водоснабжению.
Потребленное тепло и услуги по горячему водоснабжению население города Вязьмы оплачивало непосредственно в теплоснабжающую организацию по установленному для него тарифу.
Разница между полной стоимостью оказанных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и 90 % оплатой за январь 2006 года составила 2 280 564 рубля 83 копейки (л.д. 11-12, том 1; 142, том 2).
На указанную сумму главе администрации Вяземского городского поселения Вяземского района письмом N 827 от 10.04.2006 года был предъявлен счет и счет-фактура, однако администрация отказалась возместить понесенные истцом убытки (л.д. 139-141, том 2).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца с иском в арбитражный суд (л.д. 4-6, том 1).
Придя к выводу об обоснованности заявленных требований, арбитражный суд удовлетворил их, взыскав убытки с МО "Вяземское городское поселение" в лице Администрации за счет казны МО "Вяземское городское поселение".
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Для наступления деликтной ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между наличием вреда и противоправным поведением причинителя вреда.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В том случае если государственный (муниципальный) орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
В связи с чем доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Администрация Вяземского городского поселения не является правопреемником МО "Вяземский район" Смоленской области, поэтому не должна брать на себя обязательства МО "Вяземский район", несостоятельны.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг" (действующего в момент спорных правоотношений) органам местного самоуправления при принятии решений об установлении цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, определяемых в соответствии с региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, предписано одновременно устанавливать порядок возмещения разницы между платежами за жилье и коммунальные услуги, рассчитанными с использованием указанных цен и тарифов, и платежами, рассчитанными исходя из цен на содержание и ремонт жилья, тарифов на коммунальные услуги, установленных в соответствии с Основами ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в январе 2005 года населению города Вязьмы было отпущено тепловой энергии на сумму 18 641 769 рублей 09 копеек исходя из 100 % тарифа 697 рублей 31 копейка за 1 Гкал и оказана услуга по горячему водоснабжению на сумму 4 164 026 рублей 28 копеек исходя из 100 % тарифа для населения 692 рубля 48 копеек за 1 Гкал (л.д. 142, том 2).
В свою очередь население оплачивало оказанные услуги непосредственно теплоснабжающей организации, исходя из установленного решением Вяземского районного Совета депутатов от 27.12.2005 года N 132 уровня оплаты населения 90 %, отопление на сумму 16 777 618 рублей 87 копеек по тарифу 627 рублей 58 копеек и горячее водоснабжение на сумму 3 747 611 рублей 62 копейки по тарифу 623 рубля 23 копейки.
На основании оценки исследованных судом платежных документов убытки истца определены исходя из разницы между полной стоимостью оказанных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и 90% оплатой за январь 2006 года, которая составила 2 280 564 рубля 83 копейки.
Из материалов дела следует, что с 1 января 2006 года на территории города Вязьмы приступило к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе тепло- и водоснабжения населения, вновь образованное МО "Вяземское городское поселение" на основании части 5 статьи 84 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В связи с тем, что факт причинения ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" убытков в сумме 2 280 564 рублей 83 копеек, подтверждается материалами дела, арбитражный суд правомерно возложил обязанность по их возмещению на публично-правовое образование - МО "Вяземское городское поселение" в лице Администрации, за счет его казны, так как последнее в данном случае является лицом, обязанным нести ответственность за убытки, в отношении которых возник спор.
Прекращая производство по делу в части взыскания 603 487 рублей 60 копеек, суд, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обоснованно исходил из отказа истца от иска в этой части и принятия его судом.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения законного и обоснованного решения.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения судом первой инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 23 июля 2008 года по делу N А62-775/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, г. Вязьма Смоленской области, - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на заявителя апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
М.В. Никулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-775/2008
Истец: ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" в лице Вяземского филиала
Ответчик: МО "Вяземское городское поселение" Вяземского района Смоленской области в лице Администрации, МО "Вяземский район" Смоленской области в лице Администрации
Хронология рассмотрения дела:
01.11.2008 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3002/2008