г. Тула |
|
10 марта 2009 г. |
Дело N А09-8637/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тучковой О.Г.,
судей Еремичевой Н.В., Тимашковой Е.Н.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Тучковой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России N 2 по Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 29.12.2008 по делу N А09-8637/2008 (судья Дорошкова А.Г.), принятое
по иску ГУП "Брянсккоммунэнерго"
к МИФНС России N 2 по Брянской области,
третье лицо: Финансовое управление администрации Брянской области,
о признании недействительным решения от 25.08.2008 N 1508,
при участии:
от заявителя: Бадмаева В.С. - представителя по доверенности от 30.12.2008,
от ответчика: Дьяконова В.А. - начальника юридического отдела по доверенности от 11.01.2009 N 02-30/00013, Алешкиной Т.Л. - главного госналогинспектора по доверенности от 02.03.2009 N 02-30/02893 (удостоверение УР N 278555),
УСТАНОВИЛ:
апелляционная жалоба рассмотрена 10.03.2009 в порядке ст.ст. 266, 163 АПК РФ после перерыва, объявленного в судебном заседании 03.10.2009.
Государственное унитарное предприятие "Брянсккоммунэнерго" (далее - ГУП "Брянсккоммунэнерго", предприятие, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к МИФНС России N 2 по Брянской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 25.08.2008 N 1508.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 29.12.2008 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Судом установлено, что в спорном налоговом периоде ГУП "Брянсккоммунэнерго" в качестве основного вида деятельности осуществляло выработку и приобретение тепловой энергии для целей оказания услуг по отоплению и горячему водоснабжению населения (граждан).
При этом оплата по заключенным договорам производилась по тарифу, установленному для населения соответствующими постановлениями Брянской городской администрации о тарифах на услуги отопления и горячего водоснабжения для населения. Так, тарифы на тепловую энергию, отпускаемую потребителям филиалами ГУП "Брянсккоммунэнерго", в расчете на Гкал составили на 2004 год - 523,85 руб., на 2005 год - 628,85 руб., на 2006 год - 683,19 руб.
Согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету 57 и приложенным к ней платежным поручениям в марте 2005 года предприятие получило 9 937 236, 37 руб. бюджетных ассигнований.
В этой связи налогоплательщик 08.04.2008 подал в Инспекцию уточненную декларацию за март 2005 года, в которой отразил следующие показатели: в разделе 1.1 декларации сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет за данный налоговый период в размере 20 175 920 руб.; в разделе 2.1 декларации "расчет общей суммы налога" - налоговая база в размере 352 231 727 руб., сумма НДС в размере 62 415 115 руб., налоговые вычеты в размере 44 028 077 руб.
Таким образом, в данной уточненной декларации налоговая база уменьшена на 9 938 286 руб., сумма НДС - на 1 788 882 руб.
В результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекцией установлено, что причиной уменьшения сумм начисленного к уплате налога на добавленную стоимость за март 2005 года явилось исключение из налоговой базы суммы денежных средств, поступивших из бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг (отопления) за граждан, пользующихся льготами.
Инспекцией сделан вывод о том, что при определении налоговой базы по НДС за март 2005 г. в уточненной налоговой декларации налогоплательщиком нарушены положения пп.1 п.1 ст. 146, п. 13 ст. 40, п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик при реализации тепловой энергии применял государственные регулируемые тарифы, и фактическая цена реализации определялась исходя их этих тарифов. В данном случае денежные средства из бюджета выделялись не на компенсацию расходов организации по оплате приобретаемых материальных ресурсов или на покрытие убытков, а на оплату подлежащих обложению НДС товаров (работ, услуг), реализуемых отдельным категориям граждан по государственным регулируемым ценам. Поэтому такие денежные средства включаются в налоговую базу по НДС.
Решением от 25.08.2008 N 1508 налоговый орган доначислил ГУП "Брянсккоммунэнерго" 1 788 882 руб. НДС.
Не согласившись с вынесенным решением, предприятие обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции суд обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не соответствует законодательству о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результата выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость регламентирован в статьях 153 - 162 НК РФ.
В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ определено, что субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Дотациями, согласно данной норме, признаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в данном случае действует специальный порядок определения налоговой базы: при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
На основании Федерального закона от 22.07.05 N 119-ФЗ абзац 2 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: "При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям, в соответствии с законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации".
Кроме того, введен абзац 3 следующего содержания: "Суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются".
Таким образом, воля законодателя, направленная на исключение из налогооблагаемой базы сумм, предоставленных бюджетом налогоплательщику в связи с применением последним регулируемых государством цен или с учетом гарантированных законами льгот, была скорректирована с учетом понятий "дотация", "субвенция", "субсидия", данных в Бюджетном кодексе РФ.
ГУП "Брянсккоммунэнерго" осуществляло расчеты за тепловую энергию и горячее водоснабжение по государственным тарифам в силу части 7 статьи 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", устанавливающей, что нормативы потребления коммунальных услуг, цены на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах и тарифы на коммунальные услуги в жилых помещениях, а также цены и тарифы в соответствии со стандартами оплаты жилья коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления. Данное положение не допускает применение цен по соглашению сторон.
В соответствии с Законом Брянской области от 10.12.2004 N 93-3 "Об областном бюджете Брянской области на 2005 год", Законами Брянской области от 10.12.2004 N 91-3 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области", от 10.12.2004 N 89-3 "О социальной поддержке жертв политических репрессий" финансирование расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг осуществлялось в соответствии с бюджетной росписью областного бюджета через Управление социальной защиты населения Брянской городской администрации, которое в пределах выделенных ассигнований по мере поступления средств возмещало организациям расходы, понесенные ими в связи с предоставлением мер социальной поддержки гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Оценив фактические обстоятельства дела, суд сделал правильный вывод, что полученные денежные средства, исходя из положений абзаца 2 п. 2 ст. 154 Налогового кодекса РФ, обоснованно не включены налогоплательщиком в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, поскольку предоставлялись из бюджета в установленном порядке и использовались налогоплательщиком на покрытие фактических убытков, возникших в результате оказания услуг населению по ценам ниже установленных государственных цен (тарифов), а также в результате предоставления льгот для льготной категории потребителей.
Эти средства, полученные из бюджета в возмещение убытков, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, так как не могут быть отнесены к денежным средствам, связанным с оплатой реализованных услуг.
В соответствии с абз.2 п. 2 ст. 154 НК РФ ценой реализации услуг в данном случае является цена, по которой услуги реализованы потребителям.
Довод Инспекции о том, что факт получения налогоплательщиком в марте 2005 бюджетных ассигнований и их размер не подтвержден материалами дела, апелляционная инстанция отклоняет, поскольку противоречит материалам дела.
Кроме того, необходимо отметить, что резолютивная часть решения Инспекции от 25.08.2008 N 1508 о доначислении НДС противоречит положениям НК РФ, поскольку налог за соответствующий период предприятием уплачен. Настоящий спор основан на материалах проверки уточненной налоговой декларации, предусматривающей уменьшение НДС, излишне начисленного на сформированную без учета льгот выручку.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 29.12.2008 по делу N А09-8637/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-8637/2008
Истец: ГУП "Брянсккоммунэнерго"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N2 по Брянской области
Третье лицо: Финансовое управление Брянской области, филиал N 3 ГУ "Отдел социальной защиты населения г. Брянска" Советский район, Государственный архив Брянской области, Брянский городской государственный архив
Хронология рассмотрения дела:
10.03.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-663/2009