г. Тула
06 апреля 2009 г. |
Дело N А23-4440/08А-18-291 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2009 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полынкиной Н.А.,
судей Игнашиной Г.Д., Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соколовой Т.А.,
при участии:
от заявителя - Жогличев С.Л. - представитель по дов. б/н от 19.01.2009, паспорт 29 03 N 862225,
от ответчика - Оболонкова А.О. - представитель по дов. N 158 от 15.01.2008, удостоверение N 337 от 24.04.2008,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Унимаркет" на решение Арбитражного суда Калужской области от 17 февраля 2009 года по делу N А23-4440/08А-18 -291 (судья Ефимова Г.В.),
установил: общество с ограниченной ответственностью "Унимаркет" (далее - ООО "Унимаркет") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и земельных отношений г.Калуги (далее - Управление) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство офисно-жилого комплекса по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, 14-16, выраженного в письме от 01.11.2008 N 8883.
Принятым по делу решением заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Унимаркет" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. При этом заявитель жалобы ссылается на тот факт, что ООО "ПСФ-Базис" (правопредшественник истца в рассматриваемых правоотношениях) предприняло все необходимые и зависящие от него действия, направленные на то, чтобы в срок до 27.11.2006, то есть до законодательного утверждения формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие инструкции о порядке ее заполнения, обратиться в Городскую управу г.Калуги за выдачей разрешения на строительство, однако было лишено этой возможности в результате противоправных действий управы, незаконность которых признана вступившими в законную силу судебными актами.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Калужской области проверены в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ. При этом оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены решения, судом апелляционной инстанции не установлено.
Проанализировав материалы дела, обсудив доводы заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, распоряжением городского головы городского округа "Город Калуга" от 10.11.2003 N 6035-р утвержден акт о выборе земельного участка и предварительно согласовано с ООО "ПСФ Базис" место размещения пристройки к жилому дому по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, 14-16, под офисно-жилую функцию. Указанным распоряжением на ООО "ПСФ Базис" была возложена обязанность разработать проектную документацию согласно архитектурно-планировочному заданию, утвержденному в управлении.
Во исполнение указанного распоряжения 24.04.2005 управлением утверждено архитектурно-планировочное задание, ООО "ПСФ Базис" получено техническое заключение от 03.02.2005 о возможности пристройки по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, 14-16, по результатам проведения государственной экспертизы проекта на строительство офисно-жилого комплекса получено сводное заключение N 031-06, утвержденное начальником Управления Главгосэкспертизы России по Калужской области от 03.05.2006.
08.05.2007 распоряжением городского головы городского округа "Город Калуга" N 4070-р на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 07.02.2007 утвержден проект границ земельного участка площадью 1 500 кв.м из земель населенных пунктов по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, район д.14-16, для строительства пристройки к жилому дому.
На основании решения Арбитражного суда Калужской области от 07.02.2007 издано распоряжение городского головы городского округа "Город Калуга" от 28.03.2008 N 3504-р о предоставлении ООО "ПСФ Базис" в аренду из земель населенных пунктов земельного участка площадью 1 500 кв.м с кадастровым номером 40:26:00 03 45:0092, по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, 14-16, для строительства пристройки к жилому дому.
05.08.2008 между ООО "ПСФ Базис" и ООО "Унимаркет" было заключено соглашение о передаче права аренды земельного участка, в соответствии с которым ООО "ПСФ Базис" переуступило ООО "Унимаркет" право аренды земельного участка, предоставленного из земель населенных пунктов для строительства пристройки к жилому дому, с кадастровым номером 40:26:00 03 45:0092, общей площадью 1 500 кв.м, примыкающего к юго-восточной стене жилого дома, от ориентира 3-этажного жилого дома, расположенного по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, район д.14-16, по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка для строительства пристройки к жилому дому от 14.04.2008 N 115/08.
ООО "Унимаркет" письмом от 27.10.2008 N 10 обратилось в Управление за выдачей разрешения на строительство офисно-жилого комплекса по адресу: г.Калуга, ул.Кутузова, 14-16, с приложением следующих документов: договора аренды земельного участка N 115/08 от 14.04.2008, соглашения о передаче права аренды земельного участка от 05.08.2008, архитектурно-планировочного задания от 24.04.2005, общей пояснительной записки 1155.01, генерального плана, сводного плана инженерных сетей, проекта организации строительства, комплекта чертежей, паспорта, колористического решения, материала и технологии проведения работ, сводного заключения N 031-06 Управления главгосэкспертизы России по Калужской области.
Письмом от 01.11.2008 N 8883 Управлением было отказано в выдаче разрешения на строительство вышеуказанного объекта в связи с тем, что не представлена вся необходимая в соответствии со ст.51 Градостроительного кодекса РФ документация для оформления разрешения на строительство, а именно: градостроительный план земельного участка и схема его планировочной организации с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
Не согласившись с указанным отказом, ООО "Унимаркет" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что обществом к заявлению о выдаче разрешения на строительство не был приложен градостроительный план земельного участка, что в силу п. 2 и 3 ч.7, ч.13 ст.51 Градостроительного кодекса РФ является одним из оснований к отказу в выдаче разрешения на строительство.
Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод Арбитражного суда Калужской области законным и обоснованным, исходя из следующего.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия оспариваемого отказа послужило нарушение обществом требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку при оформлении разрешения на строительство отсутствовал градостроительный план земельного участка.
Статья 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержит перечень документов, представляемых с заявлением на выдачу разрешения на строительство.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из обязательных документов является градостроительный план земельного участка и схема его планировочной организации с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 настоящего Кодекса, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Таким образом, отсутствие документов, указанных в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Общество не оспаривает, что градостроительный план земельного участка в управление на момент обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство от 27.10.2008 представлен не был в связи с его отсутствием. Доказательства обращения в соответствующий орган за выдачей градостроительного плана земельного участка обществом также не представлены.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" предоставление градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы этого плана.
Такая форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 840.
Инструкция о порядке ее заполнения утверждена приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.08.2006 N 93, опубликована и с 27.11.2006 начала действовать.
Общество обратилось в Управление с заявлением о выдаче разрешения на строительство офисно-жилого здания 27.10.2008, то есть после утверждения формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие инструкции о порядке ее заполнения. Следовательно, для получения разрешения на строительство общество было обязано предоставить, в частности, градостроительный план земельного участка. Поскольку он предоставлен не был, Управление правомерно отказало ООО "Унимаркет" в выдаче разрешения, оснований для признания недействительным данного отказа не имеется.
При этом не может быть принято во внимание указание заявителя жалобы на то обстоятельство, что ООО "ПСФ-Базис" (правопредшественник истца в рассматриваемых правоотношениях) предприняло все необходимые и зависящие от него действия, направленные на то, чтобы в срок до 27.11.2006, то есть до законодательного утверждения формы градостроительного плана земельного участка и введения в действие инструкции о порядке ее заполнения, обратиться в Городскую управу г.Калуги за выдачей разрешения на строительство, однако было лишено этой возможности в результате противоправных действий управы, незаконность которых признана вступившими в законную силу судебными актами.
Предоставления градостроительного плана земельного участка для получения разрешения на строительство в силу пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" не требовалось до установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка, то есть до 27.11.2006. До указанного времени правообладатель земельного участка для получения разрешения на строительство должен был направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления кадастровый план земельного участка, подготовка проектной документации осуществлялась на основании архитектурно-планировочных заданий, выдаваемых в соответствии с Федеральным законом от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации". Правила пункта 2 части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим до указанного периода, не применяются.
Таким образом, перечень документов, которые должны быть предоставлены заявителем для получения разрешения на строительство, определяется моментом обращения с соответствующим заявлением - до или после установления Правительством РФ формы градостроительного плана земельного участка и утверждения порядка ее заполнения (27.11.2006).
Факт обращения с заявлением о выдаче разрешения на строительство после указанного момента в силу ст.51 Градостроительного кодекса РФ и пп.1 п.1 ч.4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" влечет императивно установленную обязанность заявителя представить, в качестве одного из оснований получения разрешения, в частности, градостроительный план земельного участка.
Указание заявителя на то обстоятельство, что необходимые до 27.11.2006 документы - кадастровый план земельного участка и архитектурно-планировочное задание были им предоставлены при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство, а сам факт обращения имел место после 27.11.2006 не по вине заявителя, а по причине незаконного бездействия ответчика, что установлено вступившими в законную силу судебными актами, несостоятельно, поскольку ст.51 Градостроительного кодекса РФ и пп.1 п.1 ч.4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" содержит обязанность любого лица, обратившегося с заявлением о выдаче разрешения на строительство после 27.11.2006, представить градостроительный план земельного участка. Тот факт, что заявителем был собран полный пакет документов, необходимый для получения разрешения на строительство согласно ранее действующему законодательству, не освобождает его от обязанности привести данные документы в соответствие с законодательством, действующим на момент обращения с соответствующим заявлением, и представить документы согласно перечню, установленному на момент обращения с заявлением. То обстоятельство, что обращение с заявлением имело место после 27.11.2006 не по вине заявителя, а по причине незаконного бездействия ответчика, не лишает заявителя права требовать возмещения убытков, причиненных таким бездействием, однако не освобождает от обязанности соблюсти при получении разрешения на строительство предусмотренные законом условия.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным отказа Управления в выдаче ООО "Унимаркет" разрешения на строительство.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 17 февраля 2009 года по делу N А23-4440/08А-18-291 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Полынкина |
Судьи |
Г.Д. Игнашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4440/2008
Истец: ООО "Унимаркет"
Ответчик: Управление архитектуры, градостроительства и замельных отношений г.Калуги
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-1044/2009