город Тула
19 августа 2009 г. |
Дело N А54-5541/2008 С12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2009 года. Постановление изготовлено в полном объеме 19 августа 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рыжовой Е.В.,
судей Заикиной Н.В., Юдиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Цукановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-3070/2009) общества с ограниченной ответственностью "Рязанская региональная компания по реализации газа", г. Рязань, на решение Арбитражного суда Рязанской области от 01 июня 2009 года по делу N А54-5541/2008 С12 (судья Суденко В.В.), принятое по иску товарищества собственников жилья "Штурвал", г. Рязань, к обществу с ограниченной ответственностью "Рязанская региональная компания по реализации газа", г. Рязань, по преддоговорному спору,
при участии в судебном заседании:
от лиц, участвующих в деле: не явились, извещены судом надлежащим образом,
установил:
товарищество собственников жилья "Штурвал" (далее - ТСЖ "Штурвал", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Рязанская региональная компания по реализации газа" (далее - ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа") об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора поставки газа от 20.08.2008 года N 17-4-0535/09, с учетом уточнения требований от 30.04.2009 года (том 1, л.д. 2-8, 131-133).
01.06.2009 года Арбитражный суд Рязанской области решил принять пункты договора поставки газа от 20.08.2008 года N 17-4-0535/09 в следующей редакции:
пункт 2.1: "Поставщик обязуется с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года поставлять газ Покупателю для населения - физических лиц, проживающих в жилом фонде (домах, квартирах, общежитиях, иных жилых помещениях и т.п.), находящемся на балансе (в оперативном управлении, хозяйственном ведении, в собственности, в аренде или ином пользовании на законных основаниях) у Покупателя, и потребляющих газ на хозяйственно-бытовые нужды и/или местное отопление, а Покупатель обязуется получать (отбирать) газ и оплачивать Поставщику стоимость газа (по регулируемой розничной цене для населения - физических лиц, устанавливаемой Правительством Рязанской области).
Годовой объем поставки газа составляет 250,0 тыс.м3;
пункт 2.2: "Договорной объем поставки газа в 2009 году составляет (куб.м)
На 1 кв. 2009 года
На 2 кв. 2009 года
На 3 кв. 2009 года
На 4 кв. 2009 года
На 5 кв. 2009 года
Население
105,0
40,0
25,0
80,0
250,0
2009 год
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Население
40,0
38,0
27,0
22,0
9,0
9,0
2009 год
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Население
8,0
8,0
9,0
20,0
25,0
35,0
пункт 2.4: "Местом приема-передачи газа от Поставщика к Покупателю является узел газового счетчика Покупателя";
пункт 2.5: "Право собственности у Покупателя газа по настоящему договору возникает на объём газа, выбранный Покупателем в момент его передачи в месте, указанном в пункте 2.4. настоящего договора";
пункт 2.6: "Договор с ГРО по транспортировке газа Покупателю заключает Поставщик";
пункт 4.1: "Количество газа, поставляемого Поставщиком Покупателю, определяется по показаниям контрольно-измерительных приборов, установленных на узле учета газа Покупателя, и/или при отсутствии приборов учета, до их установления - в соответствии с действующими нормативными актами.
На каждом узле учета у Покупателя должны быть копии или оригиналы паспортов приборов учета с отметками об их поверках, техническая документация на узел учета в объеме руководящих документов, и Покупателем должен вестись журнал учета работы с фиксацией измеряемых параметров в соответствии с пунктом 2.4 "Правил учета газа".
Покупатель обеспечивает исправное техническое состояние и своевременную госпроверку приборов учета. Покупатель обязан в любое время предоставить представителям Поставщика возможность проверки работоспособности приборов учета, наличие документов, подтверждающих их госпроверку, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а также документов об учете газа Покупателем. В случае нарушения сроков госпроверки приборов учета количество переданного газа принимается по объему, соответствующему проектной мощности газопотребляющих установок из расчета их работы 24 часа в сутки с момента нарушения срока госпроверки.
Покупатель обеспечивает сохранность пломб Поставщика, установленных на газопроводах, газовом оборудовании и приборах учета. В случае несанкционированного снятия пломб, установленных на приборах учета газа и байпасной (обводной) линии объем переданного газа учитывается по объему потребления, соответствующему проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования Покупателя из расчета 24 часов работы в сутки с момента последней проверки сохранности пломбы.
Контроль за техническим состоянием узлов учета расхода газа, проверку правильности ведения учета и соответствия газоиспользующего и газоизмерительного оборудования Приложению к данному договору могут производить уполномоченные работники Сторон";
пункт 4.2: "Учет газа производится в соответствии с "Правилами учета газа", зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации 15.11.1996 года N 1198, ГОСТ 8.563.1-3-97, ПР 50.2.019-96, ПР 50.2.022-99, и другими действующими стандартами и нормативными документами Российской Федерации в области учета газа и метрологии.
пункт 4.3: "Учет газа ведет поставщик с приведением объемов газа для коммерческих расчетов к нормальным условиям для всех средств измерения объема и расходов газа. За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура +20 градусов по Цельсию (293,15 градусов по Кельвину), давление 760 мм ртутного столба (101,325 кПа), влажность 0 %;
Пределы измерений узлов учета должны обеспечивать измерение расхода и количества во всем диапазоне расхода газа, причем минимальная граница из расхода должна определяться исходя из предельно допустимой погрешности измерений расхода";
пункт 4.5: "При наличии разногласий со стороны Покупателя по определению количества и (или) качества поставленного газа он отражает в акте своё особое мнение. Особое мнение рассматривается в рабочем порядке, а в случае неразрешения спорной ситуации любая из Сторон вправе обратиться в территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его институты в области расходометрии (метрологии) для получения экспертного заключения. Расходы, связанные с подготовкой экспертного заключения, несет неправая Сторона. До разрешения спора количество поставленного газа определяется в соответствии с пунктом 4.1 договора, а качество по пункту 4.4. договора";
пункт 4.6.: "Покупатель, имеющий прибор учета газа, обязан ежемесячно сообщать сведения о количестве принятого газа. Покупатель для оформления Акта о количестве поданного-принятого газа обязан по окончании каждого месяца сообщать Поставщику показания приборов учетагаза по тел. (4912) 290-342, 290-345, 290-341, 290-344, 290-346. Факс/телефон (Участок N 17)";
пункт 4.7: "По окончании каждого месяца Поставщик составляет двусторонний Акт о количестве поданного-принятого газа (далее - Акт) по договору. Для подписания Акта приемки-передачи газа Покупатель обязан явиться к Поставщику до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, имея при себе журнал учета расхода и свидетельства о госповерке приборов учета (при наличии у Покупателя узла учета)";
пункт 5.1: "Предназначенный для реализации населению газ отпускается Покупателю по розничным ценам для населения, утверждаемым Правительством Рязанской области в установленном порядке";
пункт 5.2: "Цены установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс.м3), приведённую к следующим условиям: температура +20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, расчетная объемная теплота сгорания 7900 ккал/куб.м (33080 кДЖ/ м3)";
пункт 5.5.1: "Расчеты за поставленный газ производятся ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В случае если расчетами, произведенными на основании Акта приемки-передачи газа, оформленного в соответствии с настоящим договором, будет установлена разница между стоимостью фактически поставленного газа и суммой платежей за расчетный период, то суммы переплаты учитываются в следующем расчетном периоде";
пункт 5.5.5: "Обязательства Покупателя по оплате считаются исполненными в момент списания денежных средств с расчетного счета Покупателя. При наличии задолженности Покупателя по оплате газа поступившие денежные средства засчитываются в погашение ранее возникшей задолженности независимо от периода платежа, указанного Покупателем в платежных поручениях".
2. Исключить из текста договора поставки газа от 20.08.2008 года N 17-4-0535/09 пункты: 2.3, 3.1, 3.2, 3.2.1, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14, 3.15, 3.16, 4.8, 5.3, 5.3.1, 5.3.2, 5.4, 5.5.2, 5.5.3, 9.3 (том 2, л.д. 33-42).
Не согласившись с указанным судебным актом, ссылаясь на его необоснованность, немотивированность и незаконность, неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2009 года полностью и принять по делу новый судебный акт, определить пункты договора поставки газа от 20.08.2008 года N 17-4-4391/09 в следующей редакции:
Пункт 1.1: "Термины и определения в Договоре принимаются согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 31.03.1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правилам поставки газа в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 1998 года N 162, Правилам учета газа, зарегистрированным в Минюсте Российской Федерации от 15.11.1996 года N 1198, Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 года N 1021 и иным нормативным правовым актам в сфере газоснабжения".
Пункт 2.1: "Поставщик обязуется поставлять с 01.01.2009 года по 31.12.2009 года, а Покупатель получать (выбирать) и оплачивать газ, добытый открытым акционерным обществом "Газпром" и его аффилированными лицами (далее - газ).
Годовой объем поставки газа составляет 0,171243 млн.м3".
Пункт 2.2: "Суточный договорной объем поставки газа (суточная норма поставки газа) в 2009 году составляет (куб.м):
Таблица 1
Наименование объекта и его местонахождение
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
Котельная ШГРП N 255, Пушкина улица, 25
Пункт 2.3: "Договорной месячный объем поставки газа рассчитывается как произведение суммарного суточного договорного объема поставки газа, указанного в пункте 2.2 договора (Таблица 1), и количества дней в соответствующем месяце поставки газа".
Пункт 2.4: "Местом приема-передачи газа от Поставщика к Покупателю является граница газотранспортной системы (далее - ГТС) газотранспортной организации (далее - Трансгаз), включая газораспределительную станцию (далее - ГРС), с газопроводами газораспределительной организации (далее - ГРО)".
Пункт 2.5: "Право собственности у Покупателя газа по настоящему договору возникает на объем газа, выбранный Покупателем в момент его передачи в месте, указанном в пункте 2.4 настоящего договора".
Пункт 2.6: "Договор транспортировки газа с ГРО от места приема-передачи газа, указанного в пункте 2.4 договора, заключает Покупатель".
Пункт 3.1: "Покупатель обязан получать (выбирать) газ на объекте газопотребления, указанном в пункте 2.2 договора (Таблица 1), в течение месяца поставки в пределах установленного договором суточного договорного объема поставки газа".
Пункт 3.2: не включать в договор.
Пункт 3.2.1: не включать в договор.
Пункт 3.3: "Невыборка газа не дает Покупателю право требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы поставки газа, установленной договором. Не выбранные Покупателем объемы газа в последующие периоды поставке не подлежат".
Пункт 3.4: "Объем газа, выбранный Покупателем в сутки поставки, не должен превышать суточный договорной объем поставки газа, установленный договором.
Объем газа, выбранный в течение месяца поставки, не должен превышать договорной месячный объем поставки газа, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.3 настоящего договора".
Пункт 3.5: не включать в договор.
Пункт 3.6: "При перерасходе Покупателем газа свыше суточного договорного объема поставки газа Поставщик вправе проводить принудительное ограничение поставки до установленного договором суточного договорного объема поставки газа, по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом Покупателя и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации".
Пункт 3.7: "Если Поставщик в течение какого-либо периода поставки не сможет обеспечить поставку Покупателю суточного договорного объема поставки газа, за исключением случаев:
- неспособности Покупателя принять газ, который имеется в наличии для поставки Поставщиком в соответствии с условиями настоящего договора;
- возникновения форс-мажорных обстоятельств, которые помешают Поставщику произвести поставку газа;
- ограничения и прекращения поставок газа Поставщиком при нарушении сроков оплаты газа Покупателем;
- принудительных мер, проводимых Поставщиком по отношению к Покупателю в связи с превышением Покупателем суточного договорного объема поставки газа;
- проведения планово-предупредительных и внеплановых работ, о которых Поставщик уведомил Покупателя, а также проведения аварийных работ,
то разница между суточным договорным объемом поставки газа по каждому из объектов Покупателя и фактическим объемом поставленного газа классифицируется как недопоставленный газ.
В случае ожидаемой недопоставки газа Поставщик обязан направить Покупателю уведомление об этом. Уведомления направляются Покупателю посредством почтовой либо факсимильной связи или иным способом, принятым обычаями делового оборота".
Пункт 3.9: "В случае недопоставки газа в период поставки в соответствии с пунктом 3.7 настоящего договора Стороны рассматривают возможность перераспределения недопоставленного газа при наличии технической возможности в последующих периодах поставки".
Пункт 3.10: "Поставщик имеет право в одностороннем порядке ограничить и полностью прекратить поставки газа Покупателю и изменить (уменьшить) суточный договорной объем поставки газа в случае неоднократного (два и более периода платежа) нарушения сроков оплаты поставленного газа.
Под нарушением сроков оплаты Стороны понимают полное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5.1 настоящего договора.
Решение об ограничении или прекращении поставки газа, изменении (уменьшении) суточного договорного объема поставки газа принимается Поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия.
Уведомления, предупреждения и извещения об ограничении или прекращении поставки газа, изменении (уменьшении) суточного договорного объема поставки газа направляются Поставщиком Покупателю посредством почтовой, факсимильной связи или иным способом, принятым обычаями делового оборота.
Исполнение решения об ограничении или прекращении поставки газа производится Покупателем самостоятельно либо принудительно Поставщиком.
Работы, проводимые по ограничению, прекращению или возобновлению подачи газа Покупателю оплачиваются последним Поставщику по прейскуранту, утвержденному Поставщиком и действующему на момент проведения работ, в течение 5 банковских дней с даты выставления счета на оплату.
После устранения обстоятельств, явившихся основанием для ограничения или прекращения поставки газа Покупателю и изменения (уменьшении) суточного договорного объема поставки газа, возобновление подачи газа производится по соглашению Сторон при условии исполнения обязательств, предусмотренных абзацем 6 настоящего пункта договора.
Объем газа, на который Поставщиком уменьшен суточный договорный объем поставки газа, в последующие периоды поставке не подлежит".
Пункт 3.11: не включать в договор.
Пункт 3.12: не включать в договор.
Пункт 3.13: не включать в договор.
Пункт 3.14: не включать в договор.
Пункт 3.15: не включать в договор.
Пункт 3.16: не включать в договор.
Пункт 4.1: "Количество газа, поставляемого Поставщиком Покупателю, определяется по показаниям контрольно-измерительных приборов, установленных на узле учета газа Покупателя, и/или при отсутствии приборов учета, до их установления - в соответствии с действующими нормативными актами.
На каждом узле учета у Покупателя должны быть копии или оригиналы паспортов приборов учета с отметками об их поверках, техническая документация на узел учета, в объеме руководящих документов, и Покупателем должен вестись журнал учета работы с фиксацией измеряемых параметров в соответствии с пунктом 2.4 Правил учета газа.
Покупатель обеспечивает исправное техническое состояние и своевременную поверку приборов учета. Покупатель обязан в любое время предоставить представителям Поставщика возможность проверки работоспособности приборов учета, наличие документов, подтверждающих их поверку, предусмотренную законодательством Российской Федерации, а также документов об учете газа Покупателем. В случае нарушения сроков поверки приборов учета количество переданного газа принимается по объему, соответствующему проектной мощности газопотребляющих установок из расчета их работы 24 часа в сутки с момента нарушения срока поверки.
Покупатель обеспечивает сохранность пломб Поставщика, установленных на газопроводах, газовом оборудовании и приборах учета. В случае несанкционированного снятия пломб, установленных на приборах учета газа и байпасной (обводной) линии, объем переданного газа учитывается по объему потребления, соответствующему проектной мощности неопломбированного газопотребляющего оборудования Покупателя из расчета 24 часов работы в сутки с момента последней проверки сохранности пломбы.
Контроль за техническим состоянием узлов учета расхода газа, проверку правильности ведения учета и соответствия газоиспользующего и газоизмерительного оборудования Приложению к данному договору могут производить уполномоченные работники Сторон".
Пункт 4.2: "Учет газа производится в соответствии с Правилами учета газа, зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации от 15.11.1996 года N 1198, ПР 50.2.019-2006, и другими действующими стандартами и нормативными документами Российской Федерации в области учета газа и метрологии".
Пункт 4.3: "За единицу объема принимается 1 м3 газа при стандартных условиях: температура 200 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм.рт.ст)".
Пункт 4.5: "При наличии разногласий со стороны Покупателя по определению количества и (или) качества поставленного газа он отражает в акте своё особое мнение. Особое мнение рассматривается в рабочем порядке, а в случае неразрешения спорной ситуации любая из Сторон вправе обратиться в территориальные органы Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии или в его институты в области расходометрии (метрологии) для получения экспертного заключения. Расходы, связанные с подготовкой экспертного заключения, несет неправая Сторона. До разрешения спора количество поставленного газа определяется в соответствии с пунктом 4.1 Договора, а качество по пункту 4.4 Договора".
Пункт 4.6: "Покупатель представляет Поставщику ежесуточные сведения о количестве поданного-принятого газа в соответствии с согласованным Сторонами порядком.
Временем закрытия суточных балансов (потребленного количества газа за сутки) считается 10-00 (время московское) суток, следующих за сутками поставки, а месячных балансов - 10-00 (время московское) первого числа месяца, следующего за месяцем поставки.
Покупатель для оформления акта приемки-передачи газа обязан по окончании каждого месяца до 17-00 (время московское) первого числа месяца, следующего за месяцем поставки, сообщать Поставщику показания средств измерений и приборов учета газа (отдельно по каждому узлу учета) тел. (4912) 290-342, 290-345, 290-341, 290-344, 290- 346 и предоставлять Поставщику копию журнала учета работы газового оборудования с полными данными за отчетный месяц".
Пункт 4.7: "Объемы газа, выбранные/поставленные за месяц, оформляются Сторонами месячным актом поданного-принятого газа, подписываемым Сторонами (Приложение N 1).
Месячные акты поданного-принятого газа оформляются Сторонами не позднее пятого числа месяца, следующего за отчётным. К месячному акту поданного-принятого газа Стороны оформляют приложение (Приложение N 2) в котором отражают ежесуточные сведения.
Месячные акты поданного-принятого газа и приложения к ним составляет Поставщик.
К месячному акту поданного-принятого газа за отчетный период Поставщик по требованию Покупателя представляет Покупателю паспорт качества газа.
В случае неподписания Покупателем месячного акта поданного-принятого газа до 24-00 (время московское) пятого числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, или непредставления мотивированного отказа от их подписания месячные акты поданного-принятого газа считаются принятыми Покупателем на условиях, указанных в них".
Пункт 4.8: не включать в договор.
Пункт 5.1: "Цена на газ на выходе из системы магистрального газопроводного транспорта формируется из регулируемых оптовой цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации".
Пункт 5.2: "Регулируемая оптовая цена на газ установлена на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб.м), приведенную к стандартным условиям (температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0 %, при расчетной теплоте сгорания 7900 ккал/куб.м (33080 кДж/куб.м).
При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ОТС) от расчетной Поставщик ежемесячно производит перерасчет цен на газ по формуле:
Цфакт= (Ц х Qрпффак) / (7900 ккал/куб.м или 33080 кДж/куб.м), где
Ц - регулируемая оптовая цена на газ;
Qрпффак - фактическая объемная теплота сгорания в ккал/м3 (кДж/ м3), указанная в паспортах качества газа;
Цфакт - регулируемая оптовая цена на газ после пересчета".
Пункт 5.3: "Фактическая стоимость газа, выбранного по настоящему Договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной ТОРГ-12 (газ) и складывается из:".
Пункт 5.3.1: "стоимости газа, фактически выбранного Покупателем в пределах суточного договорного объема поставки газа за все сутки месяца поставки, которая рассчитываются по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1 и 5.2 настоящего договора".
Пункт 5.3.2: "стоимости суммарных объемов газа, фактически выбранного Покупателем сверх суточного договорного объема поставки газа, за все сутки месяца поставки, которая рассчитывается по ценам на газ в соответствии с пунктами 5.1, 5.2 настоящего договора с применением коэффициентов 1,1 и 1,5, установленных пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации.
Указанные коэффициенты не применяются при перерасходе газа Покупателем сверх суточного договорного объема поставки газа, если перерасход газа осуществлен на коммунально-бытовое потребление"
Пункт 5.4: не включать в договор.
Пункт 5.5.1: "Расчеты за поставленный газ производятся ежемесячно в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. В случае если расчетами, произведенными на основании Акта поданного-принятого газа, оформленного в соответствии с настоящим договором, будет установлена разница между стоимостью фактически поставленного газа и суммой платежей за расчетный период, то суммы переплаты учитываются в следующем расчетном периоде".
Пункт 5.5.2: не включать в договор.
Пункт 5.5.3: не включать в договор.
Пункт 5.5.5: "Обязательства Покупателя по оплате считаются исполненными в момент поступления денежных средств на расчетный счет Поставщика.
При наличии задолженности Покупателя по оплате газа и ПССУ поступившие денежные средства засчитываются в погашение ранее возникшей задолженности независимо от назначения платежа, указанного Покупателем в платежных поручениях".
Пункт 9.3: не включать в договор (том 2, л.д. 46-65).
Заявитель жалобы отмечает, что отношения сторон договора поставки газа регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти. Указывает на то, что при заключении договора поставки газа между поставщиком газа и товариществом собственников жилья и определении условий такого договора сторонам надлежит руководствоваться правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации для абонентов - юридических лиц и Правилами поставки газа в Российской Федерации.
По мнению заявителя, в случае заключения договора поставки газа между поставщиком газа и товариществом собственников жилья, приобретающим газ в качестве коммунального ресурса для дальнейшего оказания коммунальной услуги "газоснабжение", и при определении условий такого договора сторонам надлежит руководствоваться правилами, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации для абонентов - физических лиц (граждан), и Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Отмечает, что ТСЖ "Штурвал" является исполнителем коммунальной услуги "отопление", а не "газоснабжение".
Обращает внимание на то, что проект договора, предложенный ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа" к заключению ТСЖ "Штурвал", направлен на регулирование отношений сторон по поставке газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами по тарифу "регулируемая оптовая цена на газ", для его последующего потребления в качестве топлива газоиспользующим оборудованием системы газопотребления многоквартирного дома, установленным в отопительной котельной многоквартирного дома.
Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что суд первой инстанции не применил статью 224, часть 1 статьи 432, часть 3 статей 455, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", пункты 28, 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, пункты 3, 6, 12, 13, 16, 20, 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, пункты 3, 6, 15, 18, 41 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, пункты 3, 4, 11 Методических указаний по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 23.11.2004 года N 194-э/12, пункт 11 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и Приложение N 1 к ним, утвержденные Приказом Федеральной службой России от 17.09.2008 года N 173-э/5, пункты 2, 3, 15.1-15.3 Основных положений государственного регулирования цен на газ, неправильно истолковал пункты 3, 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, применил не подлежащий применению пункт 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, неправильно применил разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 года N 57.
ТСЖ "Штурвал" направило в суд апелляционной инстанции письменный отзыв на жалобу, в котором не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указало, что ТСЖ является способом управления многоквартирным домом и не имеет целей, отличных от целей собственников жилых помещений. Отметило, что договор газоснабжения истцу, как юридическому лицу, не нужен, поскольку он, юридическое лицо, деятельностью которого является управление общим имуществом собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Считая обжалуемое решение суда законным и обоснованным, просило апелляционную жалобу оставить без удовлетворения (том 2, л.д. 87).
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции представителей не направили.
Отзыв ТСЖ "Штурвал" содержит ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без его участия (том 2, л.д. 87).
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность оспариваемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены решения Арбитражного суда Рязанской области от 01 июня 2009 года ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, преддоговорной спор сторон заключается в определении, на каких условиях должна осуществляться поставка газа - как для промышленных потребителей (юридических лиц) либо как для населения и какие должны быть применены цены.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений в многоквартирном доме, не являющимися членами товарищества; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами.
Из устава ТСЖ "Штурвал" следует, что товарищество является добровольным объединением на основе членства домовладельцев (собственников помещений в кондоминиуме и одновременно участников долевой собственности на общее имущество) для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, осуществления владения, пользования, определения условий и порядка владения, пользования общим имуществом, распоряжения в установленных законодательством пределах общим имуществом.
На основании статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Вывод суда первой инстанции и ссылка на постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 года N 57 о том, что товарищество собственников жилья при заключении договоров действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, в связи с чем соответствующие обязательства товарищества перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц, судом апелляционной инстанции признается правильным, поскольку Письмом Минрегиона Российской Федерации от 03.05.2007 года N 8326-РМ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах" предусмотрено, что коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения, а таким договором, в том числе, является и договор об оказании коммунальных услуг, заключаемый собственниками помещений (как являющимися, так и не являющимися членами товарищества собственников жилья) в многоквартирном доме с товариществом собственников жилья, жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом (пункт 1 части 1 статьи 137, части 5 и 6 статьи 155 Жилищного кодекса.
Вывод суда первой инстанции о том, что с учетом требований параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 и того факта, что поставка газа производится для удовлетворения бытовых нужд, договор поставки газа не должен содержать дополнительных условий, регулирующих поставку газа промышленным потребителям, судом апелляционной инстанции также признается правильным.
С учетом изложенного доводы заявителя апелляционной жалобы, указывающего на необходимость применения тарифов на поставку газа, утвержденных для юридических лиц, на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения не влияют.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Рязанской области от 01 июня 2009 года и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа".
Обстоятельствам дела, исследованным судом первой инстанции, дана правильная правовая квалификация.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в сумме 1 000 рублей относятся на заявителя - ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Рязанской области от 01 июня 2009 года по делу N А54-5541/2008 С12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рязанская региональная компания по реализации газа", г. Рязань,- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий судья |
Е.В. Рыжова |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5541/2008
Истец: ТСЖ "Штурвал"
Ответчик: ООО "Рязанская региональная компания по реализации газа"
Хронология рассмотрения дела:
19.08.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-3070/2009