г. Тула
27 августа 2009 г. |
Дело N А62-1886/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2009 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Игнашиной Г.Д., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Тиминской О.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 20АП-2302/2009) ООО "ФАРМСЕРВИС" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12 мая 2009 года по делу N А62-1886/2009 (судья Борисова Л.В.), принятое по заявлению Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации к ООО "ФАРМСЕРВИС"
о привлечении к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ
при участии в судебном заседании:
от истца: Дятлова Н.А. - юрист (дов.от 07.07.09)
от ответчика: не явился
УСТАНОВИЛ
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - Заявитель, Служба) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО "ФАРМСЕРВИС" (далее - Ответчик, Общество, предприятие) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 12.05.2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Общество подало апелляционную жалобу.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, не явился, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в порядке ст.ст.266,156 АПК РФ в его отсутствие.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения исходя из следующего.
Судом установлено, что 20 февраля 2009 г. ООО "ФАРМСЕРВИС" обратилось в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, связанной с неоднократными проверками предприятия Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Смоленской области (л.д. 54-56).
Приказом от 10.04.2009 N 2871-Пр/09 руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития назначена комиссия для проведения внеплановой проверки соблюдения лицензионных требований и условий на аптечном складе ООО "ФАРМСЕРВИС", расположенном по адресу: 214020, г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86.
При проведении проверки Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития выявлены нарушения ООО "ФАРМСЕРВИС" лицензионных требований и условий, а именно: несоблюдение требований пунктов 4.10, 4.11 Приказа Минздрава России от 15.03.2002 N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта "Правила оптовой торговли лекарственными средствами" в части площади складских помещений основного производственного назначения, которая должна соответствовать объему хранимого товара на единицу складской площади, но не менее 150 кв. м, а также площади административно-бытовых помещений, которая должна составлять не менее 34 кв. м, включая вспомогательные складские помещения, предназначенные для размещения аппарата управления, бытовые помещения.
В частности, площадь складских помещений основного производственного назначения предприятия на момент проверки составила 88,9 кв. м, общая площадь административно-бытовых помещений на момент проверки составила 27, 2 кв. м.
По результатам проверки составлен акт от 15.04.2009 и протокол N 2 от 15.04.2009 об административном правонарушении.
Заявлением от 20.04.2009г. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Российской Федерации просит арбитражный суд привлечь к административной ответственности ООО "ФАРМСЕРВИС" по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку выявленные нарушения относятся к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, предусмотрен Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416.
В силу пункта 4 данного Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении фармацевтической деятельности являются:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям;
б) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, требований статьи 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли лекарственными средствами;
в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей";
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим изготовление лекарственных средств, правил изготовления лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарственных средств, изготовленных в аптечных учреждениях;
д) соблюдение лицензиатом требований о запрещении продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных лекарственных средств и лекарственных средств, являющихся незаконными копиями лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации, а также об уничтожении таких лекарственных средств в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О лекарственных средствах";
е) наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата), деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением лекарственных средств, высшего фармацевтического образования (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для лекарственных средств, предназначенных для животных), стажа работы по специальности не менее 3 лет и сертификата специалиста;
ж) наличие у индивидуального предпринимателя - соискателя лицензии (лицензиата) высшего или среднего фармацевтического образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтического или ветеринарного образования (для осуществления деятельности в сфере обращения лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификата специалиста;
з) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) работников, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей лекарственных средств, имеющих высшее или среднее фармацевтическое образование (для лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения) либо фармацевтическое или ветеринарное образование (для лекарственных средств, предназначенных для животных) и сертификаты специалиста;
и) повышение квалификации специалистов с фармацевтическим или ветеринарным образованием не реже одного раза в 5 лет.
Согласно п. 5 Положения осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 4.2 Отраслевого стандарта "Правила оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.03.2002 N 80 (далее -Стандарт), складские помещения предприятий оптовой торговли лекарственными средствами должны быть изолированными, специально оборудованными помещениями, позволяющими обеспечить хранение и надлежащую сохранность лекарственных средств с учетом их физико-химических, фармакологических и токсикологических свойств, а также требований стандартов качества лекарственных средств и Государственной фармакопеи.
В помещении предприятия оптовой торговли лекарственными средствами должны быть предусмотрены складские и административно-бытовые помещения, объединенные в одном строении или расположенные раздельно. Склад может размещаться в отдельно стоящем нежилом здании, здании производственного назначения или в нежилых помещениях жилых домов. При этом склад должен быть изолирован от других помещений, иметь отдельный вход, подъездную площадку, рампу для разгрузки товара (п. 4.3, 4.4 Отраслевого стандарта).
Согласно пункту 4.9 указанного выше Стандарта помещения склада должны быть функционально взаимосвязаны по выполняемым функциям: прием, хранение, комплектация заказов и отпуск товара.
Площадь складских помещений основного производственного назначения должна соответствовать объему хранимого товара на единицу складской площади, но не менее 150 кв. м, включая:
зону приемки продукции;
зону для основного хранения лекарственных средств;
помещение для лекарственных средств, требующих особых условий хранения;
- экспедиционную. Общая площадь административно-бытовых помещений зависит от численности персонала и рассчитывается согласно действующим нормам и правилам, но не менее 34 кв. м, включая вспомогательные складские помещения, предназначенные для размещения аппарата управления, бытовые помещения, например, служебные помещения аппарата управления складом, пункты питания, здравпункт, санитарно-бытовые помещения, вестибюли, лестничные клетки, тамбуры (4.10, 4.11 Стандарта).
В рассматриваемом случае Обществом (Арендатор) заключен договор аренды с ОАО "Научно-исследовательский институт машиностроения" (Арендодатель) от 25.12.2008 N 23/08 (л.д.57-64), по условиям которого Арендодатель передает, а Арендатор принимает во временное владение и пользование имущество: нежилые помещения на 1-ом этаже в здании материального склада, расположенного по адресу: 214020 г. Смоленск, ул. Шевченко, д. 86, являющиеся собственностью Арендодателя.
Общая площадь арендуемого имущества, расположенного на первом этаже в здании материального склада составляет 116,10 кв. м, из них площадь аптечного склада - 88,9 кв.м, площадь административно-бытовых помещений - 27,2 кв.м.
По ходатайству ООО "ФАРМСЕРВИС" судом к материалам дела приобщен еще один договор аренды с тем же Арендодателем от 25.12.2008 N 30/08 (л.д. 65-72), по которому передается помещение в здании Лабораторно-бытового корпуса общей площадью 70,70 кв.м, в том числе на 1-ом этаже - помещение N 49 в размере 11,70 кв.м, на 3-ем этаже - часть помещения N 5 в размере 59 кв.м. Этот договор проверяющим не представлялся.
Однако складские помещения по первому договору аренды не соответствуют требованиям п.4.10 Стандарта по используемой площади: менее 150 кв. м., а по второму договору аренды - требованиям п.п.4.2-4.4, 4.9 Стандарта: при расположении склада на третьем этаже Лабораторно-бытового корпуса не обеспечена защита поступающих лекарственных средств от атмосферных осадков при проведении погрузочно-разгрузочных работ.
Следовательно, в любом случае даже при суммировании площади складских и административно-бытовых помещений нарушение пп. "а", п.4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, т.е. грубое нарушение лицензионных требований, объективно имеет место быть.
Довод апелляционной жалобы о том, что Росздравнадзор вышел за пределы внеплановой проверки, тем самым, нарушив п.4. ст.7 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) в части периодичности проведения проверок " не более чем один раз в два года, не может быть обоснованным.
В силу п.2 ст.1 Федерального Закона N 134-ФЗ указанный закон не применяется к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.
По настоящему делу основанием для внеплановой проверки послужило заявление ООО "ФАРМСЕРВИС" в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, в котором наряду с иными доводами указано на расхождение позиций Общества и Управления по Смоленской области по вопросу определения площади складских и административно-бытовых помещений (т.1 л.д.54-56).
В этой связи для установления объективных данных Росздравнадзором и была проведена самостоятельная проверка исполнения законодательства о лицензировании, в ходе которой выявлены перечисленные выше нарушения (акт проверки от 15.04.2009 г.)
Срок привлечения к ответственности, определенный ст.4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Ссылка Общества на несоразмерность административного взыскания, которое повлекло за собой невыполнение Государственного заказа на поставку медикаментов в лечебные учреждения области, несостоятельна.
Устранение допущенных нарушений, с которыми руководитель ответчика согласился и взял обязательства их устранить в кратчайшие сроки, о чем имеется запись в протоколе N 2 от 15.04.2009 года (т. л.д.16), полностью зависит от лицензиата.
В свою очередь, суд первой инстанции разъяснил, что исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности может быть прекращено судьей досрочно, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения, данного административного наказания.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, как того требует ч.5 ст.206 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам п.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст.ст.269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда первой инстанции от 12.05.2009 года по делу N А62-1886/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г.Брянске в двухмесячный срок со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
О.Г. Тучкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1886/2009
Истец: ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ
Ответчик: ООО "ФАРМСЕРВИС"
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2009 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2302/2009