г. Владимир |
|
15 января 2009 г. |
Дело N А43-22887/2008-42-295 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.01.2009.
Постановление в полном объеме изготовлено 15.01.2009.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Урлекова В.Н., Смирновой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.11.2008 по делу N А43-22887/2008-42-295, принятое судьей Кабановым В.П. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм" о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм", Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области не явились. О времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N N 27616, 27617).
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Джи-эм" (далее - Общество, ООО "Джи-эм") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области (далее - Министерство), выразившегося в непринятии мер к сносу самовольной постройки , расположенной с юго-западной стороны дома 13 "А" по улице Бекетова г.Нижнего Новгорода - кафе "У фонтана". Министерство не совершило действия, предусмотренные пунктами 2.3. - 2.5. и 3.1. - 3.5. Положения о порядке выявления временных объектов, установленных на земельных участках в пределах территории города Нижнего Новгорода без правовых оснований, а также самовольных построек и о порядке освобождения земельных участков на территории города Нижнего Новгорода от временных объектов, установленных без правовых оснований, а также самовольных построек, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.08.2007 N 297. Одновременно заявитель просил суд обязать Министерство совершить такие действия.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 05.11.2008 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Джи-эм" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Общество и Министерство явку своих представителей не обеспечили. Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что ООО "Джи-эм" приобрело в собственность по договору купли-продажи от 01.04.2007 N 1-04/2007 электросетевое оборудование, в том числе подземную кабельную линию электропередачи напряжением 6000 В, протяженностью 820 м, подающую напряжение от подстанции "Приокская" на распределительное устройство. Оборудование расположено по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Бекетова, 13.
14.04.2008 ООО "Джи-эм" обратилось в Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области с заявлением о принятии в порядке, установленном Постановлением Правительства Нижегородской области от 21.08.2007 N 297, мер к сносу самовольной постройки - кафе "У фонтана" -, расположенной по адресу: г.Нижний Новгород, ул.Бекетова, д.13 "а". Ее существование препятствует Обществу эксплуатировать подземную кабельную линию надлежащим образом .
Письмом от 29.05.2008 N 311/9501-06-14 Министерство сообщило заявителю о том, что земельный участок , расположенный под зданием кафе, предоставлялся индивидуальному предпринимателю Родину А.С. по договору аренды от 04.06.2002 N 07460/07 на 5 лет под проектирование, строительство и эксплуатацию временного павильона кафе. 28.10.2006 между Родиным А.С. и Карасевой Т.В. был заключен договор купли-продажи временного павильона кафе, в связи с чем договор аренды земельного участка расторгнут 01.03.2007. Карасева Т.В. на момент обращения Общества в Министерство права на земельный участок не оформила, но обратилась с соответствующим заявлением. С учетом таких обстоятельств постройка не является самовольной, а ссылка на постановление Правительства Нижегородской области от 21.08.2007 N 297 - верной.
Оценив такую позицию Министерства как незаконное бездействие, нарушающее его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания незаконным бездействия государственного органа.
Суд апелляционной инстанции считает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Джи-эм" и отмены решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют с учетом следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях осуществления контроля за использованием земель на территории города Нижнего Новгорода Правительством Нижегородской области 21.08.2007 постановлением N 297 утверждено Положение о порядке выявления временных объектов, установленных на земельных участках в пределах территории города Нижнего Новгорода без правовых оснований, а также самовольных построек и о порядке освобождения земельных участков на территории города Нижнего Новгорода от временных объектов, установленных без правовых оснований, а также самовольных построек (далее- Положение).
На Министерство как уполномоченный орган по управлению и распоряжению земельными участками на территории Нижегородской области возложена обязанность организовать взаимодействие с органами, уполномоченными на осуществление государственного земельного контроля и государственного строительного надзора по вопросу выявления временных объектов, установленных без правовых оснований, а также самовольных построек и освобождения от них земельных участков на территории города.
Пункт 2.3 Положения определяет, что при поступлении в уполномоченный орган обращения об инициировании выявления самовольных построек и (или) незаконных временных объектов уполномоченный орган совершает обследование земельного участка, на котором предположительно расположены самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты. По результатам обследования составляется акт.
Согласно пункту 2.4. Положения в случае, если по результатам обследования имеются основания полагать, что на земельном участке расположены самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, уполномоченный орган в течение 14 дней с даты обследования принимает меры по выявлению лиц, осуществивших самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, а именно:
2.4.1. Вывешивает на объекте объявление с указанием срока явки лица, осуществившего самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, в уполномоченный орган для выяснения правомерности их осуществления.
2.4.2. Направляет запрос в отдел внутренних дел соответствующего района города Нижнего Новгорода о выявлении лица, осуществившего самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, в течение установленного срока.
2.4.3. В случае если в результате проведенных мероприятий лицо, осуществившее самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, не установлено, в периодических печатных средствах массовой информации города Нижнего Новгорода уполномоченный орган публикует сообщение об обнаружении факта осуществления самовольных построек и незаконных временных объектов с требованием к лицам, их осуществившим, освободить земельные участки своими силами в течение 14 дней с даты сообщения и (или) явиться в уполномоченный орган для выяснения правомерности их осуществления.
В силу пункта 2.5. Положения после установления лиц, осуществивших самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, уполномоченный орган направляет заказным письмом с уведомлением о вручении требование к этим лицам освободить земельный участок от таких объектов своими силами и за свой счет в течение 14 дней с даты получения требования и (или) явиться в уполномоченный орган для выяснения правомерности возведения (строительства) объекта либо для решения вопроса о возможности сохранения возведенных объектов. Требование может быть вручено лично лицу, осуществившему самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты. В случае отказа от получения требования на втором его экземпляре в присутствии двух незаинтересованных лиц производится запись, фиксирующая этот факт.
В силу пункта 3.1. Положения, если лицо, осуществившее самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, не освободило земельные участки от таких объектов в добровольном порядке либо не обратилось в уполномоченный орган за оформлением соответствующих документов либо данному лицу было отказано в предоставлении земельного участка и оформлении соответствующих документов на самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, уполномоченный орган принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, установленные настоящим Положением.
Согласно пункту 3.2. Положения в случае, если на земельных участках имеются объекты, обладающие признаками самовольной постройки, при отсутствии на них правоустанавливающих документов, уполномоченный орган направляет запросы в организации, осуществляющие учет объектов капитального строительства, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о предоставлении информации о наличии технического учета и регистрации прав на указанные объекты.
В силу пункта 3.3. Положения уполномоченный орган с приложением документов, свидетельствующих о факте совершения правонарушения, направляет в органы, осуществляющие государственный земельный контроль, государственный строительный надзор, надзор в сфере благоустройства территорий, заявление о привлечении к административной ответственности лиц, осуществивших незаконные действия.
Согласно пункту 3.4. Положения одновременно с действиями, указанными в п. 3.3 настоящего Положения, уполномоченный орган направляет уведомление в организации, осуществляющие поставку ресурсов (электроэнергии, теплоэнергии, воды и т.п.), с требованием произвести расторжение договоров на поставку ресурсов и отключение самовольных построек и (или) незаконных временных объектов.
В силу пункта 3.5. Положения если принятые в отношении лица, осуществившего самовольные постройки и (или) незаконные временные объекты, меры административного воздействия не привели к освобождению земельных участков, уполномоченный орган предъявляет соответствующее исковое заявление в суд.
Из ответа, данного Министерством на обращение ООО "Джи-эм" следует, что уполномоченному органу известно, кому принадлежит на праве собственности кафе "У фонтана", что земельный участок, расположенный под ним, находился в аренде, и новый собственник объекта Карасева Т.В. 28.07.2007 обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
При таких обстоятельствах непринятие Министерством как уполномоченным органом мер по установлению собственника кафе и его сносу не противоречит постановлению Правительства Нижегородской области от 21.08.2007 N 297.
Одновременно в ходе рассмотрения дела в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Джи-эм" не доказало нарушение своих прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Утверждение о том, что кабель, собственником которого оно является, расположен под помещением кафе "У фонтана", что 06.07.2008 кабельная линия была повреждена, не подтверждено совокупностью относимых и допустимых доказательств.
Согласно же части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Кроме того, из отзыва Министерства на апелляционную жалобу и приложенных к нему документов (акт обследование земельного участка от 31.12.2008, фотоматериалы) усматривается, что земельный участок у дома N 13 "а" по ул.Бекетова в г.Нижнем Новгороде свободен от строений и сооружений, кафе снесено.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания незаконными действий (бездействия) государственного органа, что в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет за собой отказ в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют. При этом судом не допущено
Апелляционная жалоба Общества признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам заявителя судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 05.11.2008 по делу N А43-22887/2008-42-295 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джи-эм" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
В.Н. Урлеков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-22887/2008-42-295
Истец: ООО "Джи-эм" г.Н.Новгород
Ответчик: Министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
Третье лицо: Карасева Татьяна Владимировна
Хронология рассмотрения дела:
15.01.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-4456/08