г. Владимир |
|
27 ноября 2008 г. |
Дело N А79-3779/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.11.2008.
В полном объеме постановление изготовлено 27.11.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рубис Е.А.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиначевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.07.2008, принятое судьей Кудряшовым В.Н. по заявлению индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича о признании недействительным постановления Республиканской службы по тарифам г. Чебоксары от 14.05.2008 N 15-6/п и обязании установить с 01.05.2008 предельно максимальные тарифы, с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Аудит".
В соответствии со статьями 158, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела откладывалось с 03.10.2008 на 27.10.2008; с 27.10.2008 на 20.11.2008.
В судебном заседании приняли участие представители: индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича - Кумеда П.Г. по доверенности от 07.07.2008, Шмелева М.Е. по доверенности от 10.01.2008; Республиканской службы по тарифам г. Чебоксары - Борисова Н.Л. по доверенности от 02.10.2008, Мефодьева О.Н. по доверенности от 02.10.2008.
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал-Аудит", надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Первый арбитражный апелляционный суд установил:
индивидуальный предприниматель Дельман Александр Ильич (далее - предприниматель, Дельман А.И.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления Республиканской службы по тарифам г. Чебоксары (далее - служба по тарифам) от 14.05.2008 N 15-6/п и обязании установить с 01.05.2008 предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, в следующем размере: тариф на услугу по эксплуатации подъездных железнодорожных путей в размере 20 840 руб. 43 коп. в месяц (без НДС); тариф на пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям в размере 1 907 руб. 63 коп. за вагон (без НДС); тариф на пропуск локомотива по подъездным железнодорожным путям в размере 1 907 руб. 63 коп. (без НДС).
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал-Аудит" привлечено к участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.07.2008 в удовлетворении заявленных предпринимателем требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Дельман А.И. обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Предприниматель считает, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Дельмана А.И., принятое Республиканской службой по тарифам г. Чебоксары постановление от 14.05.2008 N 15-6/п "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях", нарушает его право собственности на железнодорожные пути, а также право по представлению принадлежащего ему железнодорожного пути в пользование третьим лицам, так как обжалуемое постановление принято без участия предпринимателя и без согласования с ним.
Индивидуальный предприниматель указывает, что оспариваемым постановлением не установлен тариф на пропуск локомотива, который должен быть равен тарифу на пропуск вагонов.
Дельман А.И. полагает, что установление среднего уровня рентабельности в размере 2,5 процента противоречит постановлению Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 29.11.2004 N 8/п "О предельном уровне рентабельности тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях".
В соответствии с вышеуказанным постановлением предельный уровень при формировании тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, устанавливается в размере 15 процентов к себестоимости.
Более подробно доводы предпринимателя изложены в апелляционной жалобе (т. 2 л.д. 3-7).
Республиканская служба по тарифам в своих отзывах на апелляционную жалобу и дополнениях к ней выразила несогласие с доводами, изложенными в жалобе, просила оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал-Аудит", представив отзыв на апелляционную жалобу, сообщило, что, применяя рентабельность в размере 2,4% к себестоимости Республиканская служба по тарифам не учла требования Налогового кодекса Российской Федерации по уплате единого социального налога от предпринимательской деятельности в размере 10% и налога на доходы физических лиц в размере 13%.
Также ООО "Универсал-Аудит" отметило, что службой по тарифам не учтены требования статей 23, 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым целью осуществления предпринимательской деятельности является извлечение прибыли.
В своем отзыве ООО "Универсал-Аудит" пояснило, что завышенное количество пропуска вагонов привело к занижению тарифа на 207,94 рубля (1214,94-1007), следовательно, индивидуальный предприниматель Дельман А.И. получил убыток при применении тарифа на пропуск вагонов в сумме 1 098 339 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Универсал-Аудит" считает, что утвержденный постановлением от 14.04.2008 N 15-6/п "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях" тариф на пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям занижен на 312,82 рубля.
В судебных заседаниях представители индивидуального предпринимателя поддержали в полном объеме доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнении к апелляционной жалобе от 02.10.2008, дополнении N 2 от 23.10.2008, объяснениях от 01.11.2008.
Ссылаясь на статью 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", указали (объяснения от 01.11.2008), что Республиканская служба по тарифам не уполномочена устанавливать спорные тарифы.
Представители Республиканской службы по тарифам в судебных заседаниях не поддержали доводы апелляционной жалобы. Пояснили, что обжалуемое постановление от 14.05.2008 N 15-6/п не ущемляет интересы и права Дельмана А.И. Тариф на пропуск локомотива по подъездным железнодорожным путям в отношении предпринимателя Дельмана А.И. не был установлен, так как не были представлены соответствующие документы на установление данного вида тарифа, а ранее представленные документы были отозваны.
Сообщили, что тарифы в отношении предпринимателя установлены в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 4.2 Методических рекомендаций.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие полномочного представителя общества с ограниченной ответственностью "Универсал-Аудит".
Законность принятого арбитражным судом судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Дельман Александр Ильич зарегистрирован 21.11.1995 в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Московского района г. Чебоксары, о чем 19.10.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московскому району г. Чебоксары в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.
Предпринимателем Дельманом А.И. по договору купли-продажи от 29.03.2006 N 20059 приобретены в собственность пути железнодорожные: площадью - 2 387,2 п.м, инвентарный номер - 8115; литер - ЖД1 уч. 1,2; по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, проспект Тракторостроителей, д. 101, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.04.2006 серии 21 АА N 134000.
В связи с истечением срока действия постановления Республиканской службы по тарифам от 13.10.2006 N 26-12/п "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях", которым для предпринимателя установлены тарифы до 01.05.2008, Дельман А.И. обратился в Республиканскую службу по тарифам с письмами от 31.03.2008 N 314, 08.04.2008 N 343 об утверждении тарифов на услуги по эксплуатации подъездных железнодорожных путей, на пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям литер ЖД1 уч. 1, 2 г.Чебоксары, на пропуск локомотива, принадлежащего станции Чебоксары Горьковской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", осуществляющего провоз вагонов по железнодорожному пути.
В последующем письмом от 04.05.2008 N 417 индивидуальный предприниматель отозвал ранее направленные в Республиканскую службу по тарифам письма от 31.03.2008 N 314, от 08.04.2008 N 343 и заключение ООО "Универсал-Аудит" от 11.03.2008 N 1.
Письмом от 12.05.2008 N 06/03-489 Республиканская служба по тарифам направила индивидуальному предпринимателю проект постановления "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях" с просьбой согласовать его не позднее 13.05.2008.
Как видно из материалов дела, факт своевременного получения предпринимателем указанного проекта постановления подтверждается письмом Дельмана А.И. от 13.05.2008 N 439, которым он просил не утверждать проект постановления в связи с отсутствием в расчетах при установлении тарифов затрат на содержание железнодорожного пути и ремонт путепровода через Марпосадское шоссе.
С учетом изложенных обстоятельств Республиканской службой по тарифам был произведен расчет тарифов методом индексации расходов, принятых при утверждении тарифов в 2006 году, исключив при этом расходы на капитальный ремонт, а также с использованием ежеквартальных данных, представляемых хозяйствующим субъектом для проводимого Республиканской службой по тарифам мониторинга эффективности тарифного регулирования.
14.05.2008 Республиканской службой по тарифам вынесено постановление N 15-6/п "Об установлении тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях", согласно которому утверждены следующие прилагаемые предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях индивидуальным предпринимателем Дельманом А.И.: тариф на услугу по эксплуатации подъездных железнодорожных путей в размере 20 044 руб. в месяц (без НДС), тариф на пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям в размере 1 007 руб. за вагон (без НДС).
Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2008.
17.05.2008 в газете "Вести Чувашии" N 18 (1075) Республиканской службой по тарифам данное постановление было опубликовано.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе индивидуальному предпринимателю Дельману А.И. в удовлетворении заявленных требований к Республиканской службе по тарифам г. Чебоксары о признании недействительным постановления от 14.05.2008 N 15/п и обязании установить с 01.05.2008 предельно максимальные тарифы.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Актом, имеющим большую юридическую силу в сфере государственного регулирования тарифов на транспортные услуги, является Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
На основании этого Указа Правительство Российской Федерации вправе определять, с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение названного нормативного акта постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" принят перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, в отношении которых органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Согласно постановлению Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.07.2004 N 174 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта, осуществляется Республиканской службой по тарифам.
На основании разъяснений Министерства транспорта Российской Федерации от 29.02.2003 N БН-5/776-Ш и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 03.07.2003 N 05-635 транспортная услуга - комплекс операций, необходимых для доставки грузов, в том числе услуги, связанные с перевозкой, разгрузкой, обработкой, хранением, пользованием подъездных путей, и другие.
Из изложенного следует, что Республиканская служба по тарифам вправе устанавливать тариф на транспортные услуги по перевозке грузов на подъездных железнодорожных путях, принадлежащих индивидуальному предпринимателю.
Кроме того, согласно абзацу 4 пункта 3 Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 N 43 "О порядке государственного регулирования цен (тарифов)" одним из оснований пересмотра государственного регулирования цен (тарифов) является окончание установленного срока действия установленных цен (тарифов)".
Срок действия тарифов, установленных для индивидуального предпринимателя постановлением Республиканской службы по тарифам от 13.10.2008 N 26/12п, истёк 01.05.2008.
Следовательно, у службы по тарифам были законные основания пересмотреть спорные тарифы.
В силу постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 15.05.2004 N 109 "Вопросы Республиканской службы по тарифам" Республиканская служба по тарифам в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие основные функции, в частности:
- принимает решения об установлении тарифов на вышеуказанные услуги;
- осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) путем установления предельного уровня рентабельности на продукцию (товары, услуги) по перечню, утвержденному в соответствии с законодательством Российской Федерации Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Процедура утверждения тарифов предусмотрена Методическими рекомендациями по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, утвержденных приказом Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 11.11.2004 N 01-05/30 (в редакции приказа N 01.06-46 от 14.06.2006) (далее - Методика).
Всесторонне, полно и объективно исследовав представленные в материалы дела доказательства: расчет экономически обоснованного тарифа на 2008 год, расчет тарифов Республиканской службы по тарифам, на услуги на подъездных железнодорожных путях, протокол N 6 от 14.05.2008 заседания коллегии Республиканской службы по тарифам объем вагонооборота, сведения предпринимателя, представленные в службу по тарифам, данные о количестве пропущенных вагонов через путь, принадлежащий Дельману А.И., ответы от организаций, суд первой инстанции пришел в обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных индивидуальным предпринимателем требований.
Судом первой инстанции установлено и не отрицается сторонами по делу, что при установлении спорных тарифов служба по тарифам использовала ежеквартальные данные, представляемые предпринимателем для проводимого Республиканской службой по тарифам мониторинга эффективности тарифного регулирования.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции установил, что спорные тарифы (услуга по эксплуатации подъездных железнодорожных путей - 20 044,00 руб. в месяц; пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям - 2 004,00 руб. за вагон) были определены службой по тарифам обоснованно и законно, на основании расчетов и документов, представленных ООО "Универсал-Аудит" и индивидуальным предпринимателем.
Кроме того, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что заложенный в тариф процент рентабельности позволяет предпринимателю получать доход от оказания транспортных услуг по перевозке грузов на принадлежащих ему подъездных железнодорожных путях.
Документов, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления службы по тарифам по установлению тарифов на услугу по эксплуатации подъездных железнодорожных путей и пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям недействительным, является правомерным.
Оспариваемое постановление соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом не установлено, что постановление незаконно возлагает на индивидуального предпринимателя какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В отношении неустановления тарифа на пропуск локомотива по подъездным железнодорожным путям в размере 1 907 руб. 63 коп. (без НДС) апелляционная инстанция полагает, что оспариваемым постановлением также не нарушаются права и законные интересы предпринимателя, на него не возложены какие-либо обязанности и отсутствуют иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
К данному выводу Первый арбитражный апелляционный суд пришел исходя из следующего.
Как уже указывалось выше, в соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций по формированию тарифов на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, утвержденных приказом Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики от 11.11.2004 N 01-05/30 (в редакции приказа N 01.06-46 от 14.06.2006), тарифы на услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами на подъездных железнодорожных путях, устанавливает Республиканская служба по тарифам.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается предпринимателем, письмом от 04.05.2008 Дельман А.И. отозвал письмо от 08.04.2008 N 343.
Повторно заявитель направил документы в службу по тарифам с просьбой установить тариф на пропуск локомотива 15.05.2005 (вх. N 1490 от 16.05.2008).
Служба по тарифам своим письмом от 20.05.2008 в адрес предпринимателя фактически отказала в установлении тарифа на пропуск локомотива.
Однако до настоящего времени предпринимателем не обжалован отказ службы по тарифам от 20.05.2008 по установлению тарифа на пропуск локомотива.
Кроме того, в судебном заседании первой инстанции представители службы по тарифам пояснили, что в случае представления индивидуальным предпринимателем документов Республиканской службой по тарифам в ближайшее время будет рассмотрено заявление Дельмана А.И.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание индивидуального предпринимателя на непоследовательность заявленных оснований признания оспариваемого постановления незаконным: по тарифам на услугу по эксплуатации подъездных железнодорожных путей и пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям; предприниматель полагает, что служба по тарифам не имела права устанавливать данные тарифы в силу того, что им были отозваны документы.
По тарифу на пропуск локомотива предприниматель просит признать постановление незаконным в силу того, что в нем не установлен указанный тариф.
Таким образом, вывод суда об отсутствии оснований для признания оспариваемого приказа службы по тарифам недействительным является правомерным.
На основании вышеизложенного правомерен и вывод суда об отказе в удовлетворении требования об обязании установить с 01.05.2008 предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях индивидуальным предпринимателем Дельманом А.И., в следующем размере: тариф на услугу по эксплуатации подъездных железнодорожных путей в размере 20 840 руб. 43 коп. в месяц (без НДС), тариф на пропуск вагонов по подъездным железнодорожным путям в размере 1 907 руб. 63 коп. за вагон (без НДС), тариф на пропуск локомотива по подъездным железнодорожным путям в размере 1 907 руб. 63 коп. (без НДС).
На основании изложенного апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Арбитражный суд Чувашской Республики полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 29.07.2008 по делу N А79-3779/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дельмана Александра Ильича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Е.А. Рубис |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-3779/2008
Истец: Ип Дельман Александр Ильич, Дельман Александр Ильич
Ответчик: Республиканская служба по тарифам г.Чебоксары
Третье лицо: ООО "Универсал-Аудит"
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2008 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3251/08