г. Томск |
Дело N 07АП-105/09 (NА03-7937/2008-19) |
Полный текст постановления изготовлен 02.03.2009. Резолютивная часть постановления объявлена 24.02.2009.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Калиниченко Н. К.
судей: Кайгородовой М.Ю.
Марченко Н. В.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим
при участии: от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от третьего лица: не явились, извещены
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю
на решение Арбитражного суда Алтайского края
от 22.10.2008 по делу N А03-7937/2008-19 (судья Лобанова Т.Б.)
по иску закрытого акционерного общества "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
третьи лица: Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитет по социальной защите населения администрации Красногорского района, Управление социальной защиты населения по Красногорскому району
о взыскании 424 379 рублей 50 копеек убытков
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие" (далее - ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие", истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации - Министерству финансов Российской Федерации (далее - ответчик, апеллянт) о взыскании 424 379 рублей 50 копеек убытков, возникших в результате предоставления льгот в 2007 году по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим на территории Красногорского района.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитет по социальной защите населения администрации Красногорского района, Управление социальной защиты населения по Красногорскому району.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2008 по делу N А03-7937/2008-19 иск удовлетворен в полном объеме.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в иске отказать.
По мнению апеллянта, удовлетворение исковых требований за счет средств казны Российской Федерации противоречит действующему законодательству и Определению Конституционного Суда Российской Федерации N 322-0-П от 08.02.2007. Надлежащим ответчиком по делу является субъект Российской Федерации, который и должен нести ответственность на неисполнение договорных обязательств.
Также указал на недоказанность исковых требований. По мнению ответчика в материалах дела отсутствуют доказательства расходов у ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие" на предоставление льгот на основании статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" в спорный период.
Считает, что суд допустил процессуальное нарушение, влекущее безусловную отмену судебного акта, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным. Указал на то, что в соответствии со статьями 6, 84 Бюджетного Кодекса Российской Федерации меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, установленные статьей 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу сообщил о перечислении 25.11.2008 на расчетный счет ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие" взысканной суммы. Просил решение оставить без изменения в части распределения судебных расходов.
Комитет по социальной защите населения администрации Красногорского района и Управление социальной защиты населения по Красногорскому района отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В соответствии с частью 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено апелляционным судом в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом, извещенных о месте и времени судебного заседания.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2008 по делу N А03-7937/2008-19 апелляционный суд не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие" в период с ноября по декабрь 2007 года предоставляло педагогическим работникам, проживающим на территории Красногорского района, субсидии по приобретению и доставке твердого топлива для печного отопления в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании".
В результате предоставления льгот в указанный период ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие" понесло расходы в сумме 424 379 рублей 50 копеек, которые не были возмещены истцу в установленном порядке. Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Алтайского края пришел к выводу о неисполнении ответчиком - Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".
Седьмой арбитражный апелляционный суд считает выводы суда законными о обоснованными.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 указанного Закона педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Судом установлено, что ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие" не получило денежных средств на предоставление льгот в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"; произведенные затраты в расходных обязательствах местного бюджета и/или бюджета субъекта Российской Федерации отсутствуют.
Материалами дела подтверждается факт предоставления истцом в указанный период педагогическим работникам услуг по отоплению и освещению в общей сумме 424 379 рублей 50 копеек (сведения о педагогических работниках (л.д. 7-10, акт сверки задолженности по состоянию на 01.01.2008, переписка сторон).
Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией установленных льгот, влечет возникновение у такой организации убытков, подлежащих возмещению.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Законом Российской Федерации "Об образовании" возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.
При определении субъекта ответственности Арбитражный суд Алтайского края исходил из того, что предоставление указанных льгот предусмотрено Законом Российской Федерации "Об образовании"; финансирование предусмотренных федеральным законом льгот должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление, в лице финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации "О Министерстве финансов Российской Федерации" от 30.06.2004 N 329).
Кроме того, судом установлен факт недостаточного финансирования из федерального бюджета расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам, а доказательства нецелевого использования денежных средств, полученных субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием, в материалы дела не представлены. Следовательно, Российская Федерация не исполнила в полном объеме возложенную на нее обязанность по финансированию льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании".
При таких обстоятельствах с учетом положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" суд обоснованно взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации не возмещенные истцу расходы в сумме 424 379 рублей 50 копеек, возникшие в связи с предоставлением льгот по оплате услуги по отоплению педагогическим работникам, проживающим в сельской местности.
Ссылка заявителя на то, что ответчиком по делам о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг) выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот, не может быть принята во внимание, поскольку решение вопросов социальной поддержки педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Довод апеллянта о недоказанности размера убытков отклоняется как противоречащий материалам дела. Несвоевременное предъявление истцом платежных документов не освобождает ответчика от исполнения обязательства по их оплате.
Довод ответчика о ненадлежащим извещении также является необоснованным. Согласно части 4 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные извещения о дате, месте и времени судебного разбирательства направляются арбитражным судом по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, либо по месту нахождения организации или по месту жительства гражданина.
Как следует из материалов дела, местом нахождения Министерства финансов Российской Федерации является г. Москва, ул. Ильинка, 9, куда и направлялись копии определении о принятии искового заявления и назначении судебного заседания (л.д. 49, 68).
Письмо Министерства финансов Российской федерации от 12.02.1998 N 26, на которое ссылается ответчик, носит рекомендательный характер, и не является основанием для отмены судебного акта.
Таким образом, судом правильно определены характер спорных отношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков, нарушений норм материального и процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену, не допущено, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения жалобы.
Добровольное исполнение решения суда также не может служить основанием для его отмены, в связи с чем требования истца, изложенные в отзыве являются необоснованными.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 22.10.2008 по делу N А03-7937/2008-19 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа (город Тюмень) в течение двух месяцев с момента изготовления текста в полном объеме.
Председательствующий |
Калиниченко Н. К. |
Судьи |
Кайгородова М. Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-7937/2008-19
Истец: ЗАО "Красногорское районное топливоснабжающее предприятие"
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице УФК по Алтайскому краю, Комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике
Заинтересованное лицо: Управление Федерального казначейства по Новосибирской области
Третье лицо: Управление социальной защиты населения по Красногорскому р-ну, Комитет по социальной защите населения администрации Красногорского района
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-105/09