г. Пермь
13 февраля 2008 г. |
Дело N А60-30907/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 февраля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Грибиниченко О.Г.
судей Богдановой Р.А., Борзенковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якимовой Е.В.
при участии:
от заявителя Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Жарикова А.Л. (паспорт 6505 293502, доверенность N 05-28/234 от 29.12.2007 г.),
от ответчика не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2007 года
по делу N А60-30907/2007,
принятое судьей Ремезовой Н.И.
по заявлению Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
к ООО "Прометей"
о привлечении к административной ответственности,
установил:
Территориальный отдел в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее административный орган) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении ООО "Прометей" (далее общество), к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.14 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2007 г. в удовлетворении требований заявителя отказано при установлении факта несоответствия заключения эксперта предъявляемым к нему требованиям, наличием процессуальных нарушений в ходе проведения административного расследования.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, неверной оценкой представленных доказательств, поскольку директором общества определение о назначении экспертизы получено, отсутствие подписи о получении не является процессуальным нарушением, протокол испытаний по сути является экспертным заключением, соответствует требованиям ст.26.4 КоАП РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административным органом доводы апелляционной жалобы поддержаны в полном объеме.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда не явился, что в порядке ч.3 ст.156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, должностными лицами Территориального отдела в Чкаловском районе г. Екатеринбурга Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Селькоровская, д.126.
В ходе проверки были отобраны вино столовое полусладкое белое "Брезак", вино виноградное натуральное белое полусухое "Посада Дель Рей", армянский коньяк пять звезд "Армина", о чем составлен акт отбора проб (образцов) некачественных и опасных пищевых продуктов N 1 от 11.10.2007 г.
По результатам лабораторных испытаний составлены протоколы лабораторных испытаний N 4369, 4370, 4371 от 12.10.2007 г., согласно которым в представленных на исследование образцах продукции обнаружены посторонние включения в виде мелких светлых частиц, что не соответствует требованиям ГОСТ 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия" по органолептическим показателям и требованиям ГОСТ Р51618-2000 "Коньяки российские. ОТУ".
24.10.2007 г. составлен акт по результатам мероприятий по контролю и вынесено определение N 01-30-13/2656 о возбуждении дела об административном правонарушении.
25.10.2007 г. вынесено определение N 01-30-13/2663 о назначении экспертизы, составлен протокол об изъятии проб и образцов. Экспертом Испытательной лаборатории ФГУ "Уралтест" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии составлены протоколы испытаний N 4766, 4765, 4764 от 31.10.2007 г.
В отношении общества составлен протокол от 07.11.2007 г. об административном правонарушении.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из нарушений прав ответчика при неознакомлении с определением о назначении экспертизы от 25.10.2007 г. и не разъяснении прав, несоответствием протокола испытаний N 4766 требованиям, предъявляемым к заключению эксперта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
В силу ст. 6.14 КоАП РФ производство либо оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использованных для производства этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции оборудования, сырья, полуфабрикатов и иных предметов.
Данная норма содержится в гл. 6 Кодекса "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность", следовательно, объектом охраны согласно данной статье является здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" под оборотом понимается закупка, поставка, хранение и розничная продажа.
Пунктом 7 ст. 2 данного закона установлено, что алкогольной продукцией является пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.
На основании п. 1 ст. 9 Федерального закона от 02.01.2000г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" требования к качеству пищевых продуктов, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ от 02.01.2000г., не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов, имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, при проверке таких продуктов, материалов и изделий.
Пунктом 3.3 Санитарных норм и правил (СанПиН 2.3.3.1078-01) "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" предусмотрено, что пищевые продукты не должны иметь посторонних запахов, привкусов, включений, отличаться по цвету и консистенции, присущих данному виду продукта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с представленными в материалы дела документами: актом отбора проб (образцов) некачественных и опасных пищевых продуктов от 11.10.2007 г., протоколами испытаний от 12.10.2007 г. N 4369, 4370, 4371 установлено несоответствие вина столового полусладкого белого "Брезак" Франция, вина виноградного натурального полусухого белого "Посада дель Рей" Испания, коньяка армянского "Армина" Армения требованиям, установленным пп.2.2.1 п.2.2 ГОСТ 7208-93, п. 5.1.3 ГОСТ Р51618-2000, по органолептическим показателям, а именно: в пробах присутствуют посторонние примеси в виде мелких частичек.
На основании подпункта 2.2.1 пункта 2.2 ГОСТа 7208-93 "Вина виноградные и виноматериалы виноградные обработанные. Общие технические условия" вина и обработанные виноматериалы должны быть розливостойкими, прозрачными, без осадка и посторонних включений.
В силу подпункта 5.1.3 пункта 5.1 ГОСТа Р51618-2000 "Коньяки Российские. Общие технические условия" коньяки должны быть прозрачными, с блеском, без посторонних включений и осадка; от светло-золотистого цвета до темно-янтарного с золотистым оттенком.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Аналогичное требование отражено в п. 1 ст. 22 Федерального закона N 29-ФЗ, п. 2 которой установлено, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании государственных стандартов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
В силу абз. 1 п. 140 гл. XIX "Особенности продажи алкогольной продукции" Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998г. N 55, перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
Судом установлено, что общество при должной внимательности и осмотрительности могло предвидеть последствия - возможность нарушения законодательства, имело возможность предотвратить совершение административного правонарушения, но не предприняло всех зависящих от него мер. В частности, внешние характеристики реализуемой алкогольной продукции (наличие посторонних включении) свидетельствовали о некачественности товара и позволяли изъять ее из оборота.
В соответствии с ч. 1, 4, 5 ст. 26.4 Кодекса в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Судом апелляционной инстанции не приняты выводы суда первой инстанции о том, что заключение эксперта N 4766 от 31.10.2007 г. не является надлежащим доказательством по делу, поскольку документ называется протокол испытаний, на исследование эксперту представлены 6 бутылок емкостью по 0, 5 л., тогда как из определения о назначении экспертизы следует, что в распоряжение эксперта представлены только 4 бутылки, в протоколе испытаний отсутствует исследовательская часть с описанием содержания исследований, порядка действий, используемых методов работы.
Судом установлено, что представленный в материалы дела заявителем протокол лабораторных испытаний N 4766 от 30.10.2007 г. испытательной лаборатории ФГУ "Уралтест" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии полностью соответствуют предъявляемым требованиям к содержанию, содержит обоснованные выводы о несоответствии пищевого продукта - коньяка - государственному стандарту ГОСТ Р 51618-2000 "Коньяки российские. ОТУ", поскольку в соответствии с результатами исследования в коньяке установлены посторонние включения в виде мелких светлых частиц в шести бутылках из шести представленных.
Данное экспертное заключение является доказательством, основанным исключительно на имеющемся в материалах дела протоколе лабораторных испытаний N 4371 аккредитованной испытательной лаборатории, экспертные заключения проведены уполномоченным органом в соответствии с требованиями законодательства и являются допустимым доказательством. Представление на исследование эксперту 6 бутылок коньяка не влечет с безусловным основанием отказ в привлечении к административной ответственности.
Отсутствие в протоколе испытаний N 4766 исследовательской части свидетельствующих о способе определения в спорной алкогольной продукции наличия осадка, во внимание не принимается, поскольку, для установления наличия в бутылках с алкогольной продукцией осадка не требуется проведения лабораторных испытаний (использования специальных познаний), достаточно органолептических показателей (визуальная оценка внешнего вида, цвета, запаха).
Судом апелляционной инстанции признаны ошибочными выводы суда первой инстанции о не информированности и не ознакомлении ООО "Прометей" с вынесенным 25.10.2007 г. определением о назначении экспертизы, что повлекло нарушение прав ответчика.
В то же время определение о возбуждении дела об административном правонарушении было вручено под роспись директору общества, представитель ответчика был ознакомлен с правами, предоставленными ему законом. На основании представленных в судебное заседание апелляционной инстанции запроса административного органа N 01-30-13/3216 от 20.12.2007 г. и ответа на запрос ФГУ "Уралтест" N 3400/3294 от 20.12.2007 г. установлено поступление 30.10.2007 г. в испытательную лабораторию от ООО "Прометей" определения о назначении экспертизы от 25.10.2007 г. и проб алкогольной продукции, что свидетельствует о фактическом ознакомлении ООО "Прометей" с вынесенным определением.
Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено нарушение обществом законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлена виновность действий ответчика при наличии всех подтверждающих доказательств, что свидетельствует о доказанности факта совершения обществом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.6.14 КоАП РФ.
Административным органом соблюден порядок привлечения к административной ответственности, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ не истекли, наказание обществу подлежит назначению в пределах санкции, установленной ст.6.14 КоАП РФ, в минимальном размере.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, доводы апелляционной жалобы удовлетворены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270 п.1 пп.1, 3, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2007 года отменить.
Привлечь ООО "Прометей" (место нахождения: 620000, г. Екатеринбург, ул. Селькоровская, 126, ОГРН 1036605227086) к административной ответственности по ст. 6.14 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей с конфискацией алкогольной продукции, находящейся на ответственном хранении у заинтересованного лица, согласно предписанию об изъятии из оборота и назначении экспертизы от 11.10.2007 г. N 01-30-13/110 и акту отбора проб от 11.10.2007 г. N 1.
Взысканная по делу сумма штрафа подлежит уплате заинтересованным лицом по указанным реквизитам: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, БИК 046577001, ИНН 6670083677, КПП 667001001, счет N 40101810500000010010; наименование получателя платежа: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области) код бюджетной классификации 141 1 16 08 000 01 0000 140 ОКАТО 65401000000.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Р.А. Богданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-30907/2007-С6
Истец: Тер. отдел Управления Роспотребнадзора РФ по Чкаловскому району г. Екатеринбурга
Ответчик: ООО "Прометей"
Хронология рассмотрения дела:
13.02.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-511/08