г. Чита |
Дело N А19-6976/08-62 |
"13" ноября 2008 г.
04АП-3348/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Э.П. Доржиева, Г.Г. Ячменёва,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Иркутской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 сентября 2008 года по делу N А19-6976/08-62
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Виктория" к Иркутской таможне о признании незаконным бездействия,
(суд первой инстанции судья Ананьина Г.В.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ефимов А.Ф., представитель по доверенности от 01.02.08 г.,
от заинтересованного лица: Порошина О.В., представитель по доверенности от 10.01.2008 г. N 10, Филькина О.С., представитель по доверенности от 11.08.08 г. N 76,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Виктория" (далее ООО "Виктория", заявитель) обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконным бездействия, выразившееся в таможенном неоформлении и невыпуске на таможенную территории РФ трала-полуприцепа марки Сюй Да модель XD934TDP по таможенной декларации N 10607040/100408/0003230, VIN LA9HFD349T6FJ813.
Решением суда первой инстанции от 4.09.2008 г. требования заявителя удовлетворены.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что действия (бездействия) таможенного органа противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Иркутская таможня обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм материального права. Таможенный орган считает, что при таможенном оформлении тралов-полуприцепов должно быть предоставлено Одобрение типа транспортного средства.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, указанные в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители заинтересованного лица поддержали доводы апелляционной жалобы, просили их удовлетворить.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 05.02.2008 и 09.02.2008 по контракту N XGXHTA-200801 из КНР на территорию Российской Федерации ООО "Виктория" были ввезены два трала-полуприцепа марки Сюй Да модель XD934TDP. Ввезенные товары 05.02.2008 и 09.02.2008 помещены на склад временного хранения ЗАО "Ростэк Забайкальск" до окончательного проведения таможенного оформления в Иркутской таможне.
В отношении ввезенного 05.02.2008 трала-полуприцепа марки Сюй Да модель XD934TDP обществом в Иркутскую таможню подана ГТД N 10607040/100408/0003230. В пакете документов прилагаемым к грузовой таможенной декларации был представлен сертификат соответствия, выданный 14.03.2008 Центром сертификации продукции строительного, дорожного и коммунального машиностроения фонда "СКМ" (ЦС "СКМ") N РОСС CN. МТ 15.А05479.
По результатам документального контроля 11.04.2008 Иркутской таможней в адрес общества было выставлено требование о необходимости представления в срок до 05.06.2008 Одобрения типа транспортного средства.
22.04.2008 общество обратилось в Иркутскую таможню с письмом, в котором, ссылаясь на подпункт "а" пункта 3 Правил ввоза на таможенную территорию РФ продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 N 53 декларант просил разрешить выпуск товара без Одобрения типа транспортного средства. В указанном письме ООО "Виктория" также гарантировало, что товар не будет отчуждаться на таможенной территории Российской Федерации, о предоставлении документов о постановке на учет и на баланс общества в течение месяца со дня выпуска товаров, о предоставлении любых документов, требующихся для контроля после выпуска товаров в свободное обращение по первому требованию.
Иркутской таможней письмом от 16.05.2008 N 48-32/6162 сообщено ООО "Виктория", что ввезенные тралы-полуприцепы подлежат обязательной сертификации, в связи с чем, таможенное оформление без представления Одобрения типа транспортного средства невозможно.
Общество полагая, что бездействия Иркутской таможни не соответствуют действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции вынесенным законно и обоснованно по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса РФ товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу.
Согласно ст. 124 Таможенного кодекса РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В соответствии со статьей 131 Таможенного кодекса Российской Федерации подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Как усматривается из материалов дела, таможенным органом выставлено требование заявителю о предоставлении Одобрения типа транспортного средства.
Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 46 указанного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в соответствующей части.
В соответствии с п.3 указанной статьи Закона Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации утвержден Постановлением Правительства от 13.08.1997 N 1013. Наиболее полный перечень продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, содержится в Постановлении Госстандарта РФ от 30.07.2002 N 64 "О Номенклатуре продукции и услуг (работ), подлежащих обязательной сертификации".
Как правильно указывает таможенный орган в апелляционной жалобе, конкретно для ввозимых из-за рубежа транспортных средств, их составных конструкций, предметов дополнительного оборудования, принадлежностей, в том числе прицепов категории О, требования об обязательной сертификации установлены пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Постановлением Госстандарта от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
Судом первой инстанции правомерно указано, что факт того, что спорный трал-полуприцеп марки Сюй Да модель XD934TDP относится к товарам, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации в форме "одобрения типа транспортного средства" подтверждается положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Постановлением Госстандарта от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов".
Согласно пункту 2 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 N 19 в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, подлежат обязательной оценке соответствия в форме "одобрения типа транспортного средства".
Статьей 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. N 53 утверждены Правила ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.
Согласно пункту 2 указанных Правил продукцией (товаром), ввоз которой на территорию Российской Федерации осуществляется при условии представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов, удостоверяющих соответствие продукции обязательным требованиям, может быть только продукция (товар), выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации и включенная в списки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждаемые Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
Между тем, суд апелляционной инстанции считает правомерным признание бездействий таможенного органа, выразившиеся в таможенном неоформлении и невыпуске на таможенную территории РФ трала-полуприцепа марки Сюй Да модель XD934TDP по таможенной декларации N 10607040/100408/0003230, VIN LA9HFD349T6FJ813 в связи со следующим.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 г. N 53 представление таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям не требуется при выпуске для внутреннего потребления в случае ввоза товара в единичных экземплярах (не более 5 единиц одного наименования, классифицируемого одним классификационным кодом по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Российской Федерации) при условии предоставления таможенным органам гарантий надлежащего исполнения обязанностей того, что такие товары не будут отчуждаться на таможенной территории Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в письме ФТС 19.12.2006 N 06-73/44906 "О списке товаров, для которых требуется подтверждение проведения обязательной сертификации при выпуске на таможенную территорию Российской Федерации".
Данные Правила вступили в законную силу 12.03.2008 и подлежат применению. Каких-либо ограничений в отношении отдельных товаров подпункт "а" пункта 3 Правил не содержит.
Ссылка таможенного органа в апелляционной жалобе на разъяснения ОАО "ВНИИС" от 18.06.2008 N 1-101/3-317, является несостоятельной, поскольку последнее не является нормативным документом, регламентирующим порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции.
В соответствии с ч.2 ст.149 Таможенного кодекса Российской Федерации основанием для выпуска товаров является условие, если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товара.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.151 Таможенного кодекса Российской Федерации условному выпуску товара подлежат товары в случае, если они выпускаются без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Таким образом, таможенный орган мог выпустить товар и без представления Одобрения типа транспортного средства, тем более, что общество гарантировало представление любых других документов по запросу таможенного органа, необходимых для контроля после выпуска товара в свободное обращение.
Как установлено судом первой инстанции, заявителем все условия предусмотренные подпунктом "а" пункта 3 указанных Правил, при наличии которых обязательное подтверждение соответствия не требуется, соблюдены: наличие одной единицы ввозимого товара; товар является однотипным и классифицируется одним кодом по ТН ВЭД; гарантия данная обществом, что товар не будет реализован на территории РФ ввиду его предназначения - для производственных целей организации. Указанное не оспаривается таможенным органом.
В связи с этим судом первой инстанции обоснованно указано, что основания для невыпуска товара на таможенную территорию РФ отсутствовали. Декларантом не допущено нарушений условий выпуска товаров, предусмотренных статьей 149 ТК РФ, в связи с чем, у таможенного органа не было правовых оснований для таможенного неоформления и невыпуска товара на таможенную территорию Российской Федерации без подтверждение соответствия под гарантийное обязательство декларанта.
Учитывая изложенное, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст.71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового судебного акта.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 сентября 2008 года по делу N А19-6976/08-62, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 4 сентября 2008 года по делу N А19-6976/08-62 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Э.П.Доржиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6976/08
Заявитель: ООО "Виктория"
Ответчик: Иркутская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3348/08