г. Томск |
Дело N 07АП-1999/08 (N А27-11338/2007-2) |
04.05.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 28.04.2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 04.05.2008 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Залевской Е.А.
судей: Зенкова С.А.
Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания судьёй Кулеш Т.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2008 года по делу N А27-11338/2007-2 по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 10 по Кемеровской области к Утинскому сельскому Совету народных депутатов о взыскании налоговых санкций в размере 100 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Кемеровской области (далее по тексту - МИ ФНС N 10 по Кемеровской области) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Утинского сельского совета народных депутатов, п. Утинка, Тисульский район (далее по тексту - Утинский сельский совет) налоговых санкций в размере 100 рублей по решению N 164 от 19.04.2007 года.
Решением от 14.02.2008 года по делу N А27-11338/2007-2 Арбитражный суд Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись, с указанным решением, МИ ФНС N 10 по Кемеровской области обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2008 года по делу N А27-11338/2007-2 отменить и разрешить вопрос по существу.
В апелляционной жалобе МИ ФНС N 10 по Кемеровской области указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что при отсутствии открытых лицевых счетов у должника налоговый орган не имеет правовых оснований для обращения в суд за взысканием налоговых санкций с должника, является необоснованным. Подробно доводы изложены в письменной апелляционной жалобе.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, от Утинского сельского совета поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частями 2,3 статьи 156 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС N 10 по Кемеровской области в порядке ст.88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка представленной Утинским сельским советом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ( далее по тексту - НДС) за 3 квартал 2006 года.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что ответчик, являясь плательщиком НДС, не исполнил свою обязанность по своевременному представлению в налоговый орган декларации по НДС за 3 квартал 2006 года, так как установленный законодательством срок представления данной декларации истёк 20.10.2006 года, а фактически она представлена только 07.03.2007 года.
Решением начальника налогового органа N 164 от 19.04.2007 года Утинский сельский совет народных депутатов (ИНН 4243005270) привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
На основании решения N 164 от 19.04.2007 года налоговым органом выставлено требование N82, согласно которому Утинскому сельскому совету предложено в срок до 27.05.2007 года добровольно уплатить сумму налоговых санкций в размере 100 рублей.
Требование N 82 в установленный срок налогоплательщиком не исполнено.
20.11.2007 года МИ ФНС N 10 по Кемеровской области обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании указанных санкций в принудительном порядке.
Решением от 14.02.2008 года по делу N А27-11338/2007-2 Арбитражный суд Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказал. При этом суд первой инстанции посчитал, что требования налогового органа о взыскании налоговых санкций удовлетворению не подлежит в связи с отсутствием лицевых счетов у Утинского сельского совета народных депутатов.
Исследовав материалы, дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что постановленное решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Данный вывод суда признается судом апелляционной инстанции не законным на основании следующего.
Согласно пункта 5 статьи 174 НК РФ, налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При этом, налоговый период по НДС, по общему правилу, устанавливается как календарный месяц; для налогоплательщиков с ежемесячными, в течение квартала, суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал (статья 163 НК РФ).
Судом первой инстанции правильно установлено, что налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2006 года представлена в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей.
Согласно пункта 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога (пени, штрафа) в судебном порядке производится:
- с организации, которой открыт лицевой счет;
- в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
- с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Кроме того, судебный порядок взимания штрафа возможен не только в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 45 НК РФ, но и применяется в случаях пропуска налоговым органом сроков принятия решения о взыскании, установленных пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Статьей 46 НК РФ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика организации, индивидуального предпринимателя в банках, при этом взыскание осуществляется налоговым органом путем принятия соответствующего решения, направления в банк соответствующего поручения на списание и перечисление необходимых денежных средств. Положения статьи 46 НК РФ применяются при взыскании штрафов, пеней, сборов (п. 10 ст. 46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 46 НК РФ решение о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента)-организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Требованием МИ ФНС N 10 по Кемеровской области N 82 установлен срок добровольного погашения суммы налоговых санкций до 27.05.2007 года, в добровольном порядке требование не исполнено.
При изложенных обстоятельствах, у МИ ФНС N 10 по Кемеровской области было основание для обращения в арбитражный суд, предусмотренное пунктом 3 статьи 46 НК РФ. С заявлением в Арбитражный суд Кемеровской области налоговый орган обратился 20.11.2007 года, то есть по истечении двух месяцев с момента истечения срока, установленного требованием N 82 и в пределах 6 месяцев после истечения срока исполнения требования N 82.
Из материалов дела следует, что у Утинского сельского Совета народных депутатов отсутствуют открытые лицевые счета. По мнению суда первой инстанции, данное обстоятельство исключает возможность взыскания с должника суммы налоговых санкций.
Однако, в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ. Правила, установленные статьей 45 НК РФ применяются также в отношении сборов, пеней и штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).
Взыскание задолженности по уплате налогов, пеней, налоговых санкций за счет имущества налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя производится по правилам статьи 47 Налогового кодекса РФ.
В связи с тем, что Утинский сельский совет не имеет имущества и открытых счетов, произвести реальное взыскание налоговых санкций по правилам статей 46, 47 Налогового кодекса не представилось возможным. Однако, отсутствие открытых лицевых счетов в банке не исключает возможности произвести взыскание денежных средств с налогоплательщика по указанному решению налогового органа, в связи с чем судом апелляционной инстанции признаётся необоснованным вывод Арбитражного суда Кемеровской области о незаконности заявленного требования.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2008 года по делу N А27-11338/2007-2 признается Седьмым арбитражным апелляционным судом не обоснованным, не законным и подлежащим отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В порядке выполнения требований пункта 2 части 1 статьи 269 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять по делу новый судебный акт.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом в защиту государственных интересов.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе по правилам части 3 статьи 110 АПК РФ относится на Утинский сельский совет. Исходя из имущественного положения Утинского сельского Совета народных депутатов, специфики осуществляемой деятельности в силу пункта 2 статьи 333.22 НК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить размер государственной пошлины по первоначально не удовлетворенным требованиям Инспекции и по апелляционной жалобе до 500 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 14.02.2008 года по делу N А27-11338/2007-2 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с Утинского сельского Совета народных депутатов (ИНН 4243005270), зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 10 по Кемеровской области, расположенного по адресу: Кемеровская область, Тисульский район, поселок сельского типа Утинка, улица Ленина, дом 39, налоговую санкцию в размере 100 рублей.
Взыскать с Утинского сельского Совета народных депутатов в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Зенков С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-11338/2007-2
Истец: Межрайонная ИФНС России N10 по Кемеровской области
Ответчик: Утинский сельский совет народных депутатов
Хронология рассмотрения дела:
04.05.2008 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-1999/08