Несколько слов о налоговом администрировании
Под занавес весенней сессии Госдума приняла, а Совет Федерации утвердил Закон о поправках в Налоговый кодекс. Подавляющее большинство поправок внесено в часть первую НК РФ, но не забыта и часть вторая. Об отдельных изменениях в НК вы узнаете из этой статьи.
О ходе обсуждения в Госдуме поправок в Налоговый кодекс РФ по совершенствованию налогового администрирования мы рассказывали раньше в нашей рубрике "Бизнес-прогноз". Как и обещали депутаты, в окончательном варианте они были приняты к лету.
При обсуждении правительственного варианта депутаты существенно его"перекроили", чтобы он не только устраивал налоговиков, но и был приемлемым для бизнеса.
И вот проект обрел силу и стал Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Закон).
Поправок в НК РФ весьма много, и Закон получился весьма объемистым, но срок вступления в силу поправок различный.
Основная часть изменений вступит в силу с 1 января 2007 г., но есть и такие, которые начнут применяться с 1 января 2008 г., с 1 января 2009 г. и даже с 1 января 2010 г. Вот каков диапазон!
Поэтому мы решили в этой статье "крупными мазками" обозначить основные нововведения, а подробный комментарий вы прочитаете в следующем номере журнала "Новая бухгалтерия".
Налоговые проверки
Основательным переработкам подверглись статьи части первой НК РФ, посвященные налоговым проверкам.
В них теперь подробно изложена последовательность действий налогового органа: начиная с вынесения решения о проведении проверки, получения от налогоплательщика документов, оформления ее результатов, вынесения решения и заканчивая применением штрафных санкций.
Не забыт и порядок представления возражений по актам проверки и обжалования решения налоговиков о привлечении к ответственности.
Что тут сказать? Конечно, детальная регламентация Законом действий и налоговиков, и налогоплательщиков пойдет на пользу всем. Даже увеличение в 2 раза времени на представление копий документов для проверки, а также запрет требовать нотариально заверенные копии - это хорошо.
Но как быть с обещанием депутатов четко обозначить перечень документов, которые налоговики имеют право требовать при камеральной проверке? Это обещание фактически не выполнено.
До внесения поправок налоговики на основании ст. 88 НК РФ при камеральных проверках требовали от налогоплательщиков не только декларации, но и документы, на основании которых исчислялся и уплачивался налог. Требовали и дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.
Из новой редакции этой статьи получается, что камеральная проверка проводится на основе декларации и документов, которые в соответствии с НК РФ должны к ней прилагаться (п. 2 ст. 88 НК РФ в новой редакции). Впору кричать "ура"!
Но вот незадача. Если при проверке декларации налоговики обнаружат ошибки или противоречия, то они потребуют представить пояснения. Налогоплательщик же в этом случае "вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных" (п. 4 ст. 88 НК РФ в новой редакции).
Как вы думаете, не превратится ли "право налогоплательщика" снова в обязанность представлять учетные регистры исходя из "фантазий" налоговиков?
Теперь о выездных проверках.
Что касается допустимого количества проверок и периодов, которые могут проверяться, то ничего не изменилось. Правда, появилось положение о том, что налоговые органы не должны без специального решения ФНС проводить более двух выездных проверок в течение календарного года (п. 5 ст. 89 НК РФ в новой редакции).
Изменилось и исчисление срока проверки. Если сейчас он определяется по времени фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика, то в новой редакции этот срок начинается со дня вынесения решения о назначении проверки и заканчивается в день составления справки (п. 8 ст. 89 НК РФ в новой редакции).
Максимальный срок проведения проверки теперь даже увеличился. В нынешней редакции вышестоящий налоговый орган в исключительных случаях может увеличить срок проверки до трех месяцев. А с 1 января 2007 г. стандартный двухмесячный срок проверки может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - даже до шести месяцев. Причем основания и порядок продления срока проверки разработает сама ФНС России (п. 6 ст. 89 НК РФ в новой редакции).
Поскольку такое важное дело отдано фактически "на откуп" самим налоговикам, то есть опасения, что критерии для продления проверок будут разработаны в угоду фискальным интересам и "исключительные случаи" превратятся в повседневную практику.
Новая редакция НК РФ добавляет еще один повод для проведения повторной выездной проверки. Сейчас такая проверка может проводиться вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налоговиков, проверявших налогоплательщика. Со следующего года повторная проверка может проводиться, если налогоплательщик подаст уточненную декларацию и укажет в ней сумму налога меньше, чем была указана ранее (п. 10 ст. 89 НК РФ в новой редакции).
Так что теперь организациям придется крепко задуматься: подашь уточненную декларацию в уменьшение налога - навлечешь на себя выездную проверку.
Авансовые платежи
Сбылась заветная мечта налоговиков - приравнять порядок уплаты авансовых платежей по налогам к порядку уплаты самого налога. Поддерживал их в этом и Пленум ВАС РФ в информационном письме от 22.12.2005 N 98*(1).
Новая редакция ст. 58 НК РФ теперь содержит п. 3, в котором дано определение авансовых платежей. Этот пункт звучит так: "В соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата предварительных платежей по налогу в течение налогового периода - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога".
За несвоевременную уплату сумм авансов на них должны начисляться пени. Теперь это стало нормой закона. Хорошо хоть, что за нарушение сроков уплаты авансов по налогу нельзя штрафовать налогоплательщика как за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Разъяснения налогового законодательства
Теперь о новостях на "фронте" разъяснений налогового законодательства.
Сегодня, если организация воспользовалась письменным разъяснением Минфина или ФНС России по применению налогового законодательства, она освобождается от ответственности за совершение налогового правонарушения. Причем не важно, кому были адресованы и где налогоплательщик прочитал эти разъяснения: в газете, журнале или в "горячей линии", которую проводили налоговики.
С 1 января 2007 г. ответственность с налогоплательщика снимается, только если он руководствовался письменным разъяснением, полученным от Минфина на свой собственный запрос или если Минфин опубликовал разъяснение налогового законодательства для неопределенного круга лиц (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ в новой редакции).
Но вот в чем вопрос: как налогоплательщику определить, что письмо, размещенное в справочно-правовых системах или опубликованное в средствах массовой информации, адресовано всем налогоплательщикам (неопределенному кругу лиц)? Может быть, Минфин теперь так и будет указывать в преамбуле письма? Или таким письмом можно будет считать, например, обзор практики применения налогового законодательства (такие раньше выпускало МНС России)?
В новых реалиях мы можем порекомендовать следующий "ход конем". Прочитав где-нибудь ответ Минфина на вопрос другого налогоплательщика, который написан как будто для вас, нужно написать аналогичный вопрос на бланке своей организации и направить его в Минфин. Далее остается ждать как минимум два месяца и надеяться, что ответ будет такой же, как прочитанный. Но вот в этом гарантий никаких - Минфину стало свойственно менять свое мнение. Поэтому вполне возможно, что полученный ответ будет не таким, как вы ожидали.
"Электронная" отчетность
Современная редакция ст. 80 НК РФ предоставляет налогоплательщику право выбора: сдать налоговую отчетность на бумаге или в электронном виде. Как ни бились налоговики, как ни увещевали налогоплательщиков, так и не смогли они заставить всех перейти на сдачу отчетности исключительно в электронном виде. Ну, нет такого обязательного условия в Налоговом кодексе РФ. А как хотелось это сделать по примеру ежегодной подачи сведений по НДФЛ!
И вот налоговики "продавили" первый этап на пути всеобщей "электронизации" отчетности. Теперь организации, в которых среднесписочная численность работников на 1 января 2007 г. превысит 250 человек, должны будут в обязательном порядке представлять все налоговые декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
С 1 января 2008 г. заработает второй этап: то же самое должны будут делать и организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек (п. 3 ст. 80 НК РФ и п. 8 ст. 7 Закона). И останется сделать последний шаг...
Да-а... Прочитает все это бухгалтер и подумает: "Что ж вы все о грустном да о грустном! Неужели в таком большом Законе нет ничего мало-мальски хорошего? "
Конечно, есть! Да только не так много, как хотелось бы.
Например, о перечислении налогов в бюджет. Сейчас налогоплательщика ожидают неприятности, если он в платежном поручении ошибся в указании кода бюджетной классификации (КБК). Что на самом деле и не мудрено: ведь он состоит из 20 знаков!
Налоговики в таком случае считают, что налог не уплачен, начисляют пени, требуют повторной уплаты, а налогоплательщику приходится потом писать письмо на зачет излишне уплаченной суммы.
В новой редакции ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства.
А не исполнена эта обязанность в случае, если в поручении неправильно указаны номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, из-за чего сумма налога не могла быть зачислена на соответствующий счет.
То есть ошибка в других реквизитах платежа не означает, что налог не уплачен. Если сумма налога зачислена на правильный счет в казначействе, но налогоплательщик обнаружил ошибку в основании, типе, принадлежности платежа, налоговом периоде или статусе плательщика, то он подает в налоговый орган заявление об ошибке с просьбой уточнить платеж.
Есть и другие хорошие новости.
Порадуются и все плательщики НДС. Устанавливается единый для всех организаций налоговый период - квартал. Правда, произойдет это только с 1 января 2008 г.
Отменено последнее в Налоговом кодексе РФ упоминание о контроле налоговыми органами за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам (п. 10 ст. 31 НК РФ). Напомним, что небезызвестные статьи 86.1 - 86.3 НК РФ были отменены в 2003 г.
Правда, надолго ли отменяется контроль за расходами, пока непонятно. Ходят слухи, что после проведения "амнистии капиталов" этот контроль вернут.
Не забыли законодатели внести и редакционные поправки.
Например, в порядок исчисления сроков: срок, определенный днями, теперь исчисляется в рабочих днях, а если специально установлено, то и в календарных днях. Вот таких изменений в Налоговом кодексе хоть пруди. Теперь все положения части первой НК РФ, касающиеся налогов, распространены на сборы, пени и штрафы. Кроме того, все положения Налогового кодекса РФ наравне с налогоплательщиками применяют и налоговые агенты.
И. Чвыков
"Новая бухгалтерия", выпуск 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об этой проблеме подробно рассказано в статье И. Горшковой "Авансовые платежи по налогу на прибыль: платить или не платить? " в журнале "Новая бухгалтерия" N 6 за 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16