С одной машины два налога?
Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ введена глава 28 "Транспортный налог" НК РФ. Может показаться, что никаких проблем с этим налогом быть не должно, все просто и понятно. Налогоплательщики исчисляют его по результатам налогового периода как произведение налоговой базы, скорректированной на льготы, и налоговой ставки.
Однако при применении новой главы выявляются недоработки законодателя. В частности, если буквально следовать одному из ее положений, возникает двойное налогообложение, а это противоречит принципам налогового права. Как избежать такой ситуации?
Этот вопрос возник в ходе аудиторской проверки крупной омской организации, которая имеет филиал на территории Тюменской области. Сначала транспортные средства числились на учете по местонахождению обособленного подразделения. Соответственно транспортный налог платился в Тюменской области.
В марте транспорт был передан от структурного подразделения головной организации. При этом машины были поставлены на учет в Омске.
Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в целях уплаты транспортного налога месяц, в котором было зарегистрировано транспортное средство, а также месяц, в котором оно было снято с учета, принимаются за полный месяц. Примем условную сумму налога за месяц 1 руб. Получается, что при снятии транспортных средств с учета в органах ГИБДД по местонахождению структурного подразделения и постановки на учет по местонахождению головной организации в одном календарном месяце надо заплатить налог по одним и тем же объектам как в Тюменской области, так и в Омске (табл. 1).
Таблица 1
Март | Апрель | |
Тюменская обл. (филиал) | 1 руб. | |
Омская обл. (организация) | 1 руб. | 1 руб. |
Итого | 2 руб. | 1 руб. |
Главный бухгалтер организации обратился за разъяснениями в Управление МНС России по Омской области. Его ответ не стал неожиданностью. В нем вкратце пересказаны положения главы 28 НК РФ и сделан вывод: "начисление и уплату транспортного налога следует производить как головной организации (принимающей транспортные средства), так и обособленному подразделению (передающей транспортные средства) с учетом требований пункта 3 статьи 362 НК по ставкам и срокам уплаты, определенным соответствующими субъектами РФ".
Можно ли назвать это отпиской? Думаем, что нет. В ответе прослеживается желание соблюсти свой фискальный интерес и коллег из соседней области не обидеть, и все же с таким подходом согласиться нельзя.
Филиал - лишь часть всей организации. Поэтому при перерегистрации транспортных средств не меняются ни налогоплательщик, ни объект налогообложения. Организация просто перемещает свое имущество из одного региона в другой.
Напомним, что п. 22 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденных приказом МВД России от 27 января 2003 г. N 59, установлено, что транспортные средства юридических лиц регистрируются по местонахождению юридических лиц, т.е. по месту их государственной регистрации.
Пунктом 77 этих Правил определено, что при регистрации транспортных средств по местонахождению филиалов (представительств) юридических лиц в свидетельствах о регистрации и паспортах транспортных средств указывается в качестве собственника транспортных средств юридическое лицо, а в графах, содержащих адресные данные, - адрес филиала (представительства). В графах "Особые отметки" этих документов делается запись "Филиал (представительство)" и его наименование.
Согласно ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога равна произведению налоговой базы и налоговой ставки. За налоговый период размер налоговой базы не менялся. Почему же организация должна платить два раза ту же сумму за один месяц? По сути норма о транспортном налоге, как ее сформулировал законодатель, не позволяет организации свободно перемещать свои транспортные средства.
Однако в п. 4 ст. 3 НК РФ определено иное: "не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций".
Кроме того, при двойном налогообложении нарушается ст. 34 Конституции Российской Федерации, в которой каждому гарантируется "право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".
Двойная уплата транспортного налога существенно ограничивает экономическую деятельность и создает препятствия для ее ведения, так как происходит необоснованное отвлечение части оборотных средств, которые могут быть направлены на развитие предпринимательской деятельности организации.
Налицо также дискриминация части налогоплательщиков. Получается, что те, кто перемещает свои транспортные средства, платят дважды, а остальные - один раз.
В пункте 7 ст. 3 НК РФ сказано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Этот пункт своей "настольной книги" налоговые органы стараются не замечать.
Подведем итог: двойная у плата транспортного налога неправомерна, поскольку противоречит конституционным основам и принципам законодательства о налогах и сборах. Как же организации отстоять свою правоту?
Есть два варианта. Первый: доказать налоговым органам свою точку зрения через суд. Второй: направить аргументированный запрос в МНС России или Минфин России - всегда есть вероятность того, что более опытные специалисты разберутся в ситуации и своим ответом поддержат плательщика.
Мы решили сначала "посоветоваться" с МНС России и направили туда запрос, изложив подробно ситуацию.
Однако МНС России в своем ответе поддержало точку зрения УМНС России по Омской области. Причина двойного налогообложения, по мнению министерства, в том, что "транспортный налог вводится разными законами субъектов Российской Федерации. Сумма налога по месту нахождения организации, а также по месту нахождения обособленного подразделения должна быть исчислена согласно п. 3 ст. 362 НК РФ", т.е. дважды.
Позиция налогового ведомства понятна, и оспаривать ее в суде можно было бы, руководствуясь лишь здравым смыслом и теорией налогового права, но тут на помощь плательщикам пришел Минфин России. В своем письме от 9 апреля 2004 г. N 04-05-12/20 он более подробно разъяснил, как же платить налог в такой ситуации.
Прежде всего Минфин России указал на то, что "положения п. 3 ст. 362 НК РФ, касающиеся признания месяца регистрации и месяца снятия с учета транспортного средства за полный календарный месяц, применяются только при приобретении, реализации (отчуждении или уничтожении) транспортного средства". Также министерство обратило внимание на то, что глава 28 НК РФ не содержит порядка исчисления сумм транспортного налога с учетом количества дней регистрации транспортного средства. При перерегистрации транспорта на того же плательщика в другом субъекте Российской Федерации в одном месяце местонахождением транспортного средства в этом месяце признается место его регистрации по состоянию на 1-е число этого месяца.
Таким образом, наша организация должна исчислить сумму налога за март (месяц перерегистрации) 2004 г. и уплатить ее в бюджет по местонахождению филиала, т.е. в Тюменской области. С месяца, следующего за месяцем перерегистрации транспорта уже по местонахождению организации, налог нужно исчислять и уплачивать в бюджет Омской области (табл. 2).
Таблица 2
Март | Апрель | |
Тюменская обл. (филиал) | 1 руб. | |
Омская обл. (организа | 1 руб. | |
Итого | 1 руб. | 1 руб. |
Теперь налогоплательщики могут увереннее отстаивать свою точку зрения перед налоговыми органами. Тем более что письмо Минфина России как акт толкования налоговой нормы отменяет "конкурирующее" разъяснение МНС России.
Чтобы обезопасить себя на все 200%, стоит запланировать перевод своего транспорта заранее. Все просто: снимите транспортное средство с учета в конце месяца и поставьте на учет уже в другом регионе в начале следующего месяца.
И.В. Васильева,
налоговый эксперт АКГ "Советник", г. Омск
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 21, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru