Нарушения прав налогоплательщиков на защиту
Соблюдение налоговыми органами требований законодательства при проведении налоговых проверок, рассмотрении материалов проверки и принятии решения по результатам проверки - это установленные законом гарантии от нарушения закона со стороны налоговых органов. Именно поэтому последовательность и порядок деятельности налоговых органов, их обязанности подробно регламентированы и закреплены в главе 14 "Налоговый контроль" Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, к сожалению, не всегда должностные лица налоговых органов действуют в строгом соответствии с НК РФ. Рассмотрим одно из типичных нарушений, которое имело место при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика.
Налоговая инспекция (далее - инспекция) провела выездную налоговую проверку организации. По результатам проверки инспекция составила акт выездной налоговой проверки. Организация направила письменные возражения на акт. Рассмотрев возражения на акт проверки, инспекция вынесла решение о привлечении организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении инспекция указала на несколько новых, не приведенных в акте проверки, правонарушений, сославшись при этом на письменные ответы на запросы инспекции и налоговой полиции в адрес ряда организаций, государственных органов и банков, а также на некоторые другие документы (контракты, товарные накладные, счета, ГТД и др.), подтверждающие, по мнению инспекции, факт нарушения организацией законодательства о налогах и сборах.
К акту выездной налоговой проверки и решению о привлечении к налоговой ответственности организации названные документы инспекция не приложила. А на запрос налогоплательщика о представлении этих документов ответила отказом.
Такими действиями инспекция грубейшим образом нарушила права налогоплательщика, поскольку в соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право получать копии актов налоговой проверки и решений налогового органа.
Согласно п. 2 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие подобных фактов, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, которыми предусматривается ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Акт налоговой проверки вручается налогоплательщику (п. 4 ст. 100 НК РФ).
Пунктами 4.3 и 4.4 Инструкции МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. N АП-3-16/138, предусмотрено, что к акту выездной налоговой проверки прилагаются копии документов, подтверждающих отраженные в акте факты нарушения законодательства о налогах и сборах, протоколы допроса свидетелей, расчеты сумм пени, а также иные материалы, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам рассмотрения акта. Акт вручается лицу, совершившему нарушение законодательства о налогах и сборах, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
Инструкции МНС России являются обязательными для исполнения всеми нижестоящими налоговыми органами (ст. 4 НК РФ).
Положения указанных норм права направлены на реализацию права налогоплательщика на защиту от неправомерных действий налоговых органов путем представления возражений по акту в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также выводами проверяющих (п. 5 ст. 100 НК РФ).
Материалы проверки и письменные возражения налогоплательщика по акту проверки должны быть рассмотрены руководителем налогового органа (п. 1 ст. 101 НК РФ). И только по результатам рассмотрения материалов проверки с учетом возражений налогоплательщика руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право вынести решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 101 НК РФ).
Однако в рассматриваемом случае в акте проверки не были указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, а также ссылки на статьи НК РФ в части новых, не указанных в акте проверки правонарушений.
В соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ несоблюдение налоговым органом требований к порядку проведения производства по делу о налоговом правонарушении является самостоятельным основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Для защиты нарушенных прав налогоплательщик имеет право обжаловать незаконные действия (бездействие), а также решение инспекции в вышестоящий налоговый орган или в суд (ст. 138 НК РФ).
В заключение необходимо отметить следующее: действия и решения налоговых органов, нарушающие права налогоплательщиков на защиту, представляют собой повышенную общественную опасность. Это обусловлено тем, что налоговые правоотношения - это отношения административного, властного подчинения налогоплательщиков налоговым органам. То есть налоговые органы изначально поставлены законом в преимущественное положение по отношению к налогоплательщикам. Именно поэтому особую значимость приобретает установленное законом право налогоплательщика на защиту.
Каждый налогоплательщик должен знать, что злоупотребление властью со стороны налоговых органов может быть признано неправомерным. А при необходимости адвокаты всегда готовы оказать юридическую помощь.
В.Ю. Плетнев,
адвокат, адвокатская фирма "Юстина"
"Ваш налоговый адвокат", N 2, II квартал 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru