"На рынке останутся крупные игроки"
(интервью с К.Е. Перепелицыным, генеральным директором
Группы компаний "Омега-Л" и Е.П. Шеметовой, генеральным директором
издательства "Омега-Л", кандидатом исторических наук)
"УП": Эксперты отмечают наступивший кризис перепроизводства на рынке деловой литературы. Так ли это? Что ждет рынок в ближайшей перспективе?
К.Е.:
- Действительно, это так. Хотя кризис перепроизводства книг характерен в первую очередь для сегмента художественной литературы, который сформировался на несколько лет раньше, чем рынок деловой литературы. Сейчас мы очень близки к той ситуации, которая возникла на рынке художественной литературы 2-3 года назад. К сожалению, книжные магазины не способны реализовать разнообразный ассортимент книг в тех объемах, которые выпускаются издательствами. В прошлом году до 40 % литературы, поступившей в магазины, остались нереализованными. По деловой литературе этот процент немного меньше.
Если говорить о прогнозе ситуации на книжном рынке, то я себе представляю следующее. В ближайшее время кризис разразится в полном объеме, рынок начнет "трясти", и большое количество игроков с него уйдет.
Е.П.:
- На мой взгляд, произойдет укрупнение издательских структур, их четкая специализация по видам литературы и тематическим направлениям. Мелкие издательства обанкротятся, если не будут иметь планов развития, четко сформулированных и экономически обоснованных. На рынке останутся крупные игроки, в основном издательско-полиграфические и издательско-книготорговые фирмы, которых не очень-то много. Если издательство в этих условиях захочет выжить, оно должно стать очень мобильным. Необходимо быстро реагировать на все происходящие изменения: в законодательстве, в социальной и профессиональной сферах. От того, насколько издательство сможет быстро адаптироваться в этих условиях и корректировать собственную издательскую политику, зависит то, и насколько актуальную и востребованную литературу оно будет издавать.
"УП": Что все-таки, если говорить об общих чертах, должно включать в себя такое понятие, как книга-бестселлер?
К.Е.:
- Об общих чертах? Сложно сказать: С одной стороны, это как музыка - непонятно, какая песня "выстрелит" и станет хитом, с другой - редакторское чутье.
В конечном итоге, книгу "продает" бренд (авторы, издательства), дизайн книги, качество исполнения и цена. Это наиболее важные компоненты, которые учитываются покупателями при принятии решения о покупке. Хотя бывают случаи, когда книга плохо художественно оформлена и выпущена на газетной бумаге, но тем не менее это бестселлер, который продается огромными тиражами и пережил не одно переиздание. Это в основном книги авторов, имена которых сами по себе являются брендами. Например, книги по делопроизводству В.И. Андреевой и М.В. Кирсановой или бухгалтерская литература Г.Ю. Касьяновой.
К тому же необходимо разделить профессиональную литературу по видам. Если мы говорим о бизнес-литературе, то это одни критерии оценки, если об учебной - совсем другие.
Настоящий бестселлер должен быть, безусловно, очень хорошей книгой, которая не потеряет актуальности ни при каких обстоятельствах. Такие книги, к примеру, выпускает издательство Стокгольмской школы экономики. Они очень дорогие и стоят в розницу в пересчете на наши деньги около 600-700 рублей. Такая цена - западный стандарт цены на бизнес-литературу. Когда издательство вышло на российский рынок с этими книгами, у нас еще не было культуры потребления дорогой бизнес-литературы. И эта ситуация продолжалось достаточно долго. Большая доля успеха издательства Стокгольмской школы экономики связана с поддержкой книг образовательными программами. Преподаватели, которые работали в школе, рекомендовали эти книги в качестве учебных пособий по своим курсам. Сейчас же мы сталкиваемся с тем, что книги покупаются не только слушателями бизнес-школ, но и людьми, которые не имеют отношения к бизнесу. Это такие книги, которые действительно могут дать что-то для развития, раскрытия новых горизонтов.
Есть и другая категория хитов бизнес-литературы для специалистов. Это производственно-практические издания, ориентированные на повышение профессиональной компетенции читателей. Примером такой книги является "Маркетинг на 100%" И. Манна.
Е.П.:
- Что касается книг для специалистов - деловой литературы, то изначально она должна быть современной, практической, достаточно краткой, верной по содержанию. У потребителя должно возникнуть доверие и к автору этой книги, и к издательству, которое ее выпускает. Эта тенденция четко прослеживается по линии выпуска в нашем издательстве бухгалтерской литературы, которая часто переиздается в связи с изменениями в законодательстве. Большую роль играет соотношение объема и цены, т.е. книга не должна быть очень дорогой и при этом должна содержать необходимый и достаточный объем полезной информации.
По поводу бизнес-бестселлеров нужно сказать следующее. В первую очередь, эти книги должны быть актуальными по содержанию. Есть, правда, такое понятие, как "бестселлер на час". Это книги на злободневные востребованные темы. Продаются они огромными тиражами "здесь и сейчас" при мощном PR-сопровождении, нагнетании соответствующей атмосферы и рекламной поддержке. Потом, когда книга теряет информационную поддержку, спрос на нее резко падает.
"УП": Если говорить о ближайшей перспективе, какие книги, на ваш взгляд, будут наиболее востребованными?
Е.П.:
- Что касается деловой тематики, она всегда будет востребованной. В сегменте литературы для специалистов будут пользоваться большим спросом бухгалтерское и юридическое направление, литература для работников кадровой службы. Наибольшую емкость в этом сегменте имеет все-таки бухгалтерская литература - по причине широкой сферы ее использования и постоянного изменения законодательства. Что касается переводной зарубежной литературы, то в настоящее время широко распространены темы, которые были актуальны на Западе года два назад. Это как раз то необходимое время, чтобы отобрать книги, приобрести права, осуществить перевод и его научную и литературную обработку, разработать соответствующий дизайн, напечатать тираж. Сейчас ожидается поток книг по таким темам, как сбалансированная система показателей, страхование рисков, проектный менеджмент. Что будет дальше - сложно сказать, потребности диктует реальный бизнес. Не ошибусь, если скажу, что очень востребована будет литература обо всем, что касается тем лидерства, собственной эффективности, эффективности сотрудников и подчиненных. HR-менеджмент - тоже очень востребованная тема. Здесь будут пользоваться большим спросом книги по проблемам мотивации, "выращивания" и удержания кадров. Не случайно все больше и больше издательств начинают выпускать такую литературу.
"УП": Спасибо. А насколько в вашей группе компаний сложен процесс подбора новых сотрудников?
К.Е.:
- Этот процесс, в принципе, не такой сложный. Все, по большому счету, зависит от вакансии. Подбор сотрудников осуществляется под конкретные заявки руководителей отделов, которые выставляют обязательные требования. Для отдельных должностей издательских работников разработаны специальные тесты. С другой стороны, так как мы находимся в стадии интенсивного развития, нам нужны специалисты, которые могут развиваться вместе с нами. Мы не можем позволить себе взять "гуру" книжного бизнеса, просто исходя из финансовых соображений. В принципе, такой необходимости и нет. Сотрудники даже с небольшим опытом работы показывают неплохие результаты, развивая бизнес, растут сами, и достаточно успешно.
"УП": Насколько велика доля сотрудников, которые переходят на работу в вашей компании из конкурирующих издательств или книготорговых фирм?
К.Е.:
- Процент таких людей довольно большой. В издательском бизнесе существует достаточно большая конкуренция. Издательств много, и, естественно, люди ищут места, где лучше условия. Можно сказать так: большинство сотрудников, которые работают у нас, особенно на ключевых должностях, пришли из крупных издательств и книготорговых фирм, в том числе и из конкурирующих. Процент сотрудников, которые пришли их других сфер, практически нулевой.
Е.П.:
- В такой динамично развивающейся отрасли, как издательское дело, преимущества имеет та компания, которая может в нужный момент создать команду из необходимых ей специалистов. Иногда этих специалистов "выращивают" у себя, а иногда их приглашают из фирм-партнеров или фирм-конкурентов на более выгодных условиях, предоставляя возможность реализовать те или иные профессиональные возможности, включая и карьерный рост.
"УП": Какими же качествами должен обладать сотрудник, чтобы попасть на работу в вашу компанию?
К.Е.:
- В первую очередь, повторюсь, это желание работать. Не только и не столько у нас, а именно в книжной отрасли. Так, например, маркетологи, которым, по большому счету, все равно что "продвигать", отмечают специфику книжного бизнеса. Поэтому для нас важно, чтобы человек понимал: придя в нашу сферу, он, скорее всего, будет вынужден изменить свою специализацию, свои подходы, принципы, методы работы, постоянно развиваться и желать достичь чего-то большего. Если, конечно, это отвечает его жизненным целям. Наверное, это основные качества.
Е.П.:
- Издательская деятельность в особой степени зависит от людей. Для успешного функционирования компании и достижения результатов требуются сотрудники с разными умениями и способностями: от креативных до чисто исполнительских. Так как наше издательство можно отнести к "средним" по численности персонала и по объему выпускаемой продукции, сегодня нам удобнее иметь узких специалистов, чем универсальных.
Что касается квалификации, то все зависит от должности. Чем выше уровень специалиста, тем большими компетенциями он должен обладать.
"УП": Какие формальные требования предъявляются к соискателям? Важно ли наличие высшего образования, стажа работы?
К.Е.:
- Когда у нас открывается вакансия, мы отдаем предпочтение тем, кто непосредственно имеет опыт работы в книжном бизнесе. Тем не менее, практика показывает, что сотрудники, ранее работавшие в других сферах, при условии, что работа в книжной отрасли им интересна, могут достичь хороших результатов. Поэтому здесь нет абсолютно никаких ограничений. Главную роль играет заинтересованность человека, любовь к делу и желание работать и развиваться.
Е.П.:
- Мы хорошо понимаем сегодняшнюю ситуацию, касающуюся подготовки специалистов для книжной отрасли. Образование в сфере книжного дела находится в состоянии реформирования, как и вся российская высшая школа. Поэтому наше издательство активно включилось в проект Московского государственного университета печати по интегрированному образовательному процессу обучения студентов-"дневников".
Суть новшества сводится к следующему. В экспериментальном режиме студенты, обучающиеся по специальности "Издательское дело и редактирование", распределяются по издательствам Москвы для прохождения своего рода годичной производственной практики. В наше издательство мы отобрали 8 студентов, которые были зачислены младшими редакторами и закреплены за разными производственными участками издательства. С каждым студентом непосредственно работал один из опытных сотрудников. В результате "на выходе" мы получили двух вполне подготовленных младших редакторов и возможность для дальнейшего взаимодействия с остальными студентами в качестве редакторов-организаторов.
Еще раз повторюсь: для нас важны интеллектуальные способности персонала, его стремление к профессиональному росту, а также желание работать и развиваться вместе с компанией.
"УП": Спасибо за исчерпывающие ответы!
"Управление персоналом", N 17, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.