г. Пермь
26 ноября 2008 г. |
Дело N А71-5879/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Ясиковой Е.Ю.
судей Осиповой С.П., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.
при участии:
от заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МУПТИ": Семин А.В., паспорт, доверенность от 20.02.2007г.
от ответчика - Открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс": не явились
от третьего лица - Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики: не явились
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 01 октября 2008 года
по делу N А71-5879/2008,
принятое судьей Ходыревым А.М.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "МУПТИ"
к Открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс"
третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики
о взыскании 235 800 руб.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МУПТИ" (далее заявитель, ООО "МУПТИ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Удмуртавтотранс" (далее ответчик, ОАО "Удмуртавтотранс") 235 800 руб. в возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов.
Решением арбитражного суда от 01.10.2008г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "МУПТИ" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Представитель заявителя в судебном заседании пояснил, что поскольку ООО "МУПТИ" исполнило в полном объеме свои обязательства по договору от 01.06.2006г. N 01-17/СБ по предоставлению в 2006 году права проезда отдельным категориям граждан по социальному проездному билету на транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений (кроме такси) на территории Удмуртской Республики, а ОАО "Удмуртавторанс" ежемесячно принимало акты, то есть признавало необходимость оплаты выпадающих доходов на указанные в актах суммы, то взыскание с ответчика 235 800 руб. долга правомерно и обоснованно.
По ходатайству представителя истца к материалам дела приобщено письмо Отдела социальной защиты в Шарканском районе от 06.10.2008 г. N 751, поскольку данный документ был получен истцом после разрешения дела в суде первой инстанции.
ОАО "Удмуртавторанс" - правопреемник государственного унитарного предприятия "Удмуртавтотранс" против доводов апелляционной жалобы возражает по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что по федеральному регистру ответчиком были получены денежные средства на возмещение транспортным предприятиям, осуществляющим перевозку на автомобильном транспорте льготных категорий граждан в Удмуртской Республике, не в полном объеме. В рамках договора ООО "МУПТИ" за первое полугодие было перечислено за перевозку льготной категории граждан по республиканскому регистру 158 580 руб. За период с июня по декабрь 2006 года перечислений от Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики на расчетный счет ОАО "Удмуртавторанс" не поступало.
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики представило письменный на жалобу, согласно которому против доводов апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на выполнение ответчиком обязательств по возмещению выпадающих доходов перед транспортными организациями, непосредственно реализующими социальные проездные билеты, в том числе перед ООО "МУПТИ", в пределах, выделенных на эти цели из федерального бюджета денежные средства в полном объеме.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебном заседании участие не принимали.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 01.06.2006г. между ГУП "Удмуртавтотранс" (организатор пассажирских перевозок) и ООО "МУПТИ" (исполнитель) заключен договор о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов N 01-17/СБ.
Предметом договора является возмещение "исполнителю" выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов гражданам, имеющим право на меры, социальной поддержки в соответствии с федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", финансируемые за счет средств федерального бюджета или бюджета Удмуртской Республики.
В соответствии с пунктом 2.1.1 организатор обязуется возмещать исполнителю выпадающие доходы, связанные с реализацией социальных проездных билетов в сумме, принятой к оплате Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики, за счет средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики на эти цели.
За период действия договора с 01.06.2006г. по 31.12.2006г. ООО "МУПТИ" оказало транспортные услуги и Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики приняло к возмещению выпадающие доходы заявителя на общую сумму 235 800 руб. (акты, акты сверки, ведомости реализации социальных проездных билетов - л.д. 29-41, 100-115).
Неисполнение ОАО "Удмуртавтотранс" обязательств по договору послужило основанием для обращения ООО "МУПТИ" с иском по настоящему делу в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку исполнение ответчиком обязательств по договору поставлено под условие, которым является наличие или отсутствие денежных средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики, а распределение выделенных на эти цели денежных средств за 2006 год произведено между транспортными организациями в полном объеме, то оснований для взыскания с ответчика суммы долга в размере 235 800 руб. не имеется.
Арбитражный апелляционный суд, оценив представленные в материалах дела доказательства, пришел к следующим выводам.
В соответствии с п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с эти расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Исходя из смысла данной нормы, действующим федеральным законом гарантировано возмещение транспортной организации выпадающих доходов.
Вместе с тем, проанализировав условия договора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, может быть произведено ОАО "Удмуртавтотранс" только после принятия их к оплате Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики и в пределах выделенных средств на эти цели федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики.
Из материалов дела следует, что в соответствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2006г. N 436-р и уведомлением Министерства финансов Удмуртской Республики от 10.10.2006г. (л.д. 48-50) общая сумма денежных средств, подлежащая возмещению выпадающих доходов, в 2006 году по Удмуртской Республике составила 30 602 930 руб.
Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики в распоряжение ОАО "Удмуртавтотранс" на возмещение выпадающих доходов перечислено 17 669 132, 20 руб., в том числе остаток за 2005 год в размере 235 990 руб.(справка Министерства - л.д. 51).
Общая сумма денежных средств, перечисленная по федеральному регистру ГУП "Удмуртавтотранс" за 2006 год составила 17 463 142,20 руб., указанные денежные средства полностью распределены между транспортными организациями, реализующими социальные проездные билеты (платежные поручения, реестр - л.д. 53-62, 98).
Из справки ОАО "Удмуравтотранс" следует, что задолженность по выплате денежных средств из бюджета Российской Федерации по возмещению выпадающих расходов от реализации социальных билетов образовалась не только перед заявителем (л.д. 97).
При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о надлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по договору N 01-17/СБ от 01.06.2006 г. по возмещению истцу выпадающих доходов и об отсутствии оснований для взыскания долга являются правильными, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
Ссылка истца на письмо Отдела социальной защиты в Шарканском районе от 06.10.2008 г. как на доказательство признания долга и обязанности по оплате принятых актов апелляционным судом отклонена, поскольку в настоящем споре предметом исследования являются договорные обязательства истца и ответчика, а данное письмо не изменяет договорных обязательств указанных лиц.
Арбитражный апелляционный суд также полагает необходимым отметить, что Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации с пункте 18 постановления от 22.06.2006г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01 октября 2008 года по делу N А71-5879/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "МУПТИ" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Е.Ю. Ясикова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-5879/2008-Г29
Истец: ООО "МУПТИ"
Ответчик: ОАО "Удмуртавтотранс"
Третье лицо: Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики