Правомерно ли взимать подоходный налог с военнослужащих - жителей Приднестровья, проходящих военную службу в российской миротворческой военной части, дислоцированной на территории Приднестровья, по ставкам иным, чем взимают с военнослужащих, прикомандированных из России?
В настоящее время для всех категорий плательщиков налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), в том числе для физических лиц - военнослужащих и гражданского персонала объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, установлен единый порядок определения налоговой базы при получении физическим лицом доходов и уплаты налога с таких доходов. В основе его лежат положения, предусмотренные ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также ст. 207 и 208 НК РФ, в соответствии с которыми плательщиками НДФЛ признаются физические лица, как являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, так и не являющиеся таковыми, но получающие доходы от источников в Российской Федерации. К налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (ст. 11 НК РФ). В этой связи военнослужащих, направленных для прохождения военной службы на длительный срок за рубеж и находящихся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, правомерно рассматривать в качестве нерезидентов Российской Федерации. Вместе с тем при получении такими военнослужащими доходов от источника в Российской Федерации они будут являться плательщиками НДФЛ, поскольку нормами п.п. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ установлено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
Как следует из вопроса, проблема возникает в связи с толкованием терминов "территория Российской Федерации" и "пределы" такой территории. По мнению ФНС России, порядок уплаты налога с доходов (денежного довольствия и заработной платы) военнослужащих и гражданского персонала российских воинских формирований необходимо рассматривать исходя из следующего. Понятие "военная служба" дано в Федеральном законе от 28.03.98 г. N 53-ФЗ (в ред. от 1.04.05 г. N 27-ФЗ) "О воинской обязанности и военной службе". Нормами ст. 2 этого Закона определено, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в частности в Вооруженных Силах Российской Федерации. Функции управления Вооруженными Силами Российской Федерации нормами ст. 13 Федерального закона от 31.05.96 г. N 61-ФЗ (в ред. от 29.06.04 г.) "Об обороне" возложены на Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России). Порядок дислокации воинских формирований Вооруженных Сил Российской Федерации регламентируется ст. 16 Закона N 61-ФЗ, согласно которой дислокация воинских формирований за пределами территории Российской Федерации допускается на основе международных договоров Российской Федерации. При этом ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все расходы по обеспечению национальной обороны, финансируются исключительно из федерального бюджета. К таким расходам относятся расходы, связанные с содержанием, включая расходы на денежное довольствие и заработную плату военнослужащих и гражданского персонала российских воинских формирований, в том числе направленным на службу (работу) за границу.
Таким образом, при получении вознаграждения за государственную службу в воинских формированиях Российской Федерации, временно находящихся на территории других государств, налогообложение регулируется специальными соглашениями об избежании двойного налогообложения, заключенными на межгосударственном или межправительственном уровне и ратифицированными парламентами. Так, п. 1 ст. 18 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонения от уплаты налогов от 12.04.96 г. предусмотрено, что вознаграждение за государственную службу, выплачиваемое органом власти России, созданным в Республике Молдова, или из его фондов любому физическому лицу за службу, осуществляемую для этого органа власти, облагается налогом только в России. Вместе с тем нормой п. 2 этой статьи, несмотря на положения п. 1, установлено, что такое вознаграждение облагается налогом только в Республике Молдова, если служба осуществляется в этом государстве и физическое лицо, являющееся резидентом этого государства, является гражданином Республики Молдова. При этом выплаты в иностранной валюте военнослужащим и вольнонаемному составу российских воинских частей в Республике Молдова, являющимся гражданами Российской Федерации, в соответствии с п. 12 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством об оплате труда загранработников и денежном довольствии военнослужащих. Выплаты в рублях указанным военнослужащим и гражданскому персоналу воинских частей подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Таким образом, размер удержания подоходного налога с начисленных сумм заработной платы военнослужащих, постоянным местом жительства которых является территория Приднестровья, правомерно отличается от размера того же налога, удерживаемого с военнослужащих, временно прикомандированных.
Т. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
21 сентября 2006 г.
"Финансовая газета", N 38, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71