Наша организация в начале года заключает трудовые договоры с гражданами ближнего зарубежья, которые незамедлительно (в тот же день) отбывают в длительные зарубежные командировки. Должна ли она получать квоту на привлечение иностранных работников? Каков порядок начисления НДФЛ, взносов в фонды социального и пенсионного страхования для данной категории сотрудников?
Получение квоты
Поскольку организация заключает трудовые договоры с иностранными работниками на территории Российской Федерации, на возникающие отношения распространяются положения Федерального закона от 25.07.02 г. N 115-ФЗ (в ред. от 18.07.06 г.) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодателем признается физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).
Согласно п. 16 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.12.93 г. N 2146 (в ред. от 5.10.02 г.) привлечение иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на основе подтверждения на право трудовой деятельности осуществляется без оформления разрешения в случаях найма работодателями для работы на предприятиях с иностранными инвестициями, действующих на территории Российской Федерации, иностранных граждан на должности руководителей предприятий, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих предприятий.
На основании п. 18 Положения обязательный порядок выдачи разрешений, а также подтверждений на право трудовой деятельности не применяется по отношению к иностранным гражданам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации:
официально признаны беженцами;
постоянно проживают на территории Российской Федерации;
получили убежище на территории Российской Федерации;
подали ходатайство о предоставлении статуса беженца и получили разрешение на временное проживание.
Указанный порядок также не применяется к иностранным гражданам:
деятелям науки и культуры, работающим на территории Российской Федерации в учреждениях, созданных в соответствии с межгосударственными соглашениями;
работникам дипломатических и консульских учреждений, а также организаций, пользующихся дипломатическим статусом, находящихся на территории Российской Федерации;
религиозным деятелям, осуществляющим профессиональную деятельность на территории Российской Федерации в официально зарегистрированных религиозных организациях и обществах;
членам экипажей российских морских и речных судов;
студентам, проходящим производственную практику во время каникул в рамках программ российских образовательных учреждений высшего профессионального образования;
корреспондентам и журналистам, аккредитованным в Российской Федерации;
лекторам и инструкторам, приглашаемым для чтения курса лекций и другой работы в российских академиях и образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
лицам, для которых определен иной порядок трудоустройства межгосударственными и межправительственными соглашениями Российской Федерации с зарубежными странами.
Если иностранные работники, командируемые за рубеж вашей организацией, не относятся к вышеуказанным категориям иностранных граждан, то необходимо руководствоваться общим порядком получения разрешений.
В силу Закона N 115-ФЗ приглашения иностранным гражданам на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности подлежат квотированию. Данная квота ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Единственной группой иностранных работников, занятых преимущественно на работах за пределами Российской Федерации, для которой установлен особый порядок получения разрешений российскими работодателями, являются иностранные работники в составе экипажей российских морских судов. Работники вашей организации не относятся к данной группе лиц.
С учетом изложенного полагаем, что ваша организация не освобождается от обязанности получить соответствующую квоту.
Начисление НДФЛ
В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - только от источников в Российской Федерации. Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (п. 2 ст. 11 НК РФ). Поскольку в рассматриваемой ситуации иностранные граждане находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, они не признаются налоговыми резидентами Российской Федерации.
В п.п. 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации. Следовательно, объект налогообложения в данном случае отсутствует.
Поскольку в момент направления работника в длительную командировку известно, что командируемый работник будет находиться вне территории Российской Федерации более 183 дней в текущем календарном году, у работодателя отсутствует обязанность удерживать суммы налога из зарплаты работника (с последующим возвратом удержанных сумм). Вместе с тем в рассматриваемой ситуации во избежание разногласий с контролирующими органами целесообразно применить порядок начисления НДФЛ, применяемый в отношении иностранных граждан, въезжающих на территорию Российской Федерации на срок свыше 183 дней, т.е. лиц, считающихся налоговыми резидентами Российской Федерации на начало налогового периода с последующим уточнением их налогового статуса.
Таким образом, если в первом полугодии ваша организация исчислит и удержит суммы налога, а впоследствии сделает перерасчет с возвратом удержанных сумм командированным иностранным работникам, то такие действия не должны встретить возражений со стороны налоговой инспекции.
Страховые взносы
Отчисления в ФСС РФ осуществляются в составе ЕСН. В соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ объектом обложения ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
С 1 января 2003 г. налогоплательщики, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, уплачивают ЕСН в общеустановленном порядке.
Что касается платежей на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых в составе ЕСН, то ситуация имеет свои особенности.
Согласно п. 2 ст. 243 НК РФ сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию помимо граждан Российской Федерации являются иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, если они работают по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору.
Законом N 115-ФЗ установлены следующие категории законно находящихся в Российской Федерации иностранных граждан в зависимости от их правового положения в Российской Федерации: временно пребывающий, временно проживающий и постоянно проживающий. Согласно п. 1 ст. 2 упомянутого Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Следовательно, в рассматриваемой ситуации иностранные работники имеют статус иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации (исключая, естественно, лиц, имеющих статус временно и постоянно проживающих в Российской Федерации).
Это означает, что указанные в вопросе работники не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, и на выплаты, производимые в их пользу, не должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
С. Ларин,
ООО "КОСМОС-АУДИТ"
21 сентября 2006 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 38, сентябрь 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71