О земельном налоге
1. Налогоплательщики
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать земельный налог и которыми в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) являются:
- российские организации;
- иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);
- граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
- индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).
Основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
К таким документам относятся Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; Свидетельство о праве собственности на землю, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177, Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, утвержденный постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493; акты, изданные органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
При определении налогоплательщика в случае прекращения прав на земельный участок налоговые органы руководствуются следующими нормами законодательства.
На основании п. 1 ст. 45 и ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок. Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет прекращение соответствующего права.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Поэтому организация остается плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Учитывая положение ст. 387 НК РФ об обязательности уплаты земельного налога и ст. 65 ЗК РФ о платности использования земли, организации и физические лица, не оформившие правоудостоверяющие документы на используемые земельные участки, в том числе по договорам аренды, обязаны уплачивать земельный налог.
2. Объект налогообложения
Объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Объектом налогообложения не являются земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом читателям журнала следует иметь в виду, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Государственные природные заповедники и национальные парки. Правовой режим земель, объявленных заповедником, установлен Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях" и постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 "Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в РСФСР".
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).
Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
Что касается национальных парков, то ими являются территории, природные комплексы и объекты которых имеют особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями.
В отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников, имеющих земельные участки, например для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха. Такие земельные участки подлежат налогообложению в установленном порядке, так как не являются землями, изъятыми из оборота.
Национальные парки относятся к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления.
Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Национальные парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов государственной власти субъектов Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Изъятые из оборота земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности ВС РФ, другие войска, воинские формирования и органы ФСБ России, МВД России. При применении п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, читателям журнала следует иметь в виду следующее.
В целях обеспечения обороны земельные участки предоставляются для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие) (ст. 93 ЗК РФ).
Изъятые из оборота земельные участки, занятые объектами инженерно-технических сооружений, линий связи и коммуникаций, возведенных в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу и других объектов.
Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в бессрочное (постоянное) пользование землях по установленным нормам (ст. 30 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации").
В интересах надлежащего содержания Государственной границы Российской Федерации пограничным органам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводится в бессрочное (постоянное) пользование земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше, а при необходимости - по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водоема, в соответствии с установленными Правительством РФ нормами (ст. 8 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1).
Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные ВС РФ, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации [ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Закон N 61-ФЗ)].
К обороне привлекаются внутренние войска МВД России, войска гражданской обороны (далее - другие войска) (ст. 1 Закона N 61-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
В этой связи земельные участки, предоставленные МВД России и входящим в его систему организациям и подразделениям, названным в п. 5 вышеуказанного Положения, не являются объектом обложения земельным налогом. Что касается земельных участков, закрепленных за образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, входящими в систему МВД России и являющимися юридическими лицами, то эти земельные участки подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти и т.д. (ст. 6 Закона N 61-ФЗ).
Воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут быть федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством. Земли, предоставленные воинским формированиям, находятся в федеральной собственности.
При определении земельных участков, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Согласно Федеральному конституционному закону от 23.06.1999 N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов. В их систему входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. Здания, сооружения используются военными судами только в целях осуществления правосудия или организационного обеспечения своей деятельности и являются федеральной собственностью.
Земельные участки под вышеуказанными объектами не являются объектом обложения земельным налогом.
Изъятые из оборота земельные участки под объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ. Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" объектами применения данного Закона являются:
- ядерные установки - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;
- сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;
- сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами для использования в мирных целях;
- другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов.
Под пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищами радиоактивных отходов понимаются не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов (ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 170-ФЗ).
Отнесение вышеуказанных объектов к перечисленным категориям определяется эксплуатирующей организацией и фиксируется в соответствующем документе в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии.
Для осуществления деятельности эксплуатирующая организация должна иметь лицензии, выданные соответствующими органами государственного регулирования безопасности, на право ведения работ в области использования атомной энергии (ст. 34 Федерального закона от 22.11.1995 N 170-ФЗ).
Изъятые из оборота земли под находящимися в федеральной собственности объектами закрытых административно-территориальных образований. При определении земель, изъятых из оборота, занятых находящимися в федеральной собственности объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), налоговые органы руководствуются следующим.
В соответствии с Законом РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" ЗАТО признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. Решение о создании ЗАТО принимается Президентом РФ.
В соответствии с их основным целевым назначением земли ЗАТО могут включать земли промышленности, обороны и иные земли, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации. Земли, занимаемые предприятиями или объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям или объектам.
Решения об отнесении иных земель, включая зоны безопасности и санитарно-защитные зоны, к землям федеральной собственности на территории конкретного ЗАТО принимаются Правительством РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления ЗАТО.
Занятые объектами федеральной собственности вышеназванные земли не подлежат обложению земельным налогом.
Изъятые из оборота земли, занятые находящимися в федеральной собственности объектами учреждений и органов ФСИН России. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний" ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию.
Земельные участки, закрепленные за органами и учреждениями ФСИН России, не являются объектом обложения земельным налогом. Что касается земельных участков, закрепленных за предприятиями иных правовых форм, в частности за государственными унитарными предприятиями, казенными предприятиями, то эти земельные участки подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Изъятые из оборота земли, занятые находящимися в федеральной собственности земельными участками под воинскими и гражданскими захоронениями. Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) к вышеуказанным объектам относятся:
- общественные кладбища;
- воинские кладбища;
- федеральные военные мемориальные кладбища, предназначенные для погребения и увековечения памяти лиц, имевших особые заслуги перед государством. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны;
- военные мемориальные кладбища.
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Российской Федерации их учет ведется местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Земельные участки, ограниченные в обороте, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия. К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"].
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения.
Под ведением вышеуказанного реестра понимается присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в порядке, определенном Положением о Едином государственном реестре объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия.
Правительство РФ может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. Объект культурного наследия, включенный в реестр и Список всемирного наследия, признается особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации в первоочередном порядке.
Объекты культурного наследия могут быть отнесены к объектам всемирного культурного и природного наследия в порядке, установленном Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой в Париже 16 ноября 1972 года. Российская Федерация является участником этой Конвенции с 1989 года.
Согласно п. 1 Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487, к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся расположенные на ее территории историко-культурные и природные комплексы, архитектурные ансамбли и сооружения, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства.
Присвоение конкретному объекту статуса особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки и включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Таким образом, чтобы земельный участок, ограниченный в обороте, находящийся в государственной и муниципальной собственности, не признавался объектом обложения земельным налогом, необходимо включение его в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Кроме того, этот объект должен иметь паспорт объекта культурного наследия.
Ограниченные в обороте земельные участки в пределах лесного фонда. При применении п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
В соответствии со ст. 101 ЗК РФ в состав земель лесного фонда входят лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные). К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).
В лесной фонд не входят леса, расположенные:
- на землях обороны;
- на землях городских поселений - городские леса;
- на землях сельских поселений.
Ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами. При применении п. 2 ст. 389 НК РФ, в соответствии с которым не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
Статьей 102 ЗК РФ установлено, что к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, землями водо-охранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
При этом водным объектом является сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
В Российской Федерации установлена федеральная собственность на водные объекты. При этом муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.
Обособленные водные объекты могут принадлежать на праве собственности муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам в соответствии с гражданским законодательством.
Поэтому не являются объектом налогообложения земельные участки в землях водного фонда, ограниченные в обороте и занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда; следовательно, земельные участки в землях водного фонда, занятые водными объектами, находящимися в частной собственности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
3. Определение налоговой базы
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей обложения земельным налогом определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и устанавливается отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками данных земельных участков признаются разные лица или по ним установлены различные налоговые ставки. Налоговая база по земельному налогу определяется самостоятельно как налогоплательщиками-организациями, так и налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем вышеуказанным лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Что касается физических лиц, то налоговая база по земельному налогу в отношении их земельных участков определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами муниципальных образований.
Налоговая база при исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований (линейные объекты), определяется в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образования. Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования. Сумма земельного налога определяется как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная площадь земельного участка.
Для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму - в размере 10 000 руб., приходящуюся на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
При этом если собственниками земельного участка являются несколько лиц, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 000 руб. производится только налогоплательщику, являющемуся собственником доли земельного участка и имеющему право на уменьшение налоговой базы, исчисленной пропорционально его доле в общей долевой собственности.
К таким физическим лицам, в частности, относятся Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, инвалиды, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и т.д.
При применении ст. 392 НК РФ следует иметь в виду, что ею установлены правила определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в собственности. При этом земельные участки подразделяются на участки, находящиеся в общей долевой и в общей совместной собственности.
В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.
Пример.
Земельный участок, предоставленный Петрову Г.А. и Петрову П.А. для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля Петрова Г.А. в праве на земельный участок - 40%, Петрова П.А. - 60%). Кадастровая стоимость земельного участка составляет 50 000 руб.
Налоговая база определяется следующим образом в части доли, закрепленной:
- за Петровым Г.А. - 50 000 руб. х 40% = 20 000 руб.;
- за Петровым П.А. - 50 000 руб. х 60% = 30 000 руб.
Что касается земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Пример.
Земельный участок, предоставленный Сорокину В.А. и Сорокиной Н.П. для ведения личного подсобного хозяйства, находится в общей совместной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 70 000 руб.
Налоговая база определяется следующим образом в части доли, закрепленной:
- за Сорокиным В.А. - 70 000 руб. х 50% = 35 000 руб.;
- за Сорокиной Н.П. - 70 000 руб. х 50% = 35 000 руб.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ст. 35 ЗК РФ).
Поэтому п. 3 ст. 392 НК РФ определено следующее.
Если организация приобретает здание и, следовательно, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, то налоговая база определяется пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок.
Если покупателями здания являются несколько лиц, то налоговая база определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
4. Налоговая ставка
При применении ст. 394 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что данной статьей Кодекса установлены максимальные размеры налоговых ставок, в рамках которых представительные органы муниципальных образований определяют ставки налога, которые должны применяться на их территориях.
При этом законодателем определена максимальная ставка в отношении:
- земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства - 0,3%;
- земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), - 0,3%;
- земель, предоставленных для жилищного строительства, - 0,3%;
- земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, - 0,3%;
- прочих земель - 1,5%.
При применении налоговой ставки в отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, читателям журнала следует иметь в виду, что перечень объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса приведен в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, утвержденному постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235, относятся сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры (за исключением находящихся на территории предприятий), эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования) (за исключением находящихся на территории предприятий).
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, читателям журнала следует использовать Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе, в том числе Классификатор по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов", утвержденный постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
При определении состава объектов жилищного фонда читателям журнала необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность, а также приобретенных для жилищного строительства).
При применении налоговой ставки в отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" личным подсобным хозяйством признается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ).
При применении налоговой ставки в отношении земель, предоставленных для садоводства, огородничества или животноводства, читателям журнала необходимо иметь в виду положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому садовым земельным участком признается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
Дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан признается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 6 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В отношении порядка уплаты земельного налога садоводческими товариществами и дачными хозяйствами необходимо иметь в виду следующее.
Учитывая положения п. 1 ст. 388 НК РФ, в соответствии с которым плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, за земельные участки, используемые физическими лицами - членами садоводческих товариществ, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие ЗК РФ) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог взимается с вышеуказанных лиц в общеустановленном порядке, то есть направлением им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических товариществ, дачных хозяйств плательщиками земельного налога являются данные товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных товариществ.
5. Льготы
Статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.
При применении п. 1 ст. 395 НК РФ в части освобождения от налогообложения организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на организации и учреждения функций, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
Уголовно-исполнительная система Минюста России включает:
- учреждения, исполняющие наказания;
- территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1)).
Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6 Закона N 5473-1).
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию и являются юридическими лицами, владеющими, распоряжающимися и пользующимися закрепленным за ними имуществом.
По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона N 5473-1).
Не подлежат налогообложению земельные участки, предоставленные для непосредственного выполнения возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом N 5473-1.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему.
В этой связи льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, указанные в ст. 5 Закона N 5473-1, а также учреждения и организации, которые включены в вышеуказанный Перечень, за исключением предприятий.
При применении п. 4 ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
К религиозной деятельности относится вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ)).
Под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона N 125-ФЗ).
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также должны получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490).
Освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
На основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ религиозные организации имеют право осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Принимая во внимание положение п. 4 ст. 395 НК РФ, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.
Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом N 125-ФЗ (п. 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ).
При применении п. 5 ст. 395 НК РФ читателям журнала необходимо иметь в виду следующее. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляет не менее 80%, а также союзы (ассоциации) вышеуказанных организаций (ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В собственности общественных организаций инвалидов могут находиться земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон N 82-ФЗ) установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Таким образом, в соответствии с Законом N 82-ФЗ структурные подразделения общероссийской общественной организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.
При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. Если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии вышеуказанного отделения, его месте нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае вышеуказанное отделение приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации общественного объединения (ст. 21 Закона N 82-ФЗ).
Следовательно, региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой согласно п. 5 ст. 395 НК РФ, если его уставные документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов и если численность инвалидов и их законных представителей соответствует численности, установленной абзацем первым п. 5 ст. 395 НК РФ.
Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (на начало и конец отчетного и налогового периода).
При рассмотрении возможности получения льгот, предоставляемых организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, в отношении земельных участков, используемых этой организацией для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг, налогоплательщики должны обратить внимание на следующее.
Льгота не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 N 90 "Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество, и (или) реализуемых такими организациями". При определении состава подакцизных товаров необходимо руководствоваться ст. 181 НК РФ, которой определен перечень подакцизных товаров.
При рассмотрении возможности получения льгот, предоставляемых учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общероссийские общественные организации инвалидов, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, читатели журнала должны иметь в виду следующее.
Под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ)).
При этом льгота по земельному налогу предоставляется учреждениям, единственным собственником имущества которых является общероссийская общественная организация инвалидов, на основании учредительских документов (решения учредителя о создании организации, устава, положения), в которых содержатся сведения о собственнике имущества данной организации, а также при наличии в них записи о том, что организация создана для достижения образовательных и (или) культурных и (или) лечебно-оздоровительных и (или) физкультурно-спортивных и (или) научных и (или) информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
При этом виды деятельности учреждения, единственным собственником имущества которого является общероссийская общественная организация инвалидов, определяются по Общероссийскому классификатору видов деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утвержденному постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.
При применении п. 6 ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов, читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
Организации народных художественных промыслов (далее - промыслы) имеют право на льготу по земельному налогу при выполнении следующих условий:
- деятельность организации связана с народным художественным промыслом, под которым понимается деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее - Закон N 7-ФЗ));
- местом традиционного бытования промысла признается территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. Земли, на которых расположены места традиционного бытования промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 3 и 9 Закона N 7-ФЗ);
- изделием промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла (ст. 3 Закона N 7-ФЗ);
- изделия промыслов составляют, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, не менее 50% в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи или обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) (ст. 5 Закона N 7-ФЗ);
- имеется решение художественно-экспертных советов по промыслам об отнесении изделий к изделиям промыслов, принимаемое по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий промыслов (ст. 7 Закона N 7-ФЗ). Перечень изделий, отнесенных к изделиям промыслов, утверждается советом и прилагается к протоколу (п. 21 Типового положения о художественно-экспертном совете по промыслам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1349);
- образцы изделий промыслов зарегистрированы на основании решения художественно-экспертного совета по промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации и Правил регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35. Регистрация образцов изделий промыслов признанного художественного достоинства осуществляется посредством присвоения регистрационного номера перечню образцов изделий промыслов, представленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 N 857 "О внесении изменений и дополнений в отдельные акты Правительства Российской Федерации о народных художественных промыслах" зарегистрированными образцами изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства признаются включенные в соответствующие перечни образцы с даты присвоения этим перечням регистрационных номеров. Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден приказом Минпромнауки России 08.08.2002 N 226.
При применении п. 7 ст. 395 НК РФ в отношении использования права на освобождение от уплаты земельного налога физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общин таких народов, читателям журнала следует иметь в виду, что вышеуказанные граждане и их общины должны отвечать следующим критериям:
- граждане должны относиться к коренным малочисленным народам по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" (коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 000 человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", далее - Закон N 82-ФЗ));
- граждане должны постоянно проживать в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов (территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании; части территорий традиционного природопользования определены ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации");
- граждане должны относиться к лицам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, или к лицам, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ст. 3 Закона N 82-ФЗ);
- общины должны признаваться общинами малочисленных народов, которыми являются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры;
- уставом общины малочисленных народов должен определяться порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов (ст. 10 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации").
Таким образом, при предоставлении льготы по земельному налогу вышеуказанным организациям и гражданам необходимо учитывать всю совокупность приведенных выше критериев по их отнесению к льготной категории налогоплательщиков.
При применении п. 9 ст. 395 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что от обложения земельным налогом освобождаются организации - резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ).
Решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 116-ФЗ).
При этом с 25 августа 2005 года - со дня вступления в силу Закона N 116-ФЗ - существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается (за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, урегулированных федеральными законами) (ст. 40 Закона N 116-ФЗ).
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
- промышленно-производственные ОЭЗ;
- технико-внедренческие ОЭЗ.
ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований, а территория ОЭЗ не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы управления ОЭЗ управляют и распоряжаются земельными участками в пределах ее территории на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом положений Закона N 116-ФЗ.
Организация, имеющая свидетельство, удостоверяющее ее регистрацию в качестве резидента ОЭЗ, вправе вести на территории зоны промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность. При этом резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории зоны (ст. 10 Закона N 116-ФЗ).
Налоговая льгота предоставляется организации - резиденту ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 Закона N 116-ФЗ) с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.
Органы управления ОЭЗ сообщают сведения о регистрации юридического лица в качестве резидента зоны, а также представляют копию соглашения по утвержденной в установленном п. 5 ст. 9 Закона N 116-ФЗ порядке форме о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в налоговые органы в течение дня, следующего за днем регистрации (п. 6 и 7 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства организация может быть лишена статуса резидента зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления ОЭЗ (п. 9 ст. 11 Закона N 116-ФЗ).
Органы управления ОЭЗ сообщают в налоговые органы сведения о лишении организации статуса резидента зоны в течение дня, следующего за днем внесения в реестр резидентов ОЭЗ соответствующей записи (п. 10 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
В п. 11-14 ст. 396 НК РФ содержатся положения об обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вышеуказанные сведения представляются в налоговые органы по форме "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу", утвержденной приказом Минфина России от 20.06.2005 N 75н.
6. Уплата налога
Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате физическими лицами, не являющимися предпринимателями, в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления на уплату земельного налога, направленного налоговым органом. В отношении физических лиц обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Форма налогового уведомления на уплату земельного налога утверждена приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" (приложение N 2) (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2005, регистр. N 7216).
В случае неуплаты налога (авансовых платежей по налогу) в установленные сроки налогоплательщику начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).
При применении п. 1-6 ст. 396 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что по итогам налогового периода определяется сумма налога, подлежащая уплате по окончании налогового периода, исчисляемая по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Пример.
Земельный участок под производственным объектом организации расположен в районном центре. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом определена в размере 750 000 руб. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 1,5%. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода, составляет 11 250 руб. (750 000 руб. х 1,5%).
Второй земельный участок предоставлен организации под объект общественного питания. Кадастровая стоимость земельного участка под этим объектом составляет 870 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%. Сумма земельного налога, исчисленного по истечении налогового периода по земельному участку, занятому объектом общественного питания, составляет 13 050 руб. (870 000 руб. х 1,5%).
Сумма земельного налога по двум земельным участкам равна 24 300 руб. (11 250 руб. + 13 050 руб.).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
При исчислении авансовых платежей организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, следует иметь в виду, что по итогам отчетных периодов уплачивается фиксированная сумма авансового платежа, рассчитанная в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода.
Пример.
Рассчитаем суммы авансовых платежей, которые организация должна уплатить в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок под производственным объектом, данные по которому приведены в вышеуказанном примере.
Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:
- за I квартал - 2813 руб. ((750 000 руб. х 1,5%) : 4);
- за 1-е полугодие - 2813 руб. ((750 000 руб. х 1,5%) : 4);
- за 9 месяцев - 2813 руб. ((750 000 руб. х 1,5%) : 4).
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 8439 руб. (2813 руб. + 2813 руб. + 2813 руб.).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают авансовые платежи по налогу только в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
В этом случае авансовые платежи исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, - в случае установления представительными органами муниципальных образований одного авансового платежа, и не превышающем одной третьей налоговой ставки - в случае установления двух авансовых платежей.
При применении п. 7 ст. 396 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента правообладания земельным участком (К2).
Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения этих прав.
Пример.
Земельный участок приобретен в собственность 10 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 900 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в собственности, к числу календарных месяцев.
К2 = 11 мес. : 12 мес. = 0,92.
Сумма налога за налоговый период составит 12 420 руб. (900 000 руб. х 1,5% х 0,92).
С учетом положений п. 7 ст. 396 НК РФ сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетные периоды рассчитывается в следующем порядке.
Если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев), то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы и налоговой ставки.
Если земельный участок использовался не весь отчетный период, то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.
Пример
Земельный участок предоставлен 8 февраля текущего года. Его кадастровая стоимость составляет 1 200 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 1,2%. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 13 248 руб. (1 200 000 руб. х 1,2% х 0,92).
Для исчисления суммы авансового платежа по налогу, подлежащей уплате в бюджет за I квартал, 6 месяцев и 9 месяцев, коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:
- за I квартал: К2 = 2 мес. : 3 мес. = 0,67;
- за 1-е полугодие: К2 = 5 мес. : 6 мес. = 0,83;
- за 9 месяцев: К2 = 8 мес. : 9 мес. = 0,89.
Авансовые платежи, подлежащие уплате в бюджет, по итогам отчетных периодов составят:
- за I квартал - 2412 руб. ((1 200 000 руб. х 1,2% х 0,67) : 4);
- за 1 полугодие - 2988 руб. ((1 200 000 руб. х 1,2% х 0,83) : 4);
- за 9 месяцев - 3204 руб. ((1 200 000 руб. х 1,2% х 0,89) : 4).
Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленному нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования сроку сумму авансовых платежей в размере 8604 руб. (2412 руб. + 2988 руб. + 3204 руб.).
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит 4644 руб. (13 248 руб. - 8604 руб.).
При применении п. 10 ст. 396 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента использования налоговой льготы (К1).
При этом коэффициент использования налоговой льготы определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается по следующей формуле:
Еkli
K1 = 1 - (------)
Em
где
К1 - коэффициент использования налоговой льготы;
Еkli - количество месяцев, в течение которых отсутствует право на налоговую льготу в налогом периоде;
Em - общее количество календарных месяцев налогового периода.
Пример.
Организация должна уплатить земельный налог в сумме 10 000 руб. Данная организация получила в сентябре текущего года право на льготу по земельному налогу на основании нормативного правового акта представительного органа муниципального образования. В связи с этим можно сделать вывод, что она получила право на льготу с 1 сентября текущего года.
Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается следующим образом: 8 мес.
8 мес.
К1 = 1 - (-------) = 0,33.
12 мес.
Сумма налоговой льготы составит 3300 руб. (10 000 руб. х 0,33).
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, составит 6700 руб. (10 000 руб. - 3300 руб.).
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
При этом если срок проектирования и строительства по вышеуказанным земельным участкам превышает трехлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, то при исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) применяется коэффициент 4.
Пример.
Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства, на котором в течение года строит многоэтажные жилые дома. Кадастровая стоимость земельного участка - 1 132 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.
Сумма земельного налога за земельный участок, приобретенный в собственность организацией для жилищного строительства, составит 6792 руб. (1 132 000 руб. х 0,3% х 2), где 2 - коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Если земельный участок физического лица (его доля) перешел по наследству к другому лицу, то земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Н.В. Трофимова
"Налоговый вестник", N 8, 9, август, сентябрь, 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1