г. Ессентуки |
Дело N А20-1324/2007 |
|
Рег. N 16АП-740/07 (4) |
09 июня 2008 года объявлена резолютивная часть постановления.
16 июня 2008 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующая Афанасьева Л.В.,
судьи: Казакова Г.В., Цигельников И.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей
Цигельниковым И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Нальчика на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2008 по делу N А20-1324/2007 по заявлению ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии" к Администрации г. Нальчика, муниципальному специализированному учреждению "Центр приватизации муниципального имущества г. Нальчика" о признании недействительным ненормативного акта и об обязании заключить договор купли-продажи,
при участии:
от ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии" - не явились;
от администрации г. Нальчика - Тапов Р.В. (по доверенности от 07.06.2008);
от муниципального специализированного учреждения "Центр приватизации муниципального имущества г. Нальчика" - не явились;
от департамента по управлению городским имуществом г. Нальчика - не явились,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии" (далее - общество, должник) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с исковыми требованиями о признании недействительным постановления исполняющего обязанности главы администрации г. Нальчика N 470 от 05.04.2007, которым отменены ранее принятые постановления главы администрации г. Нальчика N71 от 23.01.2006 и N1810 от 22.12.2006 о продаже земельных участков обществу, а также о понуждении муниципального специализированного учреждения "Центр приватизации муниципального имущества г. Нальчика" (далее - учреждение) заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка, расположенного по ул. Кабардинская, 151 в г. Нальчике, кадастровый номер 07:09:01 02 036:0004, площадью 22 824 кв.м. по цене продажи в размере 698 415 руб. согласно проекта договора купли-продажи земельного участка, и договор купли-продажи земельного участка, расположенного по ул. 2-й промпроезд в г. Нальчике, кадастровый номер 07:09:01:01 013:0003, площадью 29 604 кв.м. по цене продажи в размере 484 025 руб. согласно проекта договора купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент по управлению городским имуществом г. Нальчика (далее - департамент).
Решением суда от 04.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2007 требования общества удовлетворены. Суд признал недействительным постановление исполняющего обязанности главы администрации г. Нальчика от 05.04.2007 N 470, обязал учреждение заключить с обществом согласно проектов договор купли-продажи земельного участка площадью 22824 кв.м по цене 698415 руб., расположенного по ул. Кабардинская, 151 (кадастровый номер 07:09:01 02 036:0004) и договор купли-продажи земельного участка площадью 29604 кв.м. по цене 484025 руб., расположенного по ул. 2-ой Промышленный проезд (кадастровый номер 07:09:01 01 013:0003) в г. Нальчике.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2007 решение от 04.05.2007 и постановление апелляционной инстанции от 17.08.2007 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 18.02.2008 заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением, администрация направила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование своих требований администрация указала, что судом первой инстанции при вынесении решения не были учтены положения главы 7 Федерального закона от 26.10.02 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), поскольку общество является предприятием - банкротом, в связи с чем приобретение имущества, которое не является конкурсной массой и не принадлежит должнику обществу противоречит целям конкурсного производства.
В судебном заседании представитель администрации апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Лица участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие на основании ст. 156 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями 100790 4294967294 3764582560 40394781 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации#S, проверив законно
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации от 05.04.1999 N 293 обществу для производственных целей в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 2,28 га, расположенный по адресу: г. Нальчик, ул. Кабардинская, 151, выдано свидетельство от 15.05.1999 серии 07 N 001980 о государственной регистрации права.
Постановлением главы администрации от 12.08.1999 N 775 обществу в постоянное (бессрочное) пользование предоставлен земельный участок площадью 3,37 по адресу: г. Нальчик, по 2 Промышленному проезду, о чем выдано свидетельство от 30.12.1999 серии 07 N 016135.
На предоставленных земельных участках расположено приватизированное недвижимое имущество (нежилые помещения), принадлежащее на праве собственности обществу, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 07 АД N N 048388, 043545, 043544, 043550, 043549, 043546, 043542, 043548, 043551, 043543, 043552, 043547, 047975, 047977, 047976.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет, общество зарегистрировано в качестве землепользователя, что подтверждается выписками из государственного земельного кадастра от 08.02.2007 N 09-02/07-382, 09-02/07-373.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 03.03.2006 по делу N А20-7818/2005 общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, определением от 05.03.2007 конкурсное производство продлено до 05.09.2007.
02.11.2006 обществом в адрес администрации была направлена заявка N 04/210 на приобретение в собственность земельного участка по ул. Кабардинской, 151, на котором расположены объекты недвижимости общества.
22.12.2006 постановлением N 1810 администрация поручила департаменту подготовить необходимый пакет документов по продаже обществу земельного участка и передать учреждению, а последнему заключить с обществом договор купли-продажи земельного участка.
23.12.2006 постановлением N 71 администрацией в таком же порядке было дано согласие обществу на заключение договора купли-продажи земельного участка по ул. 2-ой Промышленный проезд.
В пункте 2 указанных постановлений устанавливалось, что общество должно обратиться в Межрайонный (территориальный) отдел Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике для постановки на кадастровый учет.
Земельные участки были поставлены на кадастровый учет, общество зарегистрировалось в качестве правообладателя, что подтверждается выписками из государственного земельного кадастра N 09-02/07-382 N 09-02/07-373 от 08.02.2007.
Распоряжениями департамента от 09.03.2007 N 70 и от 21.02.2007 N 40 была определена цена земельных участков: 698415 руб. за земельный участок, расположенный по ул. Кабардинской; 484025 руб. за земельный участок, расположенный по ул. 2-ой Промышленный проезд.
03.04.2007 в связи с не исполнением постановлений N 1810, N 71 обществом в адрес учреждения была направлена претензия об исполнении постановлений и заключении договоров купли-продажи. 06.04.2007 обществом также были направлены проекты договоров купли-продажи земельных участков.
Постановлением администрации от 05.04.2007 N 470 постановления N 1810, N 71 о продаже земельных участков отменены.
На основании указанного постановления, учреждение 09.04.2007 направило в адрес общества письмо об отказе в заключении договоров купли-продажи.
Не согласившись с постановлением от 05.04.2007 N 470, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что признание общества банкротом не может служить безусловным основанием для отказа субъекту исключительного права приватизации земли в заключении договоров купли-продажи. Ограничение в реализации исключительного права на приватизацию спорных участков существенно влияет на стоимость отчуждаемого в рамках конкурсного производства имущественного комплекса и затрагивает интересы конкурсных кредиторов, поскольку направлено на уменьшение конкурсной массы.
Однако судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Как видно из материалов дела, оспариваемое постановление N 470 было принято администрацией в связи с принятием решения суда от 03.04.2006 о признании общества несостоятельным (банкротом).
В период процедуры банкротства деятельность арбитражного управляющего направлена на формирование конкурсной массы - сохранение имущества должника, получение причитающихся должнику денежных средств, возврат находящегося у третьих лиц имущества должника, возврат неправомерно отчужденного имущества.
Приобретение (получение, возвращение) от третьих лиц имущества, которое ранее не являлось имуществом должника (общества), не может признаваться деятельностью по формированию конкурсной массы. Законодательством о банкротстве не предусмотрена возможность формирования конкурсной массы в период конкурсного производства за счет имущества полученного от третьих лиц в дар или приобретаемого за плату.
Противоречит целям и задачам конкурсного производства возмездное приобретение должником (обществом) в лице конкурного управляющего дополнительного недвижимого имущества, в том числе и земельных участков. Кроме того, такое приобретение неизбежно повлечет дополнительные расходы должника (общества), связанные с оплатой земельного участка, налогообложением и иными расходами по приобретению, оформлению, содержанию.
Указанные расходы отрицательно влияют на интересы должника (общества) и его конкурсных кредиторов.
Оплата дополнительно приобретаемого должником в период конкурсного производства земельного участка с целью его дальнейшей перепродажи, не может производиться за счет денежных средств должника, то есть за счет конкурсной массы, поскольку это противоречит положениям Закона N 127-ФЗ и целевому назначению использования конкурсной массы.
Также конкурсный управляющий не вправе оплачивать дополнительно приобретаемые земельные участки за счет привлеченных денежных средств и заключать соответствующие кредитные договоры, договоры займа от имени должника и за его счет с целью приобретения земельных участков и их дальнейшей перепродажей, так как это влечет увеличение кредиторской задолженности должника, а также может повлечь дополнительные расходы в связи с начислением процентов, применением штрафных санкций по заемным обязательствам. Указанное увеличение кредиторской задолженности, а также риск ее увеличения, связаны не с обязательным проведением процедуры банкротства и ликвидацией должника, а с его фактической предпринимательской деятельностью после принятия арбитражным судом решения о признании этого должника банкротом и открытием конкурсного производства, то есть во время ликвидации, что не предусмотрено Законом N 127-ФЗ.
Указанные действия по купле-продаже земли, которые намерен осуществить конкурный управляющий, имеют характер коммерческой деятельности и с очевидностью связаны с соответствующими коммерческими рисками, и эти действия выходят за пределы полномочий конкурсного управляющего и не соответствуют положениям Закона N 127-ФЗ. При осуществлении конкурсным управляющим такой деятельности по приобретению с целью перепродажи земельных участков за счет заемных средств, размер прибыли имеет предположительный характер, затраты относятся на должника (общества), у должника (общества) возникает дополнительная кредиторская задолженность перед заимодавцем, которая должна будет погашаться за счет конкурсной массы должника (общества), предназначенной для удовлетворения требований конкурсных кредиторов в соответствии с уже сформированным реестром требований. В данном случае уменьшение конкурсной массы происходит в результате деятельности конкурсного управляющего, которая не предусмотрена законодательством о банкротстве. При этом, при наличии коммерческих рисков и предположительной величины прибыли от сделок должника (общества) по купле-продаже земли, коммерческие риски должника (общества) от деятельности конкурсного управляющего фактически являются коммерческими рисками всех конкурсных кредиторов, что противоречит положениям Закона N 127-ФЗ, регулирующим процедуру конкурсного производства и нарушает права и законные интересы конкурсных кредиторов на удовлетворение своих требований за счет сформированной конкурсной массы должника.
Из постановления арбитражного апелляционного суда от 20.07.2007 по настоящему делу, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.10.2007, следует, что приобретение земельных участков, расположенных в г. Нальчике по ул. Кабардинская, 151 и по ул. 2-й промпроезд, необходимо конкурсному управляющему для дальнейшей перепродажи. В указанном постановлении также содержится вывод о том, что такая деятельность не соответствует целям и задачам конкурсного производства, предусматривающего реализацию конкурсной массы, а не осуществление какой-либо коммерческой деятельности, на которую фактически направлены действия конкурсного управляющего по приобретению должником дополнительного недвижимого имущества. Также из названного постановления от 20.07.2007 усматриваются пояснения конкурсного управляющего, в соответствии с которыми конкурсный управляющий реализует имущество должника для того, что бы вырученные денежные средства направлялись не на погашение требований конкурсных кредиторов, а резервировались для последующей скупки названных земельных участков.
Конкурсному управляющему не препятствует реализовать строения то обстоятельство, что земельный участок, который занят этим строением, не является собственность должника (общества).
В материалах дела не имеется и конкурсным управляющим не представлено доказательств, подтверждающих, что без осуществления названных сделок купли-продажи земельных участков и без приобретения их в собственность должника (общества), невозможно будет осуществить в рамках процедуры конкурсного производства реализацию принадлежащих должнику (обществу) на праве собственности строений, расположенных на этих земельных участках.
При этом суд учитывает положения ст. 552 ГК РФ о праве нового собственника строения на земельный участок, который занят этим строением.
Указанное обстоятельство, связанное с передачей прав в силу закона на определенную часть земельного участка новому собственнику строения, может и должно учитываться при определении цены реализации строения должника (общества), реализуемого в рамках конкурсного производства. В случае реализации строения по цене, определенной с учетом этого обстоятельства, будет в наибольшей степени отвечать интересам конкурсных кредиторов без возложения на них коммерческих рисков от указанной деятельности конкурсного управляющего по купле-продаже земли.
Являются ошибочными ссылка конкурсного управляющего и суда первой инстанции на положения ст. 36 ЗК РФ, как на правовое основание удовлетворения требования конкурсного управляющего о признании недействительным постановления Администрации г.Нальчика N 470 от 05.04.2007 и обязании муниципального учреждения заключить с должником (обществом) договоры купли-продажи земельных участков.
В данном случае названные положения применению не подлежат в связи применением специальным норм законодательства о банкротстве, регулирующих ликвидацию юридического лица и исключающих приобретение ликвидируемым лицом в процедуре конкурсного производства какого-либо имущества в собственность в целях последующей перепродажи.
Из положений ст.ст. 33, 35, 36 ЗК РФ следует, что приобретение собственником здания, строения, сооружения в собственность земельного участка, на котором расположено это недвижимое имущество, допускается в пределах площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования.
При ликвидации юридического лица, являющегося собственником здания, строения, сооружения, это недвижимое имущество подлежит не использованию собственником, а реализации, поскольку ликвидация юридического лица исключает использование им зданий, строений, сооружений.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции надлежит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
С учетом того, что апелляционная жалоба удовлетворена, с общества в пользу администрации надлежит взыскать 1000 руб. государственной пошлины, уплаченной администрацией при обращении в арбитражный апелляционный суд.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18.02.2008 по делу N А20-1324/2007 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с ОАО "Минеральные воды Кабардино-Балкарии" в пользу администрации г. Нальчика 1000 руб. государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1324/2007
Истец: ОАО"Минеральные воды Кабардино-Балкарии"
Ответчик: МСУ "Центр приватизации муниципального имущества", Местная администрация г. Нальчика
Третье лицо: Департамент по управлению городским имуществом администрации г. Нальчика
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-740/07
03.03.2008 Определение Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-740/07
17.08.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-740/07
17.07.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-740/07