г. Ессентуки |
А63-19247/2008-С2-26 |
|
16АП-584/09 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2009 года
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Луговой Ю.Б.,
судей: Казаковой Г.В., Цигельникова И.А.
при ведении протокола с/з секретарем Валиевой К.А-А.
С участием в заседании представителей:
от ООО "Клен":
Олейник С.П. - директор;
от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края:
не явились, извещены;
от ГУ СК "Ессентукский лесхоз"
не явились, извещены;
от ГУ СК "Ессентукское лесничество"
Кузнецова Н.П. - лесничий, Барабожина Н.В. - представитель по доверенности (копия в деле),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Клен"
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2009
по делу N А63-19247/2008-С2-26 судьи Карпеля В.Л.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Клен"
к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
3-и лица:
Государственное учреждение Ставропольского края "Ессентукский лесхоз",
Государственное учреждение Ставропольского края "Ессентукское лесничество"
об обязании заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Клен" (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство) об обязании заключить договор аренды земельного участка лесного фонда площадью 3,33 га. сроком на 25 лет последующим продлением по инициативе арендатора (с учетом уточнения).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Государственное учреждение Ставропольского края "Ессентукское лесничество" (далее - ГУ СК "Ессентукское лесничество"), Государственное учреждение Ставропольского края "Ессентукский лесхоз" (далее - ГУ СК "Ессентукский лесхоз").
Решением суда от 30.01.2009 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в отношении испрашиваемого обществом лесного участка работы по проектированию не осуществлялись, подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка не проводились, его кадастровый учет отсутствует. Доказательств того, что общество обращалось в министерство с заявлением о предоставлении в аренду лесного участка площадью 3,33 га. в материалы дела не представлено.
Не согласившись с решением арбитражного суда от 30.01.2009, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению заявителя на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации общество имеет преимущественное право на заключение договора аренды на лесной участок, расположенный под объектами недвижимости, принадлежащими на праве собственности заявителю.
Министерство и ГУ СК "Ессентукский лесхоз", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей в суд не направили, ходатайствуют о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие Министерства и ГУ СК "Ессентукский лесхоз".
В судебном заседании представитель общества высказал позицию аналогичную доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители ГУ СК "Ессентукское лесничество" в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, выслушав в судебном заседании представителя сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Клен" зарегистрировано постановлением главы администрации Предгорного района от 07.03.2000 N 158 и является правопреемником ТОО "Клен", созданного в процессе приватизации арендного предприятия "Ставропольское лесоохотничье хозяйство".
Между Ессентукским лесхозом (арендодатель) и ТОО "Клен" (арендатор) 02.10.1995 во исполнение решения Арбитражного суда Ставропольского края от 18.10.1995 заключен договор аренды, объектом аренды являлись участки лесного фонда, в том числе в квартале 15, выделах 15-18,31,32 Бекешевского лесничества, дача "Угольная" общей площадью 3,33 га., под строениями 1590 кв.м.
Участок лесного фонда был предоставлен арендатору для природоохранных, культурно-оздоровительных и туристических целей со сроком действия договора до 2005 года. Договор аренды зарегистрирован в Государственном учреждении юстиции "Регистрационная палата Ставропольского края" 11.02.2000.
Государственным учреждением юстиции "Регистрационная палата Ставропольского края" 24.05.2000 произведена государственная регистрация прав собственности общества на объекты недвижимости: дом охотника литер А, общей площадью 842, 3 кв.м., коттедж литер Б, общей площадью 328, 4 кв.м., коттедж литер В, общей площадью 160,0 кв.м., о чем выданы свидетельства серии КН 26 N N 089979, 089980,089981.
Основанием государственной регистрации права собственности явились свидетельство о праве собственности, выданное Фондом имущества Ставропольского края 25.12.1992 N 27-Ф, договор купли-продажи, зарегистрированный Фондом имущества Ставропольского края 25.12.1992.
Из материалов дела также следует и не оспаривается истцом, что на переданном по договору от 02.10.1995 в аренду земельном участке площадью 3,33 га. обществом самовольно возведены постройки и выполнены подготовительные работы на площади 7 253,62 кв.м., а именно построены: трехэтажный административный корпус - 243,53 кв.м., двухэтажный спальный корпус - 2 091,92 кв.м., здание газгольдерной - 295, 7 кв.м., ресторан - 396,25 кв.м., здание бассейна с пристройкой - 1073,62 кв.м., гараж с теннисными кортами - 1 600 кв.м., офис - 30 кв.м., дом охотника - 383, 5 кв.м., фонтан - 100 кв.м., цементный склад - 36 кв.м.; вырыты котлованы под супермаркет - 285, 1 кв.м., под трибуны - 52 кв.м., под душевые - 36 кв.м.
В связи с прекращением действия договора аренды от 02.10.1995 общество 25.06.2008 обратилось в министерство с заявлением, в котором просило заключить с ним без проведения конкурса договор аренды участка лесного фонда общей площадью 7 га., расположенного в Ставропольском крае, Предгорном районе в 10 км. от ст. Бекешевской в урочище Угольное. В заявлении общество указало, что участок площадью 3,33 га. занят капитальными строениями, сооружениями, сетями, бетонными дорогами, тротуарами, терренкурами, бассейнами, спортивными площадками, собственником которых является общество.
В письме от 18.08.2008 министерство природных ресурсов отказало обществу в предоставлении в аренду лесных участков, указав, что ООО "Клен" осуществило самовольное капитальное строительство на землях лесного фонда и не является надлежащим субъектом лесных отношений.
Посчитав отказ незаконным общество обратилось в арбитражный суд с требованием об обязании министерство заключить договор аренды земельного участка лесного фонда площадью 7 га. сроком на 25 лет с последующим продлением по инициативе арендатора.
Согласно пункту 2 статьи 71, пунктам 1, 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (далее - Лесной кодекс) предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.
По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации с 01.01.2007, Законом N 201-ФЗ от 04.12.2006 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлены некоторые переходные положения.
Статьей 4.1 Закона N 201-ФЗ определено, что до 01.01.2010 допускается предоставление лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. При предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. В этом случае проектирование лесных участков осуществляется в соответствии с положениями частей 1, 2, 4 и 5 статьи 69 Лесного кодекса.
С учетом изложенного отказ обществу в удовлетворении заявленных требований ввиду отсутствия государственного кадастрового учета в отношении спорного участка является необоснованным.
Вместе с тем, в силу статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно подпункту 2 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно статье 3 Лесного кодекса лесное законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом, другими федеральными законами.
В силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Лесного кодекса для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В рассматриваемом случае спорный участок лесного фонда представляет собой земельный участок с особым правовым режимом. Предметом договора аренды является лесной участок, входящий в состав земель лесного фонда. Согласно статье 101 Земельного кодекса Российской Федерации порядок использования земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством. Следовательно, аренда земель лесного фонда подчиняется правилам лесного законодательства.
В статье 9 Лесного кодекса установлено, что право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Настоящим кодексом.
Согласно части 4 статьи 41 Лесного кодекса для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (пункт 2 статьи 41 Лесного кодекса).
Лесным кодексом непосредственно в статье 71 урегулирован порядок предоставления в аренду гражданам и юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Предоставление в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом (часть 2 статьи 71 Лесного кодекса).
В соответствии частью 1 статьи 74 Лесного кодекса, пунктом 4 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324, договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 статьи 74 Лесного кодекса, которая предусматривает исчерпывающий перечень оснований, при которых заключаются договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона.
Таким образом, Лесным кодексом не предусмотрено предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду собственнику объектов недвижимости, расположенных на этих участках, без проведения соответствующего аукциона на право заключения соответствующего договора аренды. Между тем доказательства проведения либо объявления аукциона по спорному лесному участку в материалах дела отсутствуют.
С учетом названных обстоятельств и норм права оснований для возложения на ответчика обязанности по заключению с истцом договора аренды участка лесного фонда, расположенного под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости не имеется. Таким образом, отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований по иным основаниям, не повлек принятие неправильного решения.
Довод общества о том, что согласно статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации оно имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок перед другими арендаторами, апелляционной инстанцией не принимается, поскольку указанная статья не устанавливает обязанности арендодателя заключить с прежним добросовестным арендатором такой договор. В случае отказа арендодателя арендатору в заключении договора на новый срок названная статья предоставляет последнему лишь право требовать перевода на себя прав и обязанностей по договору аренды, заключенному с другим лицом в течение года со дня истечения срока действовавшего договора.
Более того, принимая во внимание, что вопрос о преимущественном праве общества на заключение договора на новый срок в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации непосредственно связан с вопросом о добросовестности истца, факт нецелевого использования спорного участка, в том числе несоблюдения обществом положений пункта 2 статьи 41 Лесного кодекса, исключает возможность ее применения.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе относятся на ее подателя, но взысканию не подлежат, поскольку при подаче жалобы общество уплатило госпошлину в полном объеме.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.01.2009 по делу N А63-19247/2008-С2-26 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
Ю.Б. Луговая |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-19247/2008-С2-26
Истец: ООО "Клен"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Третье лицо: ГУ СК "Ессентукское лесничество" , ГУ СК "Ессентукское лесничество"