Комментарии к Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности
в Российской Федерации на среднесрочную перспективу*(1)
В последнее время бухгалтерский учет в России претерпел значительные изменения. Его развитие (чему во многом способствует принятие новых положений по бухгалтерскому учету) происходит довольно быстро. Все эти изменения в области бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской отчетности в России проводятся в рамках правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. N 283.
В последнее время появилось много новых положений по бухгалтерскому учету, призванных сблизить российскую систему бухгалтерского учета с международными стандартами с учетом национальной специфики применяемых правил бухгалтерского учета в России.
Однако со вступлением в силу очередного такого ПБУ возникает не только новый стандарт, который регламентирует правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов или обязательств, доходов или расходов. Помимо этого появляется большое количество проблем с отражением в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности этих активов или обязательств, доходов или расходов. Не надо далеко ходить за примером: чего стоит только одно Положение по бухгалтерскому учету "Учет налога на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н!
Во многом это связано с тем, что, выпустив это или иное ПБУ, разработчики не обеспечивают его соответствующими подробными методическими рекомендациями по применению. Кроме того, необходимо одновременно вносить изменения в уже действующие нормативные акты по ведению бухгалтерского учета и отражению в бухгалтерской отчетности для обеспечения соответствующей корреспонденции, непротиворечивости и последовательности в применении нормативных документов.
Многие действующие в настоящее время положения по бухгалтерскому учету не соответствуют отдельным требованиям МСФО по отражению в бухгалтерской отчетности некоторых видов активов или обязательств, доходов или расходов. Например, российские положения по бухгалтерскому учету предполагают отражение в бухгалтерской отчетности активов по их исторической стоимости, что не соответствует требованиям МСФО, которые предусматривают учет активов по справедливой стоимости.
МСФО регулируют правила отражения тех или иных показателей в бухгалтерской отчетности и не затрагивают порядок ведения бухгалтерского учета, а также их регистрации на счетах учета. Подразумевается, что ведение бухгалтерского учета и применение возможных вариантов отражения в нем отдельных видов хозяйственных операций относятся к четвертому уровню регулирования бухгалтерского учета. Другими словами, все эти требования разрабатываются при формировании учетной политики организации. Следовательно, принятие в настоящий момент на законодательном уровне требований по составлению бухгалтерской отчетности по МСФО не избавит организации от необходимости делать специальные корректировки при приведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в соответствие с МСФО.
Отметим, что большинство организаций, для которых актуален вопрос формирования бухгалтерской отчетности по международным стандартам (в России их не так уж много), уже составляют бухгалтерскую отчетность по МСФО либо собственными силами, либо с привлечением консультантов. Значит, если законодатели установят требования к порядку составления отчетности по МСФО для "общественно значимых хозяйствующих субъектов", это не внесет ничего нового в уже сложившуюся ситуацию. Правда, здесь стоит оговориться: с кого-то все же надо начинать и почему бы не с тех, кто этим уже занимается?
Таким образом, при выполнении Концепции реформирования бухгалтерского учета в России в перспективе необходимо не только на законодательном уровне закрепить правила и требования международных стандартов, но и пересмотреть все действующие в настоящее время и планируемые к введению положения по бухгалтерскому учету в РФ. При этом обязательно должны быть разработаны соответствующие методические указания по применению новых правил и требований. В противном случае организациям не удастся избавиться от существенных трудозатрат при составлении бухгалтерской отчетности по МСФО на основе применяемого в России бухгалтерского учета.
Отдельно хотелось бы затронуть тему сближения правил налогового и бухгалтерского учета. При прочтении соответствующих пунктов Концепции и анализе существующей ситуации у специалистов возникает сомнение или они что-то не так поняли, или в Концепции подразумевается что-то иное.
Может быть, когда в Концепции говорится о задаче в области формирования налоговой отчетности путем сближения правил налогового и бухгалтерского учета, имеется в виду некий посыл законодателям о внесении необходимых изменений в НК РФ, например в главу 25? Вероятно, в дальнейшем так оно и будет, но верится в то с трудом.
Все профессиональное сообщество давно привыкло к той мысли, что налоговый и бухгалтерский учет сильно разнятся. Это было еще до принятия Налогового кодекса Российской Федерации и ничего не изменилось после его вступления в силу. Окончательно надежды на улучшение ситуации развеялись с выходом ПБУ 18/02. После этого все поняли, что теперь придется вести как минимум два учета - бухгалтерский и налоговый и, где это возможно, минимизировать различия между ними. При этом во многом следует отдавать предпочтение требованиям именно налогового учета, так как в данном случае предусмотрены наказания за отклонение от установленных правил. К тому же у налоговой отчетности иные (фискальные) цели, которые не совпадают с задачами по подготовке достоверной бухгалтерской отчетности и принятию на ее основе верных управленческих решений.
В этой связи особенно интересен вопрос о развитии бухгалтерского учета как единой информационной базы, на основе которой хозяйствующие субъекты подготавливают не только индивидуальную бухгалтерскую и консолидированную финансовую отчетность, но и другие ее виды (управленческую, налоговую, статистическую, отчетность перед надзорными органами и отчетность по МСФО). При необходимости можно формировать и другие виды отчетности.
Безусловно, все хозяйственные операции так или иначе регистрируются в системе бухгалтерского учета. Однако в настоящий момент перед организациями стоит большая проблема: как использовать одну систему регистрации хозяйственных операций, применяемую для ведения бухгалтерского учета, для разных видов отчетности? В первую очередь, конечно, это касается самых актуальных на настоящий момент управленческой, финансовой и налоговой отчетности. Ведь между принципами их составления масса различий. Они обусловлены не только несовпадением норм действующего законодательства РФ (как, например, в отношении бухгалтерского и налогового учета), но и другими требованиями к представлению данных. В частности, для целей управленцев и собственников эти требования могут не согласовываться с правилами ведения бухгалтерского или налогового учета. Если сейчас и существуют какие-либо способы или программные продукты, позволяющие применять единую систему регистрации хозяйственных операций для целей упомянутых выше видов учета, то все равно при использовании этих способов приходится поступаться и принципами, и правилами одной учетной системы для удовлетворения целей другой, чтобы ужиться в одном информационном пространстве. Кроме того, для внедрения подобных единых информационных систем необходимы время и средства, которыми располагают буквально единицы хозяйствующих субъектов в России.
Таким образом, главная задача в области бухгалтерского учета, которая заключается в обеспечении относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности, является по сути глобальной проблемой на долгосрочную перспективу, а не на среднесрочную, как заявлено в Концепции. Решить эту проблему можно лишь при удачном сочетании многочисленных факторов экономического развития национальной экономики в целом, а также отдельных хозяйствующих субъектов и одновременной гармонизации отношений государства и частного капитала.
Отметим, разработка российских стандартов образования - это одна из первостепенных задач и не совсем понятно, почему это положение в Концепции стоит не на первом месте, а наряду со многими другими. Разумеется, все перечисленные в Концепции меры по подготовке и повышению квалификации кадров имеют важное значение и все они необходимы. Однако претворить их в жизнь реально, если они будут отдельными составляющими единых стандартов образования в России. При этом помимо образовательных программ для бухгалтеров и аудиторов не менее важно уделять внимание бухгалтерскому учету и порядку составления бухгалтерской отчетности при разработке программ обучения руководителей, управленческого персонала и других пользователей бухгалтерской отчетности. В этих программах неплохо было бы предусмотреть не только основы, но и более глубокое изучение предмета. Ведь квалифицированные пользователи бухгалтерской отчетности, руководствуясь ее данными, смогли бы принимать соответствующие управленческие решения, а также требовать ее грамотного составления от своих финансовых служб и исполнителей.
Цель унификации системы бухгалтерского учета, а также бухгалтерской отчетности по национальным и международным стандартам заключается в обеспечении прозрачности бухгалтерской отчетности и отражения в ней реального положения организации. Это в свою очередь позволяет пользователям бухгалтерской отчетности принимать верные решения на ее основе. Внедрение МСФО в России неминуемо должно привести к изменению национального законодательства, норм и правил ведения бухгалтерского учета. Понятно, что данный процесс трудоемкий, дорогостоящий и требующий большого количества времени и усилий. Эти затраты должны сопоставляться с получаемыми в результате экономическими выгодами и приводить к экономии ресурсов, устранению высоких трудозатрат при составлении отчетности по национальным и международным стандартам.
Насколько переход к МСФО будет успешным, зависит от многочисленных факторов. К ним можно отнести: экономическую ситуацию в России, реформу образовательной системы, принятие нового и изменение уже действующего законодательства, активное участие профессионального сообщества в разработке национальных стандартов, повышение престижа и значимости профессии бухгалтера и аудитора, а также их квалификации и компетентности в области национальных и международных стандартов.
Все сказанное выше наводит на мысль о том, что, может быть, и не стоит нам так торопиться жить по новым стандартам, не имея для этого соответствующих инфраструктуры, законодательной базы, сложившихся и, главное, действенных отношений государственных органов и профессиональных объединений, высокопрофессиональных бухгалтеров и других не менее важных факторов?
С.И. Новиков,
директор департамента аудита предприятий металлургии компании "ФБК"
"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 18, сентябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Одобрена приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru