г.Ессентуки |
Дело N А20-4164/2006 |
30.01.2008 г. |
номер |
|
апелляционного производства 16АП-2118/07 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2008 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Параскевовой С.А., судей Сулейманова З.М., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой Ю.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Нальчику Кабардино-Балкарской Республики
на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.11.2007 по делу N А20-4164/06
по заявлению ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик"
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Нальчику Кабардино-Балкарской Республики N 1988 от 07.09.2006,
при участии представителей:
- ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" - Пшукова Т.Х., паспорт 83 02 357263, доверенность от 03.12.2007 N 475, Темирчиева Б.А., паспорт 46 05 444831, доверенность от 22.01.2008,
- Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Нальчику Кабардино-Балкарской Республики - Мазанова А.Х., удостоверение УР N 224652, Джаппуева И.А., удостоверение УР 225522,
УСТАНОВИЛ
ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Нальчику Кабардино-Балкарской Республики (далее - налоговой инспекции, налоговому органу) о признании недействительным решения N 1988 от 07.09.2006 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отказано в привлечении ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" к ответственности за совершение налогового и предложено обществу уплатить НДС в сумме 2 417 240 рублей, а также уменьшить исчисленные в завышенном размере суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета на 2 417 240 рублей.
Решением от 15.03.2007 Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики признал указанное решение налогового органа в части доначисления 2 415 061 рубля 70 копеек НДС и уменьшения подлежащих возмещению из бюджета 18 791 рубля недействительным, в удовлетворении остальной части требований отказал.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.07.2007 решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 15.03.2007 отменено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку суд первой инстанции не выяснил, все ли условия соблюдены обществом для предъявления к вычету НДС, было ли отражено полученное в лизинг имущество в бухгалтерском учете общества, а также не оценил счета-фактуры и платежные поручения об оплате услуг по договору лизинга.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики решением от 02.11.2007 требования ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" удовлетворены частично: решение налогового органа N 1988 от 07.09.2006 признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 2 417 240 рублей и в части уменьшения суммы, подлежащей возмещению из бюджета на 2 417 194 рубля.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.11.2007, налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части признания недействительным решения налогового органа N 1988 от 07.09.2006 о доначислении НДС в сумме 2 417 240 рублей и в части уменьшения суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета на 2 417 194 рубля, отменить, в удовлетворении исковых требований ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" отказать, ссылаясь на следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Кодекса.
Основным видом деятельности ООО "РегионАвтоТранс-Нальчик" является предоставление автотранспортных услуг, что в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса Российской Федерации не облагается НДС. Также налогоплательщиком осуществляется деятельность, облагаемая НДС, о чем свидетельствует книга продаж за проверяемый период и счета-фактуры, выставленные с выделением НДС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Как указано в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается. В том случае если налогоплательщик осуществляет операции как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения, то счета-фактуры, выставленные налогоплательщику-покупателю по приобретенным и оплаченным им товарам (работам, услугам), регистрируются в соответствии с правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 в книге покупок (на момент определения соответствующей части налога, подлежащего вычету) только в части стоимости товара, используемого для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, и соответствующей доли налога на добавленную стоимость, принимаемой к вычету по расчету в соответствии с положениями пункта 4 статьи 170 Кодекса.
По мнению заявителя, ООО "РегионАвтоТранс-Нальчик", в нарушение указанных статей Налогового кодекса Российской Федерации, неправомерно применил налоговые вычеты по НДС в размере 1 438 610 рублей, так как в учетной политике предприятия отсутствует порядок ведения раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций; отсутствуют субсчета счета 90, где происходил бы раздельный учет НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций; книга покупок ведется в нарушение пункта 7 Правил ведения книг покупок и книг продаж, поскольку в ней зарегистрированы счета-фактуры по товарам, используемым для осуществления не подлежащих налогообложению операций, в частности счета-фактуры по приобретенным в лизинг автобусам, которые налогоплательщиком используются в деятельности, не подлежащей обложению НДС - услуг по перевозке пассажиров. Данное нарушение подтверждается положением об учетной политике на 2006 год, утвержденным директором ООО "РегионАвтоТранс-Нальчик", книгой продаж за июнь 2006 года, книгой покупок за июнь 2006 года.
ООО "РегионАвтоТранс-Нальчик" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.11.2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав доводы представителей ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" и налоговой инспекции, апелляционный суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба налоговой инспекции не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена проверка ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" по вопросу правильности исчисления НДС за июнь 2006 года, в ходе которой налоговым органом установлено неправомерное заявление обществом данного налога к возмещению из федерального бюджета.
По результатам проверки руководителем налогового органа принято решение N 1988 об отказе в привлечении ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" к налоговой ответственности, доначислении налога на добавленную стоимость в сумме 2 417 240 рублей и об уменьшении налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из бюджета на 2 417 240 рублей. Данное решение было принято по проверке налоговой декларации по НДС за июнь 2006 года с указанием к возмещению 2 398 449 рублей. Данная сумма впоследствии была признана налогоплательщиком ошибочной с указанием новой суммы - 2 419 819 рублей, что не оспаривается налоговой инспекцией.
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" является предоставление автотранспортных услуг. Общество имеет лицензию N АСС-07-029370 от 26.09.2005г. на осуществление перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек и при перевозке пассажиров городским транспортом пользуется льготой, предусмотренной подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). К услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.
Как видно из главной книги, книги покупок и книги продаж ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик", наряду с деятельностью, освобожденной от уплаты НДС, общество осуществляет деятельность, не освобождаемую от НДС.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Положение об учетной политике ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" на 2006 год предусматривает ведение обществом раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг в соответствии с пунктом 4 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при этом реализация автотранспортных услуг, товарно-материальных ценностей, работ и прочих ремонтных услуг отражается по расчетам с покупателем на балансовых счетах - ДТ62 и КТ90.1.1 (реализация товаров, работ, услуг, не облагаемых НДС), ДТ62 и КТ90.1.2 (реализация товаров, работ, услуг, облагаемых НДС)
Из имеющихся в материалах дела выписок из главной книги (т.1, л.д.52-59), выписки из журнала-ордера по счету 62.1 за июнь 2006 года (т.1, л.д.11), книги продаж (т.1, л.д.12-13) следует, что раздельный учет операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению, ведется обществом в соответствии с Положением об учетной политике предприятия. При этом общий оборот за июнь 2006 года составил 5 049 978 рублей 38 копеек: по счету 90.1.1 (реализация товаров, работ, услуг, не облагаемых НДС) - 4 926 794 рубля 93 копейки (97,5% от общего оборота), по счету 90.1.2 (реализация товаров, работ, услуг, облагаемых НДС) -123 183 рубля 45 копеек (2.5% от общего оборота).
Таким образом, судом первой инстанции правомерно не признаны обоснованными доводы налоговой инспекции о том, что налоговый вычет не может быть принят, так как в учетной политике предприятия отсутствует порядок ведения раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам, поскольку налоговым законодательством не предусмотрено ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам.
Согласно пункту 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей вычеты.
Пунктом 2 статьи 171 Кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, и товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации определен порядок, в соответствии с которым суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
Данная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.
Согласно книге покупок продавцами за товары, используемые для осуществления деятельности, подлежащей обложению НДС и для осуществления деятельности, не подлежащей налогообложению, выставлены заявителю счета-фактуры N 11858 от 23.06.2006, N 12105 от 26.06.2006, N 12106 от 26.06.2006, N 12107 от 26.06.2006, N 15176 от 31.05.2006, N 121384 от 31.05.2006, N 685 от 19.06.2006, N 11858 от 23.06.2007, N 12105 от 26.06.2006, N 12106 от 26.06.2006, N 12107 от 26.06.2006, N 180 от 20.06.2006, N 18141 от 30.06.2006, N 14219 от 30.06.2006, N 26 от 09.02.2006, 15998 от 30.06.2006, N 1933 от 13.07.2006, сумма НДС по которым составила 21 810 рублей 57 копеек, и из которых счета-фактуры N 685 от 19.06.2006 (продавец ГП КБР "Республиканский полиграфкомбинат"), N 11858 от 23.06.2006, N 12105 от 26.06.2006, N 12107 от 26.06.2006 (продавец МУП "Спецавтохозяйство") на сумму 5 198 рублей 27 копеек ошибочно указаны в книге покупок и заявлены в качестве налогового вычета за июнь 2006 года.
Согласно пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации расчеты по налогу на добавленную стоимость производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных статьей 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), существенных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей 172 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Согласно пункту 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Судом первой инстанции правильно определено, что счет-фактура N 26 от 09.02.2006 (продавец ОАО "Завод высоковольтной аппаратуры") не соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации к счетам-фактурам, а именно отсутствуют сведения о лице, подписавшем счет-фактуру вместо главного бухгалтера, не указаны фамилия и инициалы лица, подписавшего счет-фактуру в качестве руководителя организации, на основании чего судом сделан правильный вывод о том, что налоговый вычет в сумме 808 рублей по данному счету- фактуры не может быть принят.
Учитывая, что товары по счетам-фактурам N 11858 от 23.06.2006, N 12105 от 26.06.2006, N 12106 от 26.06.2006, N 12107 от 26.06.2006, N 15176 от 31.05.2006 N 121384 от 31.05.2006, N 180 от 20.06.2006, N 18141 от 30.06.2006, N 14219 от 30.06.2006, N 15998 от 30.06.2006, N 1933 от 13.07.2006 приняты на учет, что отражено книге покупок и главной книге, счета-фактуры соответствуют требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, то у предприятия возникает право на налоговый вычет в пропорции, определенной в соответствии с пунктом 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку всего НДС по счетам-фактурам N 11858 от 23.06.2006, N 12105 от 26.06.2006, N 12106 от 26.06.2006, N 12107 от 26.06.2006, N 15176 от 31.05.2006, N 121384 от 31.05.2006, N 180 от 20.06.2006, N 18141 от 30.06.2006, N 14219 от 30.06.2006, N 15998 от 30.06.2006, N 1933 от 13.07.2006 составляет 15 804 рубля 30 копеек, а налогооблагаемый оборот составляет 2,5% от общего оборота, то налоговому вычету за июнь 2006 года подлежит 395 рублей (15 804 рубля 30 копеек x 2.5%).
Довод налоговой инспекции о том, что ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" неправомерно заявлен налоговый вычет в сумме 2 416 798 рублей по НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей, так как полученные в лизинг автобусы использовались обществом и для деятельности, освобожденной от НДС, а потому в силу требований подпункта 7 пункта 2 статьи 149, пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации должны учитываться в стоимости основных средств и не могут быть заявлены в качестве налогового вычета, судом первой инстанции обоснованно отклонен.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)" предмет лизинга, переданный во временное владение и пользование лизингополучателю, является собственностью лизингодателя в течение всего срока действия договора лизинга.
Статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации и названным Федеральным законом установлено, что по договору лизинга арендодатель приобретает в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставляет арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
Поскольку лизинговый платеж является оплатой предоставляемой заявителю услуги, то исходя из смысла подпункта 1 пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные заявителю и уплаченные им при приобретении услуг, подлежат вычету для целей налогообложения в порядке, предусмотренном абзацем 2 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации, заявителем предъявлен налог на добавленную стоимость в сумме 2 416 798 рублей к вычету правомерно.
Документы, подтверждающие право ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" на налоговый вычет, были представлены обществом в налоговую инспекцию, что подтверждается соответствующими реестрами (т.1 л.д.24-25, 33),
Так как подлежащая уплате ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" сумма НДС за июнь 2006 года составила 18 791 рубль, а сумма налогового вычета составила 2 417 193 рубля, то к возмещению заявителю из бюджета подлежит 2 398 402 рубля.
Таким образом, решение налоговой инспекции N 1988 в части доначисления НДС в сумме 2 417 240 рублей правомерно признано судом недействительным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции также сделал обоснованный вывод о том, что поскольку ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик" к возмещению в налоговой декларации заявлялось только 2 398 449 рублей, а фактически подлежит возмещению из бюджета 2 398 402 рубля, то сумма НДС, исчисленная к возмещению в завышенном размере составляет 46 рублей и в этой части подлежит уменьшению, а в части уменьшения НДС к возмещению в сумме 2 417 194 рубля пункт 2.2 обжалуемого решения налоговой инспекции подлежит признанию недействительным.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.11.2007 по делу N А20-4164/06.
Доводы апелляционной жалобы налоговой инспекции апелляционным судом отклоняются по вышеназванным основаниям.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 02.11.2007 по делу N А20-4164/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4164/2006
Истец: ОАО "РегионАвтоТранс-Нальчик"
Ответчик: Инспекция ФНС России по г. Нальчику
Заинтересованное лицо: НП "Межрегиональная СРО ПАУ"
Хронология рассмотрения дела:
15.06.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7740/08
18.03.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А20-4164/2006
17.09.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2118/07
23.04.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2096/2008
30.01.2008 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2118/07