г. Пермь
22 февраля 2008 г. |
Дело N А60-27054/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 февраля 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Ясиковой Е.Ю., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тухватуллиной Э.Р.
при участии:
от заявителя - ОАО "Инженерный центр энергетики Урала": Уляшов Ю.А., паспорт 6505 N 343020, доверенность от 09.01.2008г.
от заинтересованного лица - ГУ-Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования-филиал N 10: Костылева С.П., паспорт 6504 N692486, доверенность от 29.12.2007г.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица-
ГУ-Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования-филиал N 10
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 декабря 2007 года
по делу N А60-27054/2007,
принятое судьей Классен Н.М,.
по заявлению ОАО "Инженерный центр энергетики Урала"
к ГУ-Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования-филиал N 10
об оспаривании ненормативного акта,
установил:
ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 274 от 19.09.2007г., вынесенное ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ (филиал N 10) (далее-заинтересованное лицо, Фонд) в части доначисления страховых взносов в сумме 821,25 руб., взыскания штрафа в размере 164,25 руб., начисления пени в сумме 1099 руб. 86 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2007г. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал, в судебном заседании пояснил, что страховые взносы на обязательное социальное страхование должны начисляться на все выплаты, производимые работникам, за исключением тех, которые указаны в перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999г. N 765. Данный перечень носит исчерпывающий характер, выплаты, перечисленные Фондом в акте выездной проверки, не включены в этот перечень, следовательно, на них должны быть начислены страховые взносы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить в силе, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что оспариваемое решение заинтересованного лица является незаконным, ссылается на правомерность невключения в облагаемую базу денежных сумм, выплаченных работникам в виде материальной помощи, носящей разовый характер и не относящейся к заработной плате работников.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам документальной выездной проверки ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств филиалом N 10 ГУ - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ составлен акт от 29.08.2007г. N 283 Н/С, которым установлены факты неуплаты заявителем страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2005-2006 г.г.
На основании акта вынесено решение от 19.09.2007г. N 274, которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 821 рубль 25 копеек, пени в сумме 1099 руб.86 коп., наложен штраф в размере 164 рубля 25 копеек в порядке ст.19 Федерального закона от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как следует из материалов дела, в нарушение ст.20 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", п.3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. N 184, Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999г. N 765, ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" не начислены страховые взносы на суммы выплат, произведенных в 2005 -2006г.г. работникам за счет прибыли организации, таких как: премии к праздникам и юбилейным датам, ко дню Энергетика, 8 Марта, и других выплат, носящих разовых единовременный характер.
Данное обстоятельство привело, по мнению заинтересованного лица, к неполной уплате страховых взносов за 2005-2006г.г. в сумме 821 рубль 25 копеек.
По итогам проверки заявителю начислены пени в размере 1399 рублей 10 копеек за несвоевременное перечисление страховых платежей в 2006 году.
Не согласившись с решением Фонда, усматривая нарушение прав и законных интересов, общество обратилось за их защитой в суд.
Удовлетворив заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенные обществом единовременные выплаты не являются оплатой труда, в связи с чем не могут быть обложены взносами на обязательное социальное страхование.
Оценив в порядке ст.71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству и обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в течение 2005-2006г.г. заявителем на основании приказов руководителя производились выплаты своим работникам в виде подарков к юбилейным датам, в связи с профессиональным праздником ко дню Энергетика, к 8 Марта.
Указанные выплаты носили единовременный характер и были произведены за счет прибыли ОАО "Инженерный центр энергетики Урала".
Управление средствами государственного социального страхования Российской Федерации осуществляет Фонд социального страхования РФ.
Согласно ст.20 Федерального закона от 16.07.1999г.N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" базой для начисления страховых взносов в 2006 г. является начисленная оплата труда по всем основаниям (доход) застрахованных, а в соответствующих случаях - сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Следовательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат начислению только на заработную плату работников (фонд оплаты труда).
В силу п.3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000г. N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
При этом под оплатой труда в соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ понимается система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Согласно ст.144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Указанные системы могут устанавливаться также коллективным договором.
Таким образом, стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если они обладают признаками заработной платы: выплачиваются за выполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер, производятся систематически. Именно такие выплаты, производимые в пользу работников, должны включаться в расчетную базу для исчисления рассматриваемых страховых взносов. Иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе в силу п.п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999г. N 165-ФЗ.
Пунктом 4 ст. 20 данного Закона также установлено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Однако это не означает, что законодатель предоставил Правительству РФ право определять расчетную базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречило бы статье 20 Закона. Правительство РФ уполномочено определить лишь виды выплат, которые не облагаются страховыми взносами.
Названными законами о социальном страховании не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам.
Из указанных положений следует, что основанием для начисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные физическим лицом.
Предоставляемые работодателем своим работникам блага в случаях, не предусмотренных законом, только тогда включаются в базу для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования, когда с учетом обстоятельств конкретного дела такие блага могут быть расценены как вознаграждение работников в связи с выполнением им работы (служебных обязанностей).
При этом сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются данным работникам, по существу, представляют собой оплату их труда.
Законодательство РФ не ограничивает отношения между работодателем и работниками лишь исполнением последними своих трудовых обязанностей и их оплатой, не запрещает работодателю оказывать материальную помощь своим работникам в связи с затратами на лечение, тяжелым материальным положением, расходами на воспитание детей, а также производить работникам иные выплаты, не связанные с оплатой их труда.
Таким образом, учитывая, что расходы на единовременные выплаты производились заявителем не из фонда заработной платы, каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, заинтересованным лицом не представлено и в материалах дела не имеется, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что произведенные единовременные выплаты разновидностью оплаты труда не являются и выдавались без учета результатов труда конкретных работников. Соответственно, страховые взносы на обязательное социальное страхование на произведенные единовременные выплаты начислению не подлежат.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что выводы заинтересованного лица, изложенные в акте проверки и оспариваемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и являются незаконными.
В силу ст.65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Фондом не доказано, что оспариваемые выплаты (премии к праздникам и юбилейным датам, материальная помощь работникам и другие выплаты) связаны с оплатой труда работников: носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Выводы проверяющих не основаны на содержании коллективного договора, приказов, содержащих положения о премировании, стимулирующих и компенсационных выплатах и надбавках.
Доводы подателя апелляционной жалобы о том, что произведенные заявителем выплаты не включены в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999г. N 765, носящий исчерпывающий характер, подлежат отклонению. Указанный перечень выплат устанавливает исключение не из любых доходов, полученных работником, а только из выплат, исчисленных работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей. Кроме того, из материалов дела следует, что расходы на единовременные выплаты производились из фонда заработной платы и носили единовременный характер. Выплаты не являются вознаграждением за труд, не связаны с деятельностью общества, направленной на получение дохода, к компенсационным выплатам или стимулирующим выплатам не относятся, уплачиваются независимо от стажа работы в данном обществе.
По результатам проверки Фондом социального страхования на основании п.4 ст.22 Федерального закона от 24.07.1998г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", из которого следует, что днем уплаты страховых взносов считается срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц, заявителю начислены пени в размере 1099 руб.86 коп. за несвоевременное перечисление страховых платежей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Как следует из материалов дела, приказом генерального директора ОАО "Инженерный центр энергетики Урала" "О внесении изменений в п.7.5 Правил внутреннего трудового распорядка Общества" от 23.01.2006г. N 9 изменена дата выплаты заработной платы работникам предприятия. Выплата заработной платы производится 12 числа месяца, следующего за расчетным с 01.01.2006г.
Производя расчет, Фонд посчитал дату выплаты заработной платы 10 число месяца исходя из данных, представленных обществом Фонду ранее.
Учитывая, что на момент проведения проверки (13.08.2007г.) и принятия оспариваемого решения заинтересованному лицу было известно об изменении даты выплаты заработной платы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что начисление пени произведено неправомерно. Ответственность за несвоевременное извещение об изменении даты выплаты заработной платы действующим законодательством не предусмотрена, доводы подателя апелляционной жалобы о правомерном начислении пени в размере 1399 рублей 10 копеек подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, решение филиала N 10 ГУ - Свердловское региональное отделение фонда социального страхования РФ от 19.09.2007г. N274 в части доначисления страховых взносов в сумме 821,25 рублей, взыскания штрафа в размере 164,25 рублей, начисления пени в сумме 1099 руб.86 коп. является незаконным.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 декабря 2007 года по делу N А60-27054/2007 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ- Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования- филиал N10 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. Ю. Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27054/2007-С10
Истец: ОАО "Инженерный центр энергетики Урала"
Ответчик: ГУ-Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования-филиал N 10
Хронология рассмотрения дела:
22.02.2008 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-748/08