г. Томск |
Дело N 07АП-5685/08 (А67-3069/08) |
09.10.2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 07.10.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Залевской Е.А.,
судей Зенкова С.А., Солодилова А.В.
при ведении протокола судебного заседания судьей Солодиловым А.В.
с участием в заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Нагаева Александра Владимировича: Абашева О.И. - по доверенности от 29.04.2008 года,
от Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области: Тарасова И.Г. - по доверенности от 25.01.2008 года N 2,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 22.08.2008 года по делу N А67-3069/08 (судья Кузнецов А.С.) по заявлению индивидуального предпринимателя Нагаева Александра Владимировича о признании незаконным постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ
Индивидуальный предприниматель Нагаев Александр Владимирович (далее по тексту - ИП Нагаев А.В.) обратился в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании незаконным постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области (далее по тексту - Департамент) от 26.06.2008 года N 20-10 о назначении административного наказания по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) (дело N А67-3069/08).
Решением Арбитражного суда Томской области от 22.08.2008 года (далее по тексту - решение суда) заявление ИП Нагаева А.В. удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, Департамент обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанный судебный акт и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления ИП Нагаева А.В.
По мнению Департамента, суд сделал в решении выводы, несоответствующие обстоятельствам дела, неправильно применил при вынесении обжалуемого решения нормы материального права.
В обоснование жалобы указывает, что производителем отходов является любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые производят отходы. Отходы, образующиеся в офисах и торговых предприятиях, относятся к отходам потребления. При осуществлении ИП Нагаевым А.В. хозяйственной деятельности образуются отходы потребления, следовательно, на него возложена обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Подробно доводы Департамента изложены в апелляционной жалобе.
ИП Нагаевым А.В. письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердили позиции по делу.
Законность и обоснованность судебного акта Арбитражного суда Томской области проверена Седьмым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ), в полном объёме в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Как следует из материалов дела, Департаментом на основании поступившего 28.04.2008 года обращения Муниципального учреждения "Управление городского хозяйства Администрации городского округа Стрежевой" о нарушении установленного порядка вывоза отходов (лист дела 15), в соответствии с распоряжениями от 30.04.2008 года N 247, от 04.06.2008 года N 344/1 (листы дела 16, 18) проведена внеплановая проверка деятельности ИП Нагаева А.В. по вопросам соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления.
В ходе проверки выявлен факт осуществления ИП Нагаевым А.В. торгово-закупочной деятельности в помещении магазина "Галактика" по адресу: Томская область, г. Стрежевой, д. 53/1, сопровождающуюся образованием отходов производства и потребления, в отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также установленных лимитов на размещение отходов.
По результатам проверки составлен акт от 04.06.2008 года N 20-04 (лист дела 19-23).
17.06.2008 года составлен протокол об административном правонарушении N 20-09 (лист дела 28), согласно которого в действиях ИП Нагаева А.В. усмотрено правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 26.06.2008 года Департаментом принято постановление N 20-10 о назначении административного наказания, которым ИП Нагаев А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, и на него наложен административный штраф в размере 2 000 рублей (лист дела 6).
ИП Нагаев А.В. не согласился с принятым постановлением и обжаловал указанный акт в арбитражный суд.
Удовлетворяя требование ИП Нагаева А.В., суд первой инстанции исходил из недоказанности осуществления ИП Нагаевым А.В. деятельности по обращению с отходами производства и потребления.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, Седьмой арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, апелляционную жалобу - подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее по тексту - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 года N 461 в целях реализации статьи 18 Закона N 89-ФЗ утверждены Правила разработки и утверждения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции (пункт 2 Правил).
Лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом, классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории (пункт 3 Правил).
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании Методических указаний Министерства природных ресурсов РФ разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимиты на размещение конкретного вида отходов в конкретных объектах размещения отходов и представляют их на утверждение в территориальные органы Минприроды (пункт 4 Правил).
Согласно статье 28 Закона N 89-ФЗ, устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следовательно, неисполнение гражданами требований Закона N 89-ФЗ о разработке проектов нормативов образования отходов лимитов на их размещение является основанием для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в том случае, когда они осуществляют деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в результате торгово-закупочной деятельности ИП Нагаева А.В. в помещении магазина "Галактика" по ул. Строителей, 53/1 в г. Стрежевом образуются следующие виды отходов:
- отходы бумаги от канцелярской деятельности и делопроизводства (код 187 103 00 01 00 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов);
- мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный (отходы тара в виде картонных ящиков) (код 912 005 00 01 00 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов);
- отходы (мусор) от уборки помещений оптово-розничной торговли промышленными товарами (код 912 012 00 01 00 5 по Федеральному классификационному каталогу отходов). Факт уборки помещения подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования от 23.04.2008 года;
- прочие коммунальные отходы (код 990 000 00 00 00 0 по Федеральному классификационному каталогу отходов).
Факт образования отходов подтверждается актом проверки и приложенными к нему фотоматериалами, представлением Прокуратуры г. Стрежевого от 21.05.2008 года N 58-2008, письмом ООО "Транскомсервис" от 26.06.2008 года N 135, заявлением ИП Нагаева А.В. в ООО "Транскомсервис" по вопросу заключения договора на вывоз отходов от 16.05.2008 года, письмом ООО "Транскомсервис" от 09.06.2008 года N 249.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается то обстоятельство, что на момент проверки ИП Нагаев А.В. не имел проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также установленных лимитов на размещение отходов.
Отсутствие у ИП Нагаева А.В. на момент проверки проекта нормативов образования отходов, лимитов на их размещение, установленных лимитов на размещение отходов свидетельствует о несоблюдении экологических требований при обращении с отходами, что влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 8.2 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах в действиях ИП Нагаева А.В. имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Департаментом порядок привлечения предпринимателя к административной ответственности, соблюдён, процессуальных нарушений при этом не допущено.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Томской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, отказав ИП Нагаеву А.В. в удовлетворении заявления.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ апелляционная жалоба на решение суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 22.08.2008 года по делу N А67-3069/08 по заявлению индивидуального предпринимателя Нагаева Александра Владимировича о признании незаконным постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 26.06.2008 года N 20-10 о назначении административного наказания отменить.
Принять новое решение.
Индивидуальному предпринимателю Нагаеву Александру Владимировичу в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от 26.06.2008 года N 20-10 о назначении административного наказания отказать.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Залевская Е.А. |
Судьи |
Зенков С.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3069/08
Истец: Нагаев Александр Владимирович
Ответчик: Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области