Предприятие оказывает автотранспортные услуги. На его балансе имеется более 20 грузовых машин. В связи с сокращением объемов перевозок сейчас в месяц используются в работе не более 10 автомашин. Нет заказчиков, а часть машин неисправна. Должно ли предприятие перейти на ЕНВД?
В соответствии с новой редакцией подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (действующей с 1 января 2006 г.) ЕНВД может быть введен в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг.
Если в регионе (муниципальном районе, городе) в отношении услуг по перевозке введен ЕНВД, налогоплательщикам, осуществляющим данный вид деятельности, необходимо определить, подпадают ли они под требования подп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. И здесь возникают следующие вопросы.
Как следует из вышеприведенной формулировки, учитываться для целей перехода на ЕНВД должны не все транспортные средства, а только те, которые предназначены для оказания услуг по перевозке. К сожалению, в Налоговом кодексе РФ не разъяснено, каким образом транспортные средства должны быть "предназначены" для оказания таких услуг.
Можно предположить две трактовки: 1) в соответствии со своими техническими характеристиками или 2) на основании распоряжения руководителя организации (согласно которому, например, часть автомобилей используется для собственных нужд организации).
По нашему мнению, более правильной является первая трактовка. Поясним почему.
Согласно прежней редакции Налогового кодекса РФ на ЕНВД переводились налогоплательщики, "эксплуатирующие не более 20 транспортных средств". Налоговики понимали это так: ЕНВД должны применять налогоплательщики, у которых не более 20 единиц транспорта в собственности (или на праве аренды). Поэтому применение ЕНВД теми налогоплательщиками, которые владеют большим количеством транспорта, признавалось неправомерным, даже если для оказания услуг по перевозке эксплуатировалось не более 20 единиц.
Налогоплательщики с успехом выигрывали эти споры в суде (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 19.08.2005 N А82-8936/2004-28, Восточно-Сибирского округа от 01.09.2005 N А33-2098/04-С3-Ф02-3529/04-С1, Северо-Кавказского округа от 03.05.2005 N Ф08-1628/2005-690А). При этом суды указывали, что для целей применения ЕНВД важно, сколько единиц транспорта эксплуатируется при оказании услуг по перевозке, а не сколько числится на балансе.
Как нам представляется, воля законодателя, внесшего данные поправки в Налоговый кодекс РФ, состояла в том, чтобы устранить предмет спора и поддержать точку зрения налоговиков.
Рассуждая таким образом, можно сделать вывод, что круг плательщиков ЕНВД по данному виду деятельности сужен: перейти на применение ЕНВД должны будут только те налогоплательщики, которые оказывают услуги по перевозке и которым всего принадлежит не более 20 транспортных средств, определяемых согласно ст. 346.27 НК РФ (автобусов любых типов, грузовых и легковых автомобилей). То есть в ситуации, изложенной в вопросе, переходить на ЕНВД предприятию не нужно.
В расчете же вмененного дохода согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ будут участвовать только те транспортные средства, которые действительно фактически используются для оказания услуг по перевозке. То есть сданные в аренду, используемые для собственных нужд, неисправные и простаивающие транспортные средства учитываться не будут.
Если же придерживаться второй трактовки (в соответствии с которой "предназначенность" определяется распоряжением руководителя организации), то внесение поправок в Налоговый кодекс РФ видится бессмысленным. В таком случае следует понимать, что транспортных средств на балансе может быть сколько угодно, но для оказания услуг по перевозке руководитель должен выделить не более 20 единиц (т.е. это, по сути, тот же самый критерий, что и был раньше).
М. Васильева
1 апреля 2006 г.
"Малая бухгалтерия", N 2, II квартал 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16