г. Пермь
10 февраля 2009 г. |
Дело N А50П-1046/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 февраля 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Нилоговой Т.С.,
судей Осиповой С.П.,
Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Калмаковой Т.А.,
при участии:
от заявителя (Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края): Епанова А.Г., доверенность от 16.01.2009 г., удостоверение,
от заинтересованного лица (Отделение по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю): Аверкова П.И., доверенность от 12.01.2009 г., паспорт,
от третьих лиц (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств п. Пожва", Муниципальное учреждение Отдел культуры администрации Юсьвинского района): не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края
к Отделению по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю
третьи лица: Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств п. Пожва" (далее - Школа искусств, образовательное учреждение),
Муниципальное учреждение Отдел культуры администрации Юсьвинского района (далее - Отдел культуры)
о признании незаконными действий,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Пермского края постоянное судебное присутствие в г. Кудымкаре с заявлением о признании незаконными действий Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю (далее - Отделение УФК, Казначейство), выразившихся в отказе в принятии и исполнении постановления Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 31.01.2008 г. N 15.
Решением арбитражного суда от 18.11.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой, сославшись на неправильное применение судом норм материального права, просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При рассмотрении жалобы апелляционный суд установил, что суд первой инстанции, рассматривая дело по настоящему спору, не рассмотрел вопрос о привлечении к участию в деле иного лица, на чьи права и обязанности может повлиять судебный акт с учетом особенностей финансирования должника -бюджетного учреждения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2009 года решение Арбитражного суда Пермского края постоянного судебного присутствия в г. Кудымкаре отменено по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего спора по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 г. привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Муниципальное учреждение Отдел культуры администрации Юсьвинского района.
В судебном заседании при рассмотрении апелляционным судом дела по правилам первой инстанции представитель заявителя на требованиях настаивает в полном объеме. В обоснование заявленных требований ссылается на незаконность отказа Отделения УФК исполнить постановление Управления, поскольку оно является исполнительным документом и должно исполняться Казначейством.
Представитель Отделения УФК требования заявителя считает необоснованными по мотивам, изложенным в письменном отзыве от 29.01.2009 г., ссылаясь на то, что возвращая без исполнения постановление Пенсионного фонда, Казначейство действовало в соответствии с требованиями Приказа Федерального казначейства от 26.09.2007 г. N 5н, оснований для принятия данного документа для исполнения у Отделения УФК не имелось.
Третьими лицами (Отделом культуры и Школой искусств) представлены письменные пояснения, в которых указано, что образовательное учреждение является получателем бюджетных средств, обслуживается по договору бухгалтерского обслуживания централизованной бухгалтерией Отдела культуры через единый лицевой счет, открытый в Отделении УФК, а также не имеет открытых счетов в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях.
От третьих лиц поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Все лица, участвующие в деле и не явившиеся в заседание суда апелляционной инстанции, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. В силу ст.ст.156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) неявка лиц не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В судебном заседании удовлетворено ходатайство заинтересованного лица о приобщении к материалам дела перечня главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов и административных доходов бюджета Юсьвинского муниципального района на 01.01.2009 г. (перечень N 1), а также Приложения N 5 к решению Земского Собрания от 24.12.2008 г. N 93 "Ведомственная структура расходов районного бюджета на 2009 год". По ходатайству заявителя также приобщен акт судебного пристава-исполнителя от 26.05.2008 г. о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный лист возвращается взыскателю.
Как следует из материалов дела, 31.01.2008 г. на основании решения о взыскании задолженности Управлением вынесено постановление N 15 о взыскании недоимки по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии и пени с Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств п. Пожва" (л.д.9).
Указанное постановление направлено для исполнения в отдел судебных приставов по Юсьвинскому району УФССП по Пермскому краю.
В ходе исполнения судебным приставом-исполнителем установлено, что у должника отсутствуют открытые счета в учреждениях банка или иных кредитных учреждениях, а также имущество, на которое может быть обращено взыскание, в связи с чем, 26.05.2008 г. исполнительное производство окончено, исполнительный документ возвращен Пенсионному фонду (л.д.10).
02.07.2008 г. постановление о взыскании недоимки по страховым взносам и пени направлено для исполнения в Отделение УФК (л.д.11).
07.07.2008 г. данное постановление возвращено без исполнения (л.д.12). Основанием для возврата послужило то, что постановление Пенсионного фонда не входит в перечень исполнительных документов, указанный в ст.242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В письме от 07.07.2008 г. N 03-04/416 Казначейство также указало, что у должника - Школы искусств отсутствуют открытые лицевые счета в органе казначейства.
Считая незаконным отказ Отделения УФК исполнить направленное постановление, Управление обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает, что требования Пенсионного фонда подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон, Закон об обязательном пенсионном страховании) взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы в отношении юридических лиц не превышает пятьдесят тысяч рублей, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании решения указанных органов в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона.
Статья 25.1 Закона предусматривает, что решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов принимается руководителем (его заместителем) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации после истечения срока исполнения требования об их уплате.
Решение о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Принудительное исполнение решения о взыскании недоимок по страховым взносам, пеней и штрафов производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Таким образом, постановление Пенсионного органа, вынесенное на основании решения о взыскании недоимки является исполнительным документом, на основании которого производится принудительное взыскание с должника во внесудебном порядке.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.05.2007г. N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" указал, что установленная статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Федеральный закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
В этой связи положения статей 239, 242.1, 242.3 - 242.5 БК РФ, предусматривающие, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по обязательствам бюджетных учреждений производится по решению суда на основании направляемого в орган Федерального казначейства исполнительного листа, не могут рассматриваться как устанавливающие судебный порядок взыскания с бюджетных учреждений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов.
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации также указано на то, что при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда РФ, принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 25 Закона об обязательном пенсионном страховании, данное решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждениях Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ.
Из материалов дела следует, что размер задолженности не превышает пятидесяти тысяч рублей, в связи с чем, недоимка по накопительной части трудовой пенсии и пеня подлежат взысканию во внесудебном порядке. Постановление Пенсионного фонда от 31.01.2008 г. N 15 является исполнительным документом, подлежащим исполнению наравне с исполнительными документами, выданными на основании судебных актов, и с судебными приказами.
Поскольку у Школы искусств отсутствовали как имущество, на которое может быть обращено взыскание, так и счета в учреждениях Банка России или в иной кредитной организации, то, возвращенный судебным приставом-исполнителем исполнительный документ правильно направлен для исполнения в Казначейство.
Довод Управления УФК о том, что оно не могло принять на исполнение постановление Пенсионного фонда в связи с отсутствием у должника - Школы искусств открытых лицевых счетов в органе казначейства и что на основании приказа Федерального казначейства от 26.09.2007 г. N 5н данное обстоятельство является основанием для возврата исполнительного документа, подлежит отклонению в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что на момент поступления на исполнение постановления Пенсионного фонда у образовательного учреждения не имелось открытых лицевых счетов в Казначействе. Финансирование деятельности бюджетного учреждения в соответствии с его сметой доходов и расходов осуществляется через единый лицевой счет, открытый в Отделении УФК. Ведение бюджетного учета осуществляет Отдел культуры, который производит все расходные бюджетные операции за образовательное учреждение.
Отделение УФК, как орган, производящий кассовое исполнение местного бюджета, санкционирует и производит непосредственно расходные бюджетные операции образовательного учреждения на основании платежных документов Отдела культуры. Ежегодно главой муниципального района в Казначейство представляется перечень бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Юсьвинского муниципального района и бюджетов поселений, с указанием их подведомственности.
Основания для возврата исполнительных документов указаны в пунктах 3 и 3.1 статьи 242.1 БК РФ, которые не предусматривают возможность возврата исполнительного документа без его исполнения в случае отсутствия у бюджетного учреждения - должника открытых лицевых счетов в органах казначейства. Данный перечень оснований является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Органы Федерального казначейства вправе возвратить исполнительные документы только по указанным в ст.242.1 БК РФ основаниям.
Судом не может быть принята во внимание ссылка Отделения УФК на Приказ Федерального казначейства от 26.09.2007 г. N 5н "О порядке ведения учета и осуществления хранения документов органами Федерального казначейства по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений", в соответствии с которым при поступлении в орган Федерального казначейства исполнительного документа о взыскании средств бюджета по денежным обязательствам должника, не имеющего лицевого счета получателя средств для учета операций по исполнению расходов бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органе Федерального казначейства, данный исполнительный документ не подлежит регистрации в Журнале учета и регистрации исполнительных документов и в течение пяти рабочих дней направляется взыскателю заказным письмом со всеми поступившими от него документами и с сопроводительным письмом, в котором указывается на отсутствие лицевого счета должника как получателя средств бюджета в данном органе Федерального казначейства.
В силу ч.2 ст.13 АПК РФ вышеуказанный Приказ Федерального казначейства, как на нормативный правовой акт, предусматривающий в качестве дополнительного основания для возврата исполнительных документов отсутствие у должника открытого в органе казначейства лицевого счета для учета операций по исполнению расходов бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности, в соответствующей его части не подлежит применению к рассматриваемым отношениям, поскольку данный приказ необоснованно расширяет основания для возврата органами казначейства исполнительных документов. Положения п.3 ст.3, ст.ст.220.1, 242.1, 242.3-242.5 БК РФ не предусматривают возможность установления федеральными органами исполнительной власти иных оснований для возврата исполнительных документов, кроме как указанных в самом Бюджетном кодексе Российской Федерации.
Не может быть принята также ссылка Отделения УФК на п.9 ст.242.5 БК РФ, поскольку положения п.9 ст.242.5 БК РФ регулируют вопросы исполнения исполнительного документа о взыскании средств с субсидиарного ответчика.
В рассматриваемой ситуации оснований для применения п.9 ст.242.5 БК РФ не имеется, т.к. к субсидиарной ответственности никто не привлекался. Оснований для взыскания задолженности по страховым взносам с Отдела культуры у Пенсионного фонда не имелось, поскольку в качестве страхователя у него числится Школа искусств. Кроме того, страховые взносы имеют персонифицированный характер и их уплата является публичным обязательством Школы искусств.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее. То обстоятельство, что Федеральное казначейство в своих нормативных правовых актах не предусмотрело порядок работы своих территориальных органов с исполнительными документами в отношении должников - бюджетных учреждений, которые финансируются за счет средств бюджета, имеют собственные сметы доходов и расходов, в отношении которых производятся расходные бюджетные операции, но которые не имеют собственных открытых лицевых счетов в органах казначейства, не может являться законным основанием для отказа в исполнении исполнительных документов, принятых в установленном законом порядке.
Отделение УФК, осведомленное о наличии бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств местного бюджета и не имеющих открытых лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства, и санкционирующее осуществление расходных бюджетных операций с учетом бюджетной подведомственности таких учреждений, имело возможность принять постановление Пенсионного фонда о взыскании недоимки по страховым взносам к его исполнению, а также принять меры, направленные непосредственно на исполнение данного постановления, поскольку располагает не только ведомственной структурой расходов районного бюджета на соответствующий финансовый год, но и перечнями распорядителей средств районного бюджета и бюджетных учреждений с указанием их подведомственности.
Таким образом, суд апелляционной инстанции признает незаконными действия Отделения УФК, выразившиеся в отказе в принятии исполнительного документа - постановления Управления Пенсионного фонда от 31.01.2008 г. N 13 и его возврате без исполнения.
Учитывая изложенное, требования заявителя подлежат удовлетворению.
В связи с вступление в силу Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" госпошлина по заявлению и по апелляционной жалобе взысканию с ответчика, как государственного органа, в доход федерального бюджета не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201, 266, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать незаконными действия Отделения по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю, выразившиеся в отказе в принятии исполнительного документа - постановления Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Юсьвинском районе Пермского края от 31.01.2008 г. N 15 о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов и его возвращении взыскателю без исполнения, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации.
Обязать Отделение по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа Управления Федерального казначейства по Пермскому краю устранить нарушенные права и интересы заявителя.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через постоянное судебное присутствие в г.Кудымкаре Арбитражного суда Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий |
Т.С. Нилогова |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50П-1046/2008
Истец: УПФ РФ в Юсьвинском районе Пермского края
Ответчик: Отделение по Юсьвинскому району Коми-Пермяцкого округа УФК по Пермскому краю
Третье лицо: МУ Отдел культуры Администрации Юсьвинского района, МО ДОД "Детская школа искусств"