Предприниматель осуществляет розничную торговлю из павильона площадью 15 кв. м и платит ЕНВД исходя из показателя "торговая площадь". В журнале "Малая бухгалтерия" была опубликована информация о том, что если магазин или павильон не имеет площади проходов для покупателей, то это говорит об отсутствии торгового зала (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.04.2005 N Ф04-2038/2005 (10319-А03-15)). Что такое "проходы для покупателей"? Если в павильоне нет коммуникаций и административно-бытовых помещений, то можно ли поспорить с ИФНС и платить ЕНВД исходя из показателя "торговое место"?
Показатель "площадь торгового зала" применяется для целей расчета ЕНВД только в случае осуществления торговли через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). В иных случаях, т. е. если объект стационарной торговой сети не имеет торгового зала либо если торговля ведется через нестационарную торговую сеть, применению подлежит показатель "торговое место".
Согласно определениям ст. 346.27 НК РФ есть всего два вида объектов стационарной торговой сети, в которых могут быть торговые залы: магазин и павильон.
Магазином торговую точку предпринимателя признать нельзя уже потому, что магазин непременно должен иметь административно-бытовые помещения (ст. 346.27 НК РФ).
Павильоном для целей расчета ЕНВД считается строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест (ст. 346.27 НК РФ). Кроме того, павильон как объект стационарной торговой сети должен быть прочно связан фундаментом с земельным участком и подсоединен к инженерным коммуникациям.
Таким образом, если упомянутое в вопросе отсутствие "коммуникаций" подразумевает, что павильон вообще не подсоединен ни к каким инженерным коммуникациям (вода, свет, газ), то такой объект следует однозначно относить к нестационарной торговой сети и считать ЕНВД исходя из показателя "торговое место".
Если же все-таки павильон предпринимателя можно отнести к стационарным объектам, то вопрос о применяемом показателе решается в зависимости от наличия торгового зала. Налоговый кодекс РФ не содержит определения этого понятия, поэтому при рассмотрении споров суды часто обращаются к положениям Госстандарта РФ "Торговля. Термины и определения" ГОСТ Р 51303-99.
Согласно данному ГОСТу торговый зал магазина - это специально оборудованная основная часть торгового помещения магазина, предназначенная для обслуживания покупателей. А площадь торгового зала включает:
- установочную площадь магазина (площадь, занятую оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей);
- площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин;
- площадь рабочих мест обслуживающего персонала;
- площадь проходов для покупателей.
Из данных норм следует, что торговый зал - это комплексное помещение, которое включает в себя как непосредственно площади, на которых размещены товары, так и иные площади, на которых находятся рабочие места продавцов, расположены ККМ, и пустые места, ничем не занятые, которые представляют собой места для прохода покупателей к разным отделам, прилавкам и т.д.
Большинство судебных споров в практике ФАС, в которых в качестве аргумента в пользу отсутствия торгового зала фигурирует "отсутствие площади проходов для покупателей", касаются использования налогоплательщиком части площади стационарного объекта торговой сети. То есть фактически споры идут о том, можно признать объект магазином или нет.
В таких случаях возможны ситуации, когда арендованная "вмененщиком" площадь не образует "внутреннего" торгового зала, т. е. в нее нельзя зайти покупателям. Эта площадь отгорожена прилавками, витринами или каким-то иным образом, но внутри ее находится только продавец. Покупатели могут подойти к прилавку, но место такого подхода (прохода) не входит в состав арендованной площади, оно общее для нескольких торговых точек в объекте торговой сети.
С павильоном же ситуация иная. Павильоном признается отдельное строение (и правоустанавливающие документы оформляются целиком на строение). Поэтому если покупатели имеют возможность зайти внутрь, то, на наш взгляд, это говорит о наличии площади "проходов для покупателей" и соответственно о наличии торгового зала (т.е. места, где обслуживают покупателей). Если же зайти внутрь нельзя и покупателей обслуживают снаружи (через окно), то торгового зала нет, и применению подлежит показатель "торговое место".
М. Васильева
1 января 2006 г.
"Малая бухгалтерия", N 1, I квартал 2006 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16