г. Томск |
Дело N 07АП-731/11 |
18 апреля 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 апреля 2011 года
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей Бородулиной И.И., Журавлевой В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яцкевич О.Г.
при участии: без участия
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы
Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (г.Москва), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 13 декабря 2010 года по делу N А27-11825/2010 (судья Марченкова С.Н.)
по заявлению открытого акционерного общества "Прокопьевский Хладокомбинат" (ОГРН 1024201881153, ИНН 4223007092)
к Федеральной службе государственной регистрации, картографии и кадастра (г.Москва), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области; Федеральному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" (г.Москва); Федеральному государственному учреждению "Земельная кадастровая палата" (г.Кемерово)
третье лицо: Коллегия Администрации Кемеровской области
о признании незаконными действий
УСТАНОВИЛ
Открытое акционерное общество "Прокопьевский Хладокомбинат" (далее - ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недостоверным результата государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101010:30 площадью 26425,84 кв.м., проведенной ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" по заказу и под контролем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области в сумме 51241553,56 руб. и в виде удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в сумме 1939,07 руб. за кв.м.; о признании недействительным пункта 7 решения Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, оформленного актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости N 2 от 24.11.2008 г. о соответствии отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007г. N 39, в части определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101010:30 в сумме 51241553,56 руб. и удельного показателя его кадастровой стоимости в сумме 1939,07 руб. за кв. м.; о признании незаконными, не соответствующими статьям 66 Земельного Кодекса РФ, Правилам проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года N 316, Методическим указаниям по государственной оценке земель населенных пунктов, утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 года N 39, Административному регламенту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N215, действия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, г.Москва, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области, выразившиеся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка к кадастровым номером 42:32:0101010:30 площадью 26425,84 кв.м. в сумме 51231553,56 руб. и удельном показателе его кадастровой стоимости в сумме 1939,07 руб. за кв. м.; обязании Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области (Управление Росреестра по Кемеровской области) исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости в сумме 51241553,56 руб. и удельном показателе кадастровой стоимости в сумме 1939,07 руб. за кв.м. земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101010:30 площадью 26425,84 кв.м., занимаемого ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат", почтовый адрес относительного ориентира: г. Прокопьевск, ул. Мельничная, д.5.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13 декабря 2010 года требования ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" удовлетворены в заявленном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Росреестр (г.Москва), Росреестр по Кемеровской области подали совместную апелляционную жалобу, в которой просят состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" требований по основаниям неправильного применения судом норм материального права; несоответствием выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела; результат государственной кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101010:30 определен на основании удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 1939, 07 руб. за кв.м., утвержденного нормативным правовым актом - Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 520; акт проверки от 24.11.2008г. N 2 сам по себе не нарушает прав и законных интересов заявителя и не возлагает на него никаких обязанностей; предварительная оценка отчета Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не могла отразиться на размере кадастровой стоимости земельного участка заявителя.
ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - ФГУП "ФКЦ "Земля") также подана апелляционная жалоба на состоявшийся судебный акт, который просит отменить, мотивируя доводы тем, что правовые последствия кадастровой оценки земель для собственников и владельцев земельных участков связаны с ее результатами, а не с процедурой оценки, результаты же государственной кадастровой оценки земель не могут быть оспорены вне рамок акта органа исполнительной власти, утвердившего результаты государственной кадастровой оценки; отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007г. прошел проверку на соответствие Методическим рекомендациям N 39.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2011г. апелляционные жалобы приняты к совместному рассмотрению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, назначенном на 10.03.2011г. по заявлению Общества объявлялся перерыв до 17.03.2011г.
После перерыва лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные, заявитель через представителя, принимавшего участие в суде апелляционной инстанции 10.03.2011г., заинтересованные лица, третье лицо факсимильной связью, явку своих представителей не обеспечили.
В представленном 17.03.2011г. отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав на правомерность применения судом первой инстанции нормативно-правовых актов, имеющих большую юридическую силу, чем нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с заменой судьи состава суда, определением суда от 17.03.2011г. судебное разбирательство отложено на 14.04.2011г., после отложения лица, участвующие в деле надлежащим образом извещенные о времени и судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Учитывая, наличие уведомлений лиц, участвующих в деле в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ о времени и месте судебного разбирательства, ФГУП "ФКЦ "Земля" в представленном 11.04.2011г. ходатайстве, просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, суд апелляционной инстанции в порядке ч.1 ст.266, ч.3, ч.5 ст.156 АПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В силу ст.18 АПК РФ после замены судьи состава суда, рассмотрение дела 14.04.2011г. начато сначала.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, поступивших отзывов на нее, суд находит апелляционные жалобы подлежащими удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" является собственником земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101010:30 площадью 26425,84 кв.м, расположенного по адресу: г. Прокопьевск, ул. Мельничная, 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 25.12.2008 г., регистрационная запись 42-42-07/066/2008-309).
Исходя из сведений кадастрового паспорта от 16.03.2009г. N 4200/001/09-55042, кадастровая стоимость земельного участка составляет 51 431 819, 62 руб., удельный показатель - 1946, 27 руб.
В соответствии с отчетом ООО "Симплекс" от 16.07.2010г. N 10-258/1 З рыночная стоимость земельного участка составляет 5 840 000 руб. (дата оценки 01.01.2009г.).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 42:32:0101010:30 многократно превышает рыночную стоимость, определенную независимым оценщиком ООО "Симплекс", а действиями Управления Роснедвижимости по Кемеровской области, Роснедвижимости, выразившимися в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка и удельном показателе кадастровой стоимости, чем нарушены его права и обязанности по уплате земельного налога, нормы закона, а также, считая недостоверными результаты государственной кадастровой оценки, ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" обратился в арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд пришел к выводу об определении кадастровой стоимости земельного участка не в соответствии с действующим законодательством; при этом, сослался на то, что формальное соблюдение административной процедуры предварительной оценки отчета, не свидетельствует о возможности утверждения кадастровой стоимости земельного участка, при отсутствии определения состава факторов стоимости, сбора сведений о значении соответствующих факторов, сбора достоверной и достаточной рыночной информации; не представления заинтересованными лицами доказательств, свидетельствующих о соблюдении указанного в п.п. 1.2.1-1.2.10 Методических указаний порядка построения статистической модели, а равно подтверждающих проверку Управлением Роснедвижимости отчета, при проведении предварительной проверки на соответствие его условиям технического задания, осуществления выбора источников информации, порядка сбора рыночной информации, использования рыночной информации с учетом приведения значений факторов стоимости, наличие в отчете первоисточников рыночной информации с указанием на конкретные исходные данные.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности , незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
При этом статья 390 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяющая налоговую базу по земельному налогу как кадастровую стоимость земельного участка, содержит отсылку к порядку определения кадастровой стоимости в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, согласно пунктам 1 и 9 которых на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы возложены функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель, результаты которой вносятся в государственный кадастр.
Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007г. N 215 (далее Административный регламент) предусматривает, что исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр (пункты 8, 9, 10, 11).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости представляют результаты государственной кадастровой оценки для утверждения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил проведения государственной оценки земель установлено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с пунктом 13 Правил проведения государственной оценки земель при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
При этом порядок определения значения удельного показателя кадастровой стоимости предусмотрен разделом 2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, разработанных Минэкономразвития Российской Федерации и утвержденных Приказом от 15.02.2007 года N 39 (далее по тексту - Методические указания) во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной оценки земель и осуществляется на основе построения статистических моделей.
Исходя из анализа пунктов 1.3., 1.4. , 2.2.1, 2.2.2, 2.2.5 Методических указаний, предусматривающих критерии расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель в составе земель населенных пунктов, сведений о факторах и их значении для группировки земельных участков на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа рыночной информации земельных участков в разрезе факторов стоимости, суд апелляционной инстанции, приходит к выводу, что ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" фактически оспаривает результаты отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области, подготовленном ФГУП "ФКЦ "Земля" (исполнитель) во исполнение заключенного Государственного контракта N 140 от 29.06.2007г. с Управлением Роснедвижимости (заказчик).
В силу статьи 12 Федерального Закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В абзаце 4 пункта 1 Информационного Письма от 30.05.2005г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска, возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.09.2010 N 7309/10 под утвержденными результатами должны пониматься те показатели, которые непосредственно указаны в обнародованном акте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а не исходные первичные показатели, применявшиеся для расчета включенных в такой акт итоговых цифр.
Поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области; средние уровни кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам) утверждены Постановлениями Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008г. N 519 "Об утверждении средних уровней кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам)", N 520 "О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области" вопрос о достоверности результатов кадастровой оценки указанного земельного участка может быть рассмотрен только в рамах дела об оспаривании данного постановления.
Между тем, данные нормативные акты в судебном порядке не обжаловались.
Расчет кадастровой стоимости земельных участков с девятым видом разрешенного использования, составленный ФГУП "ФКЦ "Земля" на основании заключенного с Управлением Роснедвижимости Государственного контракта от 29.06.2007 N 140, дополнительных соглашений N 1 от 31.11.2007г., N 2 от 30.05.2008г. , N 3 от 20.11.2008г., был проведен при непосредственном контроле Управления Роснедвижимости по Кемеровской области в соответствии с протоколом предварительной проверки от 11.11.2008.
Соответствие отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации Методическим рекомендациям в установленном порядке было проверено Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости согласно акту проверки N 2 от 24.11.2008.
При разрешении спора арбитражным судом не установлено, что в данном случае не была построена статистически значимая модель для последующего расчета рыночной стоимости; выбор факторов стоимости для построения моделей по каждой сформированной группе отражен в соответствующих приложениях к отчету (статистический отчет о рыночной информации в сформированных группах; приведены факторы стоимости земельных участков, выбранные для построения моделей, перечень моделей, отобранных для расчета кадастровой стоимости земельных участков вида разрешенного использования; сбор сведений о значениях факторов стоимости (Таблицы 1,2, 3,5 6 Приложение N 7 к Отчету), в результате проведенного отбора, построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости; данные доводы, приведенные Управлением Росреестра по Кемеровской области, заявителем не опровергнуты; судом не мотивированы основания непринятия построенной ФГУП ФКЦ "Земля" модели.
Кроме того, в расчете кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов заложены допустимые критерии качества рыночной информации и пороговые значения всех статистических показателей, при несоответствии которым расчет кадастровой стоимости не осуществляется; результат расчета кадастровой стоимости земельного участка заявителя приведен в Таблице 27 Приложения 7.
В связи с чем, Управление Росреестра исполнило функции по контролю за выполнением работ, связанных с определением кадастровой стоимости земельных участков, предоставлению результатов оценки на проверку в Федеральную службу Росреестра, внесению утвержденных сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведения о кадастровой стоимости земельного участка) в государственный кадастр недвижимости.
В силу указанного, действия по внесению в государственный реестр сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка соответствуют законодательству, регулирующему правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Выводы суда первой инстанций о незаконности действий по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка нельзя признать правильными, поскольку данные выводы сделаны без учета проведения государственной кадастровой оценки земельного
участка с кадастровым номером 42:32:010010:30 с последующим ее утверждением органом исполнительной власти.
Доказательств того, что предварительная оценка отчета проведена с нарушением установленного порядка и повлияла на утвержденный удельный показатель кадастровой стоимости спорного земельного участка, заявителем не представлено.
Отчет независимого оценщика ООО "Симплекс" N 10-258/1 З от 16.07.2010г. не может быть принят в качестве такого доказательства, поскольку оценка проведена в иной период времени, кроме того, предметом проверки сама примененная методика (факторы, сбор информации, ее источники, способы построения статистической модели), примененные ФГУП "ФКЦ "Земля" и независимым оценщиком ООО "Симплекс", не являлась, в связи с чем, невозможно, безусловно утверждать о правомерности произведенной независимым оценщиком оценки, что выходит за рамки заявленных требований.
Поскольку оспариваемые действия органа кадастрового учета соответствуют требованиям законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной кадастровой оценки земель, совершены в рамках предоставленных полномочий; результат государственной кадастровой оценки нормативно закреплен, Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области в указанной части являются действующими, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о недостоверности результата государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" и необоснованно признал незаконными действия этого органа по формированию в государственном реестре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости этого участка согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Требование ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" в части исключения из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка не соответствует избранному способу защиты нарушенного права, так как действия Управления Росреестра по формированию в государственном кадастре недвижимости данных о кадастровой стоимости земельного участка соответствуют положениям законодательства, регулирующего правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель, не нарушают прав и интересов ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат", заявленные требования о признании их незаконными и обязании исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости подлежат отклонению на основании части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат" требований.
Решение арбитражного суда Кемеровской области от 13.12.2010 подлежит отмене, как основанное на выводах, несоответствующих обстоятельствам дела.
Судебные расходы по апелляционной инстанции по правилам ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на ОАО "Прокопьевский Хладокомбинат".
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 декабря 2010 года по делу N А27-11825/2010 отменить, принять новое решение.
Отказать в удовлетворении заявленных требований открытому акционерному обществу "Прокопьевский Хладокомбинат".
Взыскать с открытого акционерного общества "Прокопьевский Хладокомбинат" в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Федеральный кадастровый центр "Земля" в возмещении понесенных судебных расходов 1000 рублей.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Федеральный кадастровый центр "Земля" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размер 1000 рублей по платежному поручению N 85 от 18.01.2011г.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-20051/2008-4-606
Истец: ОАО "Нижегородский завод "Октябрь"
Ответчик: ООО "Мидия"
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-179/09