Базы данных об абонентах операторов связи
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"
Статья 53. Базы данных об абонентах операторов связи
1. В статье 53 Закона о связи определен перечень сведений, включаемых в базы данных об абонентах - физических и юридических лицах, а также установлен общий правовой режим использования этих сведений. Содержащийся в п. 1 ст. 53 перечень сведений об абонентах не является закрытым. К таким сведениям могут быть отнесены и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование.
Статья закрепляет единый правовой режим конфиденциальности в отношении сведений об абонентах-гражданах и абонентах - юридических лицах. Это информация ограниченного доступа и распространения. Различия касаются лишь условий использования операторами связи указанных сведений для осуществления информационно-справочного обслуживания.
В статье 53 установлены ограничения для оператора связи при использовании информации об абонентах-гражданах, что соответствует Конституции РФ и иным федеральным законам, уже определившим особый правовой режим сведений об абонентах-гражданах. Так, согласно ст. 2 Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (далее - Закон об информации) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, являются персональными данными. Перечни персональных данных и их правовой режим закрепляются на уровне различных федеральных законов (например, ст. 84 Налогового кодекса РФ, ст. 387 Таможенного кодекса РФ, гл. 14 Трудового кодекса РФ, ст. 85.1 Воздушного кодекса РФ, ст. 12 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", ст. 20 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ "О лотереях" и др.). При этом персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации (ст. 11 Закона об информации, Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (в ред. от 23 сентября 2005 г.).
Указанные положения вытекают из Конституции РФ, провозгласившей в ст. 23 право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а в ст. 24 запретившей сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия*(1).
Базы данных об абонентах могут передаваться операторами связи друг другу в целях осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий. Такая возможность основана на требованиях законодательства по обеспечению информационных условий присоединения сетей электросвязи. В то же время в соответствии с п. 41 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2005 г. N 161, в договоры о присоединении должно включаться требование о необходимости соблюдения конфиденциальности передаваемой информации.
2. Сведения, указанные в п. 2 ст. 53 Федерального закона о связи (в частности, наименование (фирменное наименование) абонента - юридического лица, указанные им абонентские номера и адреса установки оконченного оборудования), операторы связи вправе использовать без согласия юридических лиц и предпринимателей при создании баз данных об этих абонентах для осуществления бесплатного информационно-справочного обслуживания. Что касается абонентов-граждан, то Закон предусматривает их обязательное согласие (в письменной форме) на включение всех сведений о них в данные для информационно-справочного обслуживания.
В отношении сведений об абонентах - юридических лицах следует руководствоваться положениями ст. 6 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации), перечисляющей сведения, которые могут быть свободно использованы, в том числе и для подготовки информационных баз данных. В указанной статье предусмотрено, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением некоторых сведений: о паспортных данных и других персональных данных физических лиц, которые могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, установленных Правительством РФ. При этом в Федеральном законе о государственной регистрации под физическими лицами понимаются граждане-предприниматели, а режим открытости информации распространяется и на них.
Соответственно, получать письменное согласие абонентов - юридических лиц и абонентов предпринимателей - физических лиц для включения сведений о них в данные для информационного обслуживания не следует, т.к. в соответствии со ст. 6 Федерального закона о государственной регистрации юридических лиц на получение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях их согласия не требуется. При этом необходимо соблюдать ограничения в предоставлении таких сведений, которые определены абз. 2 п. 1 ст. 6 указанного Федерального закона.
При заключении договоров об оказании услуг телефонной связи с физическими и юридическими лицами целесообразно предусматривать в них условия о включении сведений об абонентах в данные для информационного обслуживания, об использовании таких сведений для оказания справочных и иных информационных услуг, о предоставлении сведений об абонентах третьим лицам.
В некоторых случаях согласование использования сведений об абонентах носит обязательный характер. Например, в соответствии с Правилами оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 г. N 310 в договоре, заключаемом в письменной форме, в обязательном порядке должно содержаться согласие (отказ) абонента-гражданина на использование сведений о нем при информационно-справочном обслуживании.
Таким образом, включаться в систему информационно-справочного обслуживания без согласия абонентов могут только те данные о них, для которых в соответствии с п. 2 ст. 53 комментируемого Закона, а также Федеральным законом о государственной регистрации установлено исключение из режима конфиденциальности. Все остальные данные об абонентах могут включаться в систему информационного и иного справочного обслуживания с согласия абонентов, которое выводит такие данные из режима конфиденциальности, предусмотренного п. 1 ст. 53 Федерального закона о связи.
Следует отметить, что нормы, изложенные в абз. 3 и 4 п. 2 ст. 53 Закона о связи не являются идентичными, т.к. в абз. 3 установлено, что оператором связи или третьими лицами (уже располагающими такими сведениями) не могут быть использованы сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме для включения в данные информационно-справочного обслуживания, а в абз. 4 установлен запрет на предоставление (передачу) информации третьим лицам об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме. При этом абз. 4 содержит исключение из общего правила в виде отсылочной нормы к другим федеральным законам, допускающим предоставление третьим лицам сведений об абонентах-гражданах без их согласия и определяющим случаи, порядок и условия такого доступа.
Один из таких случаев, предусмотренных ст. 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД), связан с деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, когда у них возникает право проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе наводить справки. К ним, в частности, относятся наличие возбужденного уголовного дела, ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках противоправных действий, о лицах, без вести пропавших, об обнаружении неопознанных трупов, поручение следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Исполняя требования ст. 7 Закона об ОРД, операторы связи должны соблюдать общее правило о необходимости наличия судебного решения для доступа к личной тайне, семейной тайне физического лица - абонента, установленного в ст. 11 Закона об информации. Согласно абз. 3 ст. 8 Закона об ОРД проведение оперативно-розыскных мероприятий без судебного решения возможно только при условии, что такие мероприятия не ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической связи. Содержание понятия указанной тайны раскрыто в Определении Конституционного Суда РФ от 2 октября 2003 г. N 345-О.
Соответственно, для проведения без согласия гражданина иных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе для наведения справок об абонентах в объеме, не подпадающем под условия абз. 3 ст. 8 Закона об ОРД, т.е. для выяснения фамилии, имени, отчества, места жительства и паспортных данных (без сведений о соединениях и трафике), наличия судебного решения не требуется. Указанная информация может быть представлена оператором связи органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, по письменному запросу с указанием основания, предусмотренного в ст. 7 Закона об ОРД, для получения такой справки*(2).
При анализе абз. 4 п. 2 ст. 53 Закона о связи возникает вопрос: требуется ли и в какой форме согласие абонентов-граждан на передачу сведений о них, необходимых для оказания услуг внутризоновой, междугородной и международной связи, операторам, оказывающим соответствующие услуги?
В целях оказания услуг внутризоновой, междугородной и международной связи оператор местной связи вынужден передавать соответствующим операторам связи сведения об абонентах и оказываемых им услугах связи, которые становятся известными местному оператору связи в силу исполнения договора об оказании услуг телефонной связи (абз. 1 п. 1 ст. 53 Закона о связи). Без передачи таких сведений выполнение договоров на оказание услуг телефонной связи становится практически невозможным. Например, без передачи данных о фамилии, имени, отчестве, адресе, абонентском номере абонента-гражданина становится невозможным направление счетов операторами за услуги междугородной и международной связи и взыскание задолженности по таким счетам. С учетом этого в п. 26.1 Правил присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия предусмотрена обязанность операторов взаимодействующих сетей связи взаимно передавать на возмездной основе базу данных об абонентах (абонентах-гражданах, давших свое согласие в письменной форме на предоставление сведений о них, и абонентах - юридических лицах), содержащую информацию, необходимую операторам связи для осуществления расчетов за услуги связи и рассмотрения претензий.
Для предотвращения возможных конфликтов между операторами связи и абонентами в п. 53 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи включено требование о том, что в договоре оказания услуг местной телефонной связи должно содержаться согласие (отказ) абонента на доступ к услугам внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и одновременно на предоставление сведений о нем другим операторам связи для оказания таких услуг.
В случае отсутствия в договоре указанных положений следует исходить из того, что согласие абонента-гражданина на передачу сведений о себе всем операторам, участвующим в оказании ему услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной связи, выражено посредством заключения абонентом договора об оказании услуг телефонной связи с оператором местной связи. При наличии такого договора не требуется какого-либо дополнительного согласия со стороны абонента-гражданина на передачу сведений о себе операторам, участвующим в оказании услуг внутризоновой, междугородной и международной связи. В то же время согласие абонента необходимо, если указанные сведения будут передаваться другим операторам связи, не задействованным в оказании услуг связи данному абоненту, т.е. операторам, с которыми не заключены договоры присоединения, предусматривающие оказание услуг внутризоновой, междугородной и международной связи абонентам. Такие операторы связи не находятся в прямых или косвенных договорных отношениях с абонентами связи и, соответственно, попадают в категорию третьих лиц, на передачу сведений которым требуется письменное согласие абонентов.
В.А. Вайпан,
управляющий партнер Консалтинговой группы "Юстицинформ",
руководитель Сектора научных договорных работ Юридического
факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журналов
"Право и экономика" и "Вестник Арбитражного суда города
Москвы", ответственный секретарь Собрания действующего
законодательства г.Москвы, кандидат юридических наук,
адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, специалист
по гражданскому законодательству, сделкам
по купле-продаже бизнеса
"Право и экономика", N 9, сентябрь 2006 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подр.: Вайпан В.А. Тайна связи // Право и экономика. 2006. N 8. С. 43-47.
*(2) См. подр.: Вайпан В.А. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Базы данных об абонентах операторов связи
Автор
В.А. Вайпан - управляющий партнер Консалтинговой группы "Юстицинформ", руководитель Сектора научных договорных работ Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, главный редактор журналов "Право и экономика" и "Вестник Арбитражного суда города Москвы", ответственный секретарь Собрания действующего законодательства г. Москвы, кандидат юридических наук, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы, специалист по гражданскому законодательству, сделкам по купле-продаже бизнеса.
Осуществлял руководство, выполнение и координацию крупных юридических проектов, прежде всего в сфере связи и транспорта. В качестве эксперта или руководителя экспертных групп участвовал в подготовке правовых заключений по вопросам хозяйственной деятельности и текущем консультировании российских и зарубежных компаний различных форм собственности. Координировал подготовку ряда федеральных законопроектов и иных нормативных правовых актов. Участвовал во многих сложных арбитражных делах.
Автор (соавтор) более 60 публикаций (статей, книг, иных материалов по правовой тематике).
"Право и экономика", 2006, N 9