г. Пермь |
|
7 мая 2009 г. |
Дело N А71-1889/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 мая 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Мещеряковой Т.И., Нилоговой Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя (Администрация Муниципального образования "Зюзинское") - представитель не явился;
от ответчика (Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике) - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 марта 2009 года
по делу N А71-1889/2009,
принятое судьей Е.А. Бушуевой
по заявлению Администрации Муниципального образования "Зюзинское"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
В Арбитражный суд Удмуртской Республики обратилась Администрация Муниципального образования "Зюзинское" (далее - Администрация, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела Государственного пожарного надзора Шарканского района Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике (далее - Управление, ответчик) от 14.02.2009г. N 41-09 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда от 18.03.2009г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, по мнению ответчика, вина Администрации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, полностью доказана материалами дела.
Заявитель представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, считает, что не виновен в совершении вменяемого административного правонарушения, решение суда первой инстанции оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает и просит оставить его без изменения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, во исполнение распоряжения от 11.01.2008г. N 10 должностным лицом органа пожарного надзора в период с 20.01.2009г. по 03.02.2009г. проведено плановое мероприятие по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности на территории Муниципального образования "Зюзинское". По результатам проверки составлен акт соблюдения требований пожарной безопасности от 03.02.2009г. N 10 (л.д. 42, 45).
На основании данных проверки, по фактам нарушения установленных правилами требований пожарной безопасности, 03.02.2009г. в отношении Администрации МО "Зюзинское" составлен протокол N 41-12 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 8).
По результатам рассмотрения материалов дела, постановлением административного органа N 41-09 от 04.02.2009г., Администрация привлечена к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ с наложением взыскания в виде штрафа в размере 10 000 руб. (л.д. 6).
Не согласившись с указанным постановлением, Администрация обратилась с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности оспариваемого постановления в связи с недоказанностью наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Как видно из материалов дела, в ходе проведения проверки должностным лицом противопожарного органа установлены факты нарушений требований ст.ст. 2, 4, 11.1, 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", п.п. 3, 11, 31, 94, 95, 106, 108, 114 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313), Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03) (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315), Строительных норм и правил "СНиП 2.04.02-84*. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123), п. 2.1.21 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), ПЭЭП-2003 на территории, в зданиях и сооружениях МО "Зюзинское".
Указанные нарушения выразились в следующем:
не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение с установкой пожарных гидрантов или установка пожарных резервуаров с интервалом не более 200м. по с. Зюзино;
не обеспечено наружное противопожарное водоснабжение с установкой пожарных кранов, или установка пожарных резервуаров с интервалом не более 200м. по д. Сильшур, д. Байкей, д. Ягвайдур;
водонапорные башни не оборудованы устройствами для отбора воды пожарной техникой, подъездами с твердым покрытием: д. Суроны, д. Байкей (2шт.), д. Сильшур (2 шт.), д. Дырдашур, д. Ягвайдур, с. Зюзино (4 шт.);
на имеющихся естественных водоемах не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;
во всех населенных пунктах с.Зюзино, д.Бегенвыль, д.Дырдашур, д.Байкей, д.Суроны, д.Ягвайдур, д.Усково, д.Богданово, д.Петухи, д.Гордымово, д.Сильшур отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения населения о пожаре;
населенные пункты с.Зюзино, д.Бегенвыль, д.Дырдашур, д.Байкей, д.Суроны, д.Ягвайдур, д.Усково, д.Богданово, д.Петухи, д.Гордымово, д.Сильшур не обеспечены переносной пожарной мотопомпой;
не создаются условия для организации добровольной пожарной охраны, в соответствии с требованиями приказа МВД от 02.04.2001 N 390, а также муниципальной пожарной охраны в соответствии с требованиями ст.ст. 4, 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности";
помещения Администрации МО "Зюзинское" не оборудованы пожарной сигнализацией. Соединение электропроводки выполнено в скрутку;
не проведены замеры сопротивления изоляции электропроводки и заземляющих устройств.
Наличие фактов нарушений требований пожарной безопасности подтверждается актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 03.02.2009г. N 10, протоколом об административном правонарушении N 41-12 от 03.02.2009г., письменными объяснениями законного представителя МО "Зюзинское" и заявителем в суде не отрицается.
Таким образом, событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является доказанным.
На основании ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ст. 19 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В силу пункта 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) (утв. Приказом МЧС Российской Федерации от 18.06.2003 N 313) собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Пунктом 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 06.10.2003г. установлено, что к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Таким образом, Администрация является лицом, в обязанности которого входит обеспечение пожарной безопасности в границах Муниципального образования "Зюзинское", на нее может быть возложена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По делу об административном правонарушении в обязательном порядке подлежит выяснению виновность лица в совершении административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).
Частью 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В настоящем случае в ходе производства по административному делу виновность Администрации в совершении вменяемого административного правонарушения, как это предусмотрено ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ, не установлена.
Как следует из оспариваемого постановления, административный орган исходил из того, что Администрация виновна в совершении правонарушения только на том основании, что ей не были своевременно устранены нарушения требований пожарной безопасности. Вопрос о наличии у заявителя реальной возможности для соблюдения правил пожарной безопасности не исследовался, между тем без установления данного обстоятельства лицо не может быть признано виновным в совершении правонарушения. Доказательств того, что у заявителя имелась возможность соблюдения требований Правил (в том числе финансовая), но им для этого не были приняты все зависящие от него меры, материалы дела не содержат.
Кроме того, как правильно установлено судом первой инстанции из материалов дела, Администрацией принимались меры для соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе: был разработан План мероприятий по ГО, ЧС и ПБ на 2008 г.; утвержден и разработан План мероприятий по противопожарной подготовке объектов и населенных пунктов МО "Зюзинское" к весенне-летнему периоду 2008 года; проведен сход жителей с. Зюзино, на котором обсуждался, в том числе, вопрос пожарной безопасности (протокол от 22.05.2008г.); разработана и утверждена Целевая программа "Пожарная безопасность на 2009-2012 годы" по МО "Зюзинское", в которой предусмотрены расходы на финансирование пожарной безопасности и т.д.
Ответчиком указанные обстоятельства в ходе производства по делу об административном правонарушении также не исследовались, соответствующая оценка принятых Администрацией мер в оспариваемом постановлении не дана.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности наличия в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения, является правильным, соответствующим материалам дела и действующему законодательству.
Доводы, приведенные Управлением в апелляционной жалобе о том, что вина Администрации в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является доказанной, судом апелляционной инстанции отклоняются по вышеизложенным основаниям.
При этом сама по себе ссылка в апелляционной жалобе на недостаточность и неэффективность принятых Администрацией мер, а также на то, что для устранения части нарушений не требуется значительных материальных затрат, не может являться доказательством вины лица, привлеченного к административной ответственности. Как правильно отмечено судом первой инстанции установление и конкретизация противоправных и виновных действий либо бездействия на стадии обжалования постановления о привлечении к административной ответственности, является недопустимым, поскольку это противоречит всем принципам административного законодательства. Вопросы, связанные с установлением данных, сбором доказательств, на основании которых устанавливаются событие и виновность лица, привлекаемого к ответственности, должны быть разрешены административным органом до вынесения постановления, что обусловлено требованиями ст.ст. 1.5, 1.6, 2.1, 4.1-4.3, 24.1, 26.1-26.3, 28.2, 29.10 КоАП РФ. Событие (объективная сторона) и вина (субъективная сторона) должны быть ясно сформулированы и описаны.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 марта 2009 года по делу N А71-1889/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Х. Риб |
Судьи |
Т.С. Нилогова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1889/2009-А25
Истец: Администрация Муниципального образования "Зюзинское"
Ответчик: ГУ МЧС РФ по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
07.05.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2865/09