г. Пермь
02 марта 2009 г. |
Дело N А71-11262/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Гуляковой Г.Н., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Якимовой Е.В.,
при участии:
от заявителя ГУП УР "Удмуртавтодор": не явились,
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 7 по Удмуртской Республике: Валиуллина А.Т. по доверенности от 11.01.2009,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда.
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ГУП УР "Удмуртавтодор"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 декабря 2008 года
по делу N А71-11262/2008,
принятое судьей Зориной Н.Г.,
по заявлению ГУП УР "Удмуртавтодор"
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Удмуртской Республике
о признании незаконными действий налогового органа,
установил:
Государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Удмуртавтодор" (далее - заявитель, ГУП УР "Удмуртавтодор") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 7 по Удмуртской Республике (далее - инспекция, налоговый орган), направленных на продолжение взыскания обязательных платежей по постановлению N 19 от 21.01.2005.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.
Не согласившись с судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с тем, что данное решение принято с нарушением процессуальных норм, основано на неправильном толковании норм права. Свою позицию заявитель основывает на положениях п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", из которой, по его мнению, следует, что взыскание задолженности, срок исполнения которой наступил на дату введения наблюдения, не может быть взыскана в ином порядке, чем в рамках дела о банкротстве и в том случае, если процедура банкротства истца прекращена в связи с погашением требований всех кредиторов. Является ошибочным вывод суда первой инстанции о правомерности исполнительных действий в связи с тем, что сумма по оспариваемому постановлению не была взыскана с заявителя, так как определением суда от 29.08.2007 по делу N А71-121/2005 не была включена в реестр кредиторов. В нарушение положений ст. 16 АПК РФ данные обстоятельства не приняты судом во внимание во внимание при рассмотрении дела.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором полагает решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель инспекции доводы отзыва поддержал. Пояснил, что требование о включении задолженности по требованиям, указанным в постановлении N 19 от 25.01.2005 года, не заявлялось, и не было включено в реестр требований кредиторов.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, представителя в судебное заседание не направил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговый орган на основании решения о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика N 24 от 21.01.2005 принято постановление о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика N 19 от 21.01.2005 (далее - постановление N 19), согласно которому с налогоплательщика подлежит взысканию задолженность по обязательным платежам в бюджет в сумме 9283725 рублей.
Данное постановление направлено в службу судебных приставов для исполнения.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16.11.2005 по делу N А71-121/2005 в отношении ГУП УР "Удмуртавтодор" введена процедура наблюдения сроком до 11.05.2006, в результате чего исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям с ГУП УР "Удмуртавтодор" приостановлено.
Определением от 29.08.2007 по делу N А71-121/2005 ФНС России отказано во включении в реестр кредиторов должника задолженности по требованиям N 2841 от 09.09.2004 N 2165 от 27.04.2005, N 322 от 03.02.2005, N 13326 от 29.10.2004, N 18 от 15.05.2003, N 1119 от 05.11.2003, N 1239 от 12.05.2004, N 255 от 29.04.2003, N 1084 от 04.11.2003 в связи с отсутствием доказательств выставления инкассовых поручений в банк. Требования о включении в реестр требований кредиторов задолженности по требованиям, вошедшим в постановление N 19, уполномоченным органом не заявлялись.
Письмом от 20.05.2008 налоговый орган уточнил размер задолженности, взыскиваемой по постановлению N 19 в связи с частичной оплатой. Сумма задолженности составила 5 983 547,01 рублей.
09.06.2008 заявитель обратился в налоговый орган с письмом об отзыве постановления N 19 в части суммы 1 455 416,24 рубля.
17.06.2008 определением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-121/2005 производство по делу о банкротстве ГУП УР "Удмуртавтодор" прекращено, действие моратория на удовлетворение требований кредиторов ГУП УР "Удмуртавтодор" отменено.
В порядке п. 2 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") определение суда от 17.06.2008 направлено главному судебному приставу по месту нахождения должника и его филиалов и представительств, на основании которого службой судебных приставов - исполнителей возобновлено исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям ГУП УР "Удмуртавтодор".
Полагая, что действия налогового органа, направленные на продолжение взыскания задолженности по постановлению N 19 противоречат положениям п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу, что действия по взысканию суммы задолженности были совершены налоговым органом путем направления в службу судебных приставов постановления N 19 от 21.01.2005, после этого никаких действий по взысканию не совершал, в связи с чем заявителем пропущен срок для оспаривания действий налогового органа. Кроме того, после окончания процедуры банкротства в отношении заявителя действия налогового органа не могут рассматриваться на предмет соответствия положениям п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Указанные выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела и правильном применении норм материального права.
На основании п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно абз. 2, 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 и 48 НК РФ, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 и 48 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
Отсутствие денежных средств на счетах налогоплательщика явилось основанием для взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.
21.01.2005 налоговым органом вынесено постановление N 19 о взыскании налога и пени за счет имущества налогоплательщика, которое направлено в службе судебных приставов для исполнения.
Ни требования, ни решение о взыскании за счет денежных средств, ни постановление N 19 от 21.01.2005 в установленном порядке налогоплательщиком не оспорены, и не признаны недействительными.
С момента возбуждения в отношении предприятия исполнительного производства 03.02.2005 на основании постановления N 19 от 21.01.2005 все дальнейшие действия по взысканию совершались службой судебных приставов.
Таким образом, действия и решения по взысканию задолженности в бесспорном порядке совершены налоговым органом в 2004 году и в январе 2005 года, однако заявитель, зная об их совершении, в пределах срока, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, эти действия и решения не оспорил.
После прекращения процедуры банкротства каких-либо действий, направленных на взыскание задолженности по постановлению N 19 от 21.01.2005 года, налоговый орган уже не совершал.
Направление в службу судебных приставов письма от20.05.2008 об уточнении суммы задолженности, взыскиваемой по постановлению N 19 от 21.01.2005, не является действием по продолжению взыскания задолженности, поскольку исполнительное производство возобновлено судебным приставом после прекращения в отношении должника процедуры банкротства. Данное уточнение взыскиваемой суммы произведено во исполнение обязанности, возложенной на налоговый орган Методическими рекомендациями по организации взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, утвержденного совместным Приказом Министерства юстиции РФ и МНС РФ от 13.11.2003 N 289/БГ-3-29/619, и направлено на защиту интересов должника в исполнительном производстве.
Довод заявителя о том, что продолжение взыскания по постановлению N 16 от 25.11.2004 нарушает п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" отклоняется в силу следующего.
На основании вышеназванной нормы, с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия:
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная пунктом 4 статьи 134 настоящего Федерального закона очередность удовлетворения требований кредиторов.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-121/2005 от 17.06.2008 года производство по делу о банкротстве в отношении предприятия прекращено, действие моратория на удовлетворение требований кредиторов отменено, возобновлено исполнение исполнительных документов в отношении должника. Таким образом, в настоящее время нет оснований рассматривать соответствие действий налогового органа требованиям Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Кроме того, законодательство не устанавливает обязанности отзывать исполнительные документы в период введения в отношении должника наблюдения, исполнение по ним лишь приостанавливается, в связи с чем нарушений п. 1 ст. 63 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" налоговым органом не допущено.
Довод заявителя в том, что в связи с определением от 29.08.2007, принятом арбитражным судом по делу о банкротстве N А71-121/2005, постановление N 19 инспекции не подлежит принудительному исполнению, отклоняется апелляционным судом, поскольку из содержания данного определения следует, что требования о включении в реестр требований кредиторов требований, вошедших в постановление N 19, не заявлялись.
Между тем, постановление N 19 принято инспекцией в порядке ст. 46, 47 Кодекса, предусмотренном для бесспорного взыскания задолженности. Данное постановление в соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.07.1997 N119-ФЗ "Об исполнительном производстве" является исполнительным документом. Аналогичная позиция изложена также в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2007 N 8421/2007.
Выводов о том, что постановление N 19 принято незаконно, с нарушением требований ст. 46, 47 Кодекса в определении суда от 29.08.2007 не содержится.
При таких обстоятельствах, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела является правомерность действий налогового органа по взысканию задолженности в бесспорном порядке, выводы, изложенные в определении от 29.08.2008, не могут быть признаны апелляционным судом в соответствии со ст. 69 АПК РФ имеющими преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом результатов судебного разбирательства, в соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате госпошлины по апелляционной жалобе, следует отнести на ее заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской республики от 19.12.2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Г.Н.Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-11262/2008-А19
Истец: ГУП УР "Удмуртавтодор"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 7 по Удмуртской Республике
Хронология рассмотрения дела:
02.03.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-882/09