г. Чита |
|
19 февраля 2009 г. |
Дело N А19-5537/08 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,
судей Борголовой Г.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Вторушиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2008 года по делу N А19-5537/08 по заявлению Ангаро-Байкальского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, выразившегося в непередаче Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества - четвертого этажа административного здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 "Б", и теплохода "Туман" 1987 года постройки проекта 376-4, с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области,
(суд первой инстанции: Колосов В.И.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Кремер Е.В., по доверенности 23.01.2009г.,
от ответчика: не было,
от третьего лица: не было,
Заявитель - Ангаро-Байкальское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области, выразившегося в непередаче Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества - четвертого этажа административного здания, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 "Б", и теплохода "Туман" 1987 года постройки проекта 376-4.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области.
Решением от 14 июля 2008 года Арбитражного суда Иркутской области заявленные требований удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, выразившееся в непередаче Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества - четвертого этажа административного здания 2003 года постройки площадью 218,7 кв.м., расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 "Б", теплохода "Туман" 1987 года постройки проекта 376-4, как противоречащее Указу Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", Распоряжению Правительства РФ от 19 января 2008 года N 34-р, Приказу Госкомрыболовства Российской Федерации и Россельхознадзора от 14 марта 2008 года N 38/232 "О передаче имущества и бюджетных ассигнований на его содержание от территориальных управлений Россельхознадзора территориальным органам Госкомрыболовства России, необходимых для осуществления функций по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания". Суд обязал Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу включить названное имущество в перечень передаваемого Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества.
Управление по ветеринарному и фитосанитарному надзору обратилось в Арбитражный суд с апелляционной жалобой.
Определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2008 года апелляционная жалоба возвращена Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области на основании пункта 5 части 1 статьи 263 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в виду не устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления жалобы без движения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2008 года определение Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2008 года отменено, дело направлено в суд для решения вопроса о принятии апелляционной жалобы.
Определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 23 января 2009 года апелляционная жалоба принята к производству.
В апелляционной жалобе и в дополнении к ней Управление ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, указывая, в частности, что оно принято на непроверенных доказательствах, судом допущено нарушение норм материального и процессуального права.
Ангаро-Байкальское территориальное управление Госкомрыболовства РФ не является надлежащей стороной по делу, поскольку на момент рассмотрения дела Указом Президента РФ "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 года N 724 Государственный комитет по рыболовству РФ преобразован в Федеральное агентство по рыболовству. Суд, вопреки требованиям ст. 48 АПК РФ, не разрешил вопрос о процессуальном правопреемстве.
Правом на обращение в арбитражный суд ст.198 АПК РФ наделила граждан и юридических лиц в том случае, когда бездействие не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако согласно Положению об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Госкомрыболовства РФ этот орган наделён только надзорными и контрольными функциями в установленной сфере деятельности.
Ответчик также не является надлежащей стороной по делу.
Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2008 года N 34-р передачу необходимого Госкомрыболовству РФ имущества обязан осуществить Россельхознадзор, то есть Федеральная служба. Порядок передачи имущества Распоряжением не определен, не установлен и конкретный объем подлежащего передаче имущества.
Порядок передачи имущества, его объем, порядок разрешения разногласий установили Федеральная служба Россельхознадзора, Госкомрыболовство РФ и Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
Управление Россельхознадзора по Иркутской области находится в финансовом и административном подчинении Федеральной службы Россельхознадзора и обязано выполнять ее законные требования.
Для реализации Указа Президента РФ от 24.09.2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" и упомянутого Распоряжения Правительства РФ Россельхознадзор приказом от 25.01.2008 года N 13 обязал руководителей территориальных Управлений провести инвентаризацию передаваемого имущества, согласовать его перечень с Россельхознадзором. Фактическая передача имущества приказом возложена на заместителя Руководителя Федеральной службы Россельхознадзора.
26.02.2008 года Управление направило в Россельхознадзор для согласования перечень предполагаемого для передачи имущества. 04.03.2008 года этот перечень согласован. 31.03.2008 года руководителю территориального Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом направлен согласованный Федеральной службой перечень.
Таким образом, на Управление Россельхознадзора были возложены только технические функции по организации процесса передачи. Управление своевременно и в полном объеме выполнило возложенные на него обязанности.
Вывод суда о бездействии Управления не основан на фактических обстоятельствах. Суд не дал оценки приказу Федеральной службы Россельхознадзора от 25.01.2008 года N 13, возложил на Управление Россельхознадзора, обязав его включить в перечень передаваемого имущества спорные объекты, несвойственные ему функции.
Суд, вопреки требованиям ст. 200 АПК РФ, не установил полномочия Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу в сфере распоряжения имуществом, не истребовал документального подтверждения и не дал правовой оценки нарушенным интересам заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Располагая достаточным объемом доказательств о функциональных обязанностях по передаче имущества Федеральной службы Россельхознадзора и Управления Россельхознадзора по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, суд не воспользовался своим правом привлечь в качестве третьего лица Федеральную службу Россельхознадзора. Фактически принято решение в отношении органа, который не принимал участия в деле.
Более того, суд обязал ответчика внести в перечень передаваемого имущества объекты, которые ему не принадлежат.
Суд обязал Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу включить в перечень передаваемого Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества четвертый этаж административного здания 2003 года постройки площадью 218,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б, теплоход "Туман" 1987 года постройки проекта 376-4. Фактически на праве оперативного управления ответчику принадлежит:
- четвертый этаж здания по указанному адресу, но только 2002 года постройки, площадью 222,8 кв.м.;
- теплоход "Туман" 1976 года постройки, проект Р-376У, идентификационный номер ВС-02-169.
Кроме того, суд обязал ответчика передать спорное имущество несуществующему органу.
В заседание апелляционного суда заявитель апелляционной жалобы, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя не направил, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель Ангаро-Байкальского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству в заседании апелляционного суда доводы заявленной апелляционной жалобы оспорил по мотивам, изложенным в отзыве. В частности, управление указывает, что согласно приказу Россельхознадзора РФ "О передаче имущества территориальным органам Госкомрыболовства России" от 25 января 2008 года N 13, которым территориальные управления обязаны в установленном порядке провести инвентаризацию имущества, полученного от Федерального агентства по рыболовству и его территориальных органов на основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2004 года N 754 и высвобождаемого в связи с передачей Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству функций Россельхознадзора в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, и его согласование, Управление Россельхознадзора по Иркутской области провело инвентаризацию и 26 февраля 2008 года направило в Россельхознадзор РФ перечень передаваемого имущества, согласованный 04 марта 2008 года за NФСГК-4/1911, умышленно не включив в опись четвертый этаж административного здания расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291Б, и теплоход "Туман".
Перечень имущества (основные средства), передаваемого от Управления Россельхознадзора по Иркутской области Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, был рассмотрен и подписан с протоколом разногласий 14.04.2008 года.
Вывод суда о бездействии Управления Россельхознадзора основан на фактическом обстоятельстве (невключении в инвентаризационный перечень спорного имущества и невыполнении ведомственного приказа "О передаче имущества территориальным органам Госкомрыболовства России" от 25 января 2008 года N 13 и совместного приказа от 14 марта 2008 года N38/232).
Утверждение Управления Россельхознадзора по Иркутской области о том, что спорное имущество передано несуществующему органу и то, что Ангаро-Байкальское территориальное управление Госкомрыболовства не является надлежащей стороной по делу, противоречит Указу Президента Российской Федерации от 24.09.2007 года N 1274 "Вопросы структуры органов исполнительной власти", Приказу Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 13.02.2008 года N 112 "Об утверждении положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству", Указу Президента Российской Федерации от 12.05.2008 года N 724 "Вопросы системы и структуры Федеральных органов исполнительной власти", Указу Президента Российской Федерации от 30.05.2008 года N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству", Постановлению Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 года N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству", Приказу Федерального агентства по рыболовству от 07.07.2008 года N 19 "О деятельности территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству в период реорганизации", пункту 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Госкомрыболовство России было не упразднено, а преобразовано в Федеральное агентство по рыболовству, соответственно, и территориальные органы Госкомрыболовства России должны быть преобразованы в территориальные органы Федерального агентства по рыболовству, о чем и говориться в приказе от 07 июля 2008 года N 19. Следовательно, до завершения процедуры реорганизации территориальные органы Госкомрыболовства России осуществляли возложенные на них функции в полном объеме и действовали на законном основании (процедура завершена только по Приказу Федерального агентства по рыболовству от 24.12.2008 года N 468 "Об утверждении положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству"). Данный вопрос рассматривался как в апелляционной, так и кассационной инстанциях (Постановление апелляционной инстанции от 11 ноября 2008 года по делу NА 10-2709/08 04 АП-3318/2008, кассационной - от 19.01.2009 года), дано соответствующее толкование.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы УФАС уведомлено надлежащим образом, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ, в отсутствие представителей Управления и третьего лица - Управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области.
На основании ст.48 АПК РФ апелляционный суд производит замену Ангаро-Байкальского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству на Ангаро-Байкальское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы участвующих в деле лиц, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 года N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" Федеральное агентство по рыболовству преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству с передачей ему функций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, изучения, сохранения, воспроизводства и использования водных биологических ресурсов, а также функций Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания.
Распоряжением Правительства РФ от 19 января 2008 года N 34-р Россельхознадзору предписано осуществить в установленном порядке передачу Госкомрыболовству России имущества, необходимого для обеспечения выполнения им функций по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также бюджетных ассигнований на его содержание.
Приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 25.01.2008 года N 13 "О передаче имущества территориальным органам Госкомрыболовства России" руководителям территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору приказано обеспечить:
- в установленном порядке инвентаризацию имущества, полученного на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2004 года N 754 и высвобождаемого в связи с передачей Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству функций Россельхознадзора в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания;
- представление в Россельхознадзор на согласование перечней имущества, подлежащего передаче территориальным органам Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, по форме согласно Приложению;
- осуществление в установленном порядке передачи территориальным органам Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества, относящегося к федеральной собственности, по перечню, согласованному Россельхознадзором.
Приказом Госкомрыболовства и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 14.03.2008 года N 38/232 руководителям территориальных управлений Россельхознадзора, территориальных управлений Госкомрыболовства России приказано при подготовке перечня имущества, подлежащего передаче территориальным управлениям Госкомрыболовства России от территориальных управлений Россельхознадзора, включать имущество, принятое территориальными управлениями Россельхознадзора от Росрыболовства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2004 года N 754 в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также в целях эффективного осуществления Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору возложенных на нее задач Правительство Российской Федерации постановило Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации осуществить в установленном порядке инвентаризацию имущества, высвобождаемого в связи с прекращением полномочий федеральных государственных учреждений в части осуществления контрольных и надзорных функций; Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации обеспечить закрепление в установленном порядке за территориальными органами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору имущество, высвобождаемое в связи с ликвидацией федеральных государственных учреждений, указанных в Приложении N 1 к настоящему Постановлению, а также в связи с прекращением полномочий федеральных государственных учреждений в части осуществления контрольных и надзорных функций согласно Приложению N 3 к настоящему Постановлению.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 03 февраля 2006 года N 024-р прекращено право оперативного управления ФГУ "Байкалрыбвод" на неиспользуемое имущество, которому предписано передать, а Управлению Россельхознадзора по Иркутской области принять федеральное имущество по передаточному акту, в том числе административное здание 2003 года постройки площадью 218,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 "Б", теплоход "Туман" 1987 года постройки проекта 376-4.
Таким образом, спорное имущество как полученное на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2004 года N 754 и высвобождаемое в связи с передачей Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству функций Россельхознадзора в сфере контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, подлежало передаче заявителю в соответствии с перечнем, составляемым по итогам инвентаризации.
Вместе с тем в перечень, подписанный с протоколом разногласий 14.04.2008 года, спорное имущество не было включено, в связи с чем суд первой инстанции, обоснованно усмотрев в оспариваемом бездействии ответчика несоответствие его закону и иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя, правомерно признал его незаконным, а также обязал Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу включить названное имущество в перечень передаваемого Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству имущества.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, передача спорного имущества носит экономический характер. Заявитель обратился в арбитражный суд в защиту своих интересов как лица, уполномоченного собственником владеть спорным имуществом на праве оперативного управления и уполномоченного на выполнение определенных надзорных функций, для выполнения которых и необходимо спорное имущество, поэтому довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у заявителя по делу права на обращение с иском в суд подлежит отклонению.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что ему на праве оперативного управления принадлежит имущество с другими идентификационными признаками, апелляционным судом рассмотрен и признан подлежащим отклонению, поскольку состав спорного имущества, его идентификационные признаки определены распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 03 февраля 2006 года N 024-р, не обжалованным в установленном порядке.
Кроме того, как следует из дополнительно представленных апелляционному суду документов, спорный теплоход передан заявителю 03.09.2008 года.
05.02.2009 года Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области направило заявителю для подписания перечень имущества, в который включено административное помещение по адресу: г. Иркутск, ул. Байкальская, 291 Б, и акты приема-передачи.
Довод Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области о том, что суд обязал передать спорное имущество несуществующему органу, подлежит отклонению как необоснованный.
Из дополнительно представленных апелляционному суду документов следует, что Положение об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству утверждено последним 24.12.2008 года, то есть после принятия судом первой инстанции обжалуемого решения, следовательно, суд правомерно обязал передать спорное имущество Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.
С учетом изложенного суд апелляционный инстанции полагает, что при принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства по делу и верно применил нормы материального права.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2008 года по делу N А19-5537/08, арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статей 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июля 2008 года по делу N А19-5537/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Данное постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.О. Лешукова |
Судьи |
Г.В. Борголова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5537/08
Истец: Ангаро-Байкальское территориальное управление Государственного комитета РФ по рыболовству
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и УОБАО
Третье лицо: ТУ ФАУГИ по Иркутской области