г. Владимир |
|
11 августа 2008 г. |
Дело N А11-2836/2007-К2-22/209 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2008.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.08.2008.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бугровой С.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Вязниковский район" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2008 по делу N А11-2836/2007-К2-22/209, принятое судьей Кузьминой Т.К. по заявлению индивидуального предпринимателя Лабутина Владимира Ивановича о признании недействительными в части распоряжения главы округа Вязники от 20.10.2004 N 1097-р и постановления главы администрации муниципального образования "Вязниковский район" от 09.04.2007 N 325,
при участии в судебном заседании представителей:
муниципального образования "Вязниковский район"- Лисина Л.Н. по доверенности от 24.09.2007 3 31 сроком действия 3 года, Крайнов Н.А. по доверенности от 25.07.2008 N 21 сроком действия 3 года;
индивидуальный предприниматель Лабутин В.И.- лично на основании паспорта гражданина Российской Федерации , свидетельства от 12.10.2006.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Лабутин Владимир Иванович (далее - Предприниматель, Лабутин В.И.) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным пункта 4 распоряжения главы округа Вязники от 20.10.2004 N 1097-р в части разрешенного использования земельного участка площадью 3660 кв. метров по адресу: г. Вязники, ул. Железнодорожная, 9 "А" с кадастровым номером 33:21:020109:0012; а также о признании недействительным подпункта 1.1 пункта 1 постановления главы муниципального образования "Вязниковский район" (далее - администрация Вязниковского района) от 09.04.2007 N 325 в части разрешенного использования земельного участка площадью 2863 кв. метра по этому же адресу.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2008 требования Лабутина В.И. удовлетворены и вышеуказанные ненормативные правовые акты в оспариваемых частях признаны недействительными.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация муниципального образования "Вязниковский район" обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указано на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представители заявителя апелляционной жалобы поддержали ее доводы, настаивая на отмене решения суда первой инстанции.
Индивидуальный предприниматель Лабутин В.И. указал на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность принятого судебного акта, правильность применения судом норм процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления, если такой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Установлено по делу, что Лабутин В.И. на основании проведенного коммерческого конкурса, по договору купли-продажи от 18.08.2000 приобрел в собственность имущественный комплекс - транспортно-экспедиционное предприятие, расположенный по адресу: Владимирская область, г.Вязники, ул.Железнодорожная, 9а.
17.09.2001 Предприниматель зарегистрировал свое право собственности на транспортно-экспедиционное предприятие, нежилое строение помещения грузчиков (проходной) площадью 10,4 квадратного метра и нежилое строение грузовой автостанции общей площадью 500,8 кв.метра, расположенные по адресу: город Вязники, улица Железнодорожная, 9а, что подтверждается представленными в материалы дела документами -свидетельствами о регистрации права от 17.09.2001 серии 33 АА N 076477, серии 33 АА N 076478, 33 АА N 076479.
Постановлением главы округа Вязники от 19.11.2001 N 66 Лабутину В.И. предоставлен в аренду сроком на один год земельный участок площадью 7504 кв.метра (кадастровый номер 33:21:020109:002), расположенный по вышеуказанному адресу с разрешенным видом использования - "под промышленное предприятие" (пункт 2). Вместе с тем, договор аренды между сторонами не заключался.
Предприниматель обратился в орган местного самоуправления с заявлением о разделе земельного участка на две части и постановлением главы округа Вязники от 14.12.2001 N 184 признан утратившим силу пункт 2 постановления главы округа Вязники от 19.11.2001 N 66. Лабутину В.И. предоставлены в аренду сроком на один год земельные участки площадью 3783 кв.метра (кадастровый номер 33:21:020109:0003) и площадью 3720 кв.метров (кадастровый номер 33:210109:0004) с разрешенным видом использования "под промышленное предприятие". Однако договор аренды земельного участка площадью 3783 кв.метра между сторонами заключался.
Предприниматель продал объект недвижимости, расположенный на земельном участке площадью 3720 кв.метров, и право на указанный земельный участок перешло к новому собственнику объекта недвижимости.
25.12.2001 Лабутин В.И. обратился в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 3783 кв.метра для эксплуатации нежилых строений с разрешенным использованием "под промышленным предприятием". Обращение Предпринимателя осталось не разрешенным по существу.
В связи с проведением работ по расширению автодороги "Москва - Нижний Новгород" границы и площадь земельного участка площадью 3783 кв.метров с кадастровым номером 33:21:020109:0003 были изменены.
Распоряжением главы округа Вязники от 20.10.2004 N 1079-р часть земельного участка (124 кв.метра) присоединена к земельному участку с кадастровым номером 33:21:020109:0008 (автодорога). Из оставшейся части площадью 3660 квадратных метров сформирован участок, которому присвоен кадастровый номер 33:21:020109:0012. Разрешенное использование образованного участка изменено - "под общественную застройку".
Постановлением главы муниципального образования "Вязниковский район" от 09.04.2007 N 325 утвержден проект территориального землеустройства по разделу упомянутого земельного участка площадью 3660 кв.метров, в результате которого образованы два участка площадью 2863 кв.метра с разрешенным использованием земельного участка "под общественную застройку" и 797 квадратных метров с разрешенным использованием "под объекты общего пользования".
Предприниматель посчитал, что пункт 4 распоряжения главы округа Вязники от 20.10.2004 N 1097-р и подпункт 1.1 пункта 1 постановления главы муниципального образования "Вязниковский район" от 09.04.2007 N 325 противоречат закону в части установления разрешенного использования земельных участков площадью 3660 и 2863 кв. метра "под общественную застройку" и нарушают его право на использование объектов недвижимости с целью промышленного производства, а также на приобретение в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность земельного участка, расположенного под принадлежащими ему на праве собственности объектами недвижимости, поскольку изменение разрешенного использования участка повлекло увеличение его выкупной цены.
Суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы муниципального образования "Вязниковский район" и отмены решения Арбитражного суда Владимирской области с учетом следующего.
В силу части 1 статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан недействительным при одновременном наличии двух условий: данный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушает права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8).
Из материалов дела следует , что переход права собственности на недвижимое имущество к индивидуальному предпринимателю Лабутину В.И. произошел до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 37 Земельного кодекса РСФСР при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом собственнику выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
В силу пункта 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Согласно приведенным нормативным положениям и статье 7 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при переходе права собственности на недвижимость до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации к новому собственнику вне зависимости от субъектного состава также переходит от прежнего землепользователя право постоянного (бессрочного) пользования в отношении земельного участка, на котором расположено соответствующее недвижимое имущество, и который необходим для его дальнейшей эксплуатации.
Лабутин В.И. стал собственником имущественного комплекса, следовательно, в отношении земельного участка, на котором расположен этот объект, к нему перешло и право бессрочного (постоянного) пользования, имевшееся у прежнего землепользователя с разрешенным видом использования "под промышленное предприятие".
Согласно условиям договора купли-продажи от 18.08.2000 Предприниматель обязан в течение пяти лет с момента государственной регистрации сохранить профиль деятельности предприятия. Обратного в судебном заседании не установлено.
Утверждение Предпринимателя о том, что Вязниковское муниципальное унитарное транспортно-эксплуатационное предприятие не ликвидировано и не исключено из Единого государственного реестра юридических лиц администрацией муниципального образования "Вязниковский район" не опровергнуто.
Кроме того, Предприниматель представил доказательства, что по юридическому адресу: г. Вязники, ул. Железнодорожная, д. 9а с 05.03.2002 органом местного самоуправления зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "Промтехкомплект", сведения о котором внесены 09.10.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 8 по Владимирской области в Единый государственный реестр юридических лиц (номер записи 2063338023010).
Из оспариваемого распоряжения главы округа Вязники от 20.10.2004 N 1097-р следует, что спорный земельный участок относится к землям поселений.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых распоряжений) земли поселений используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно частям 2 и 6 статьи 30, статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (2004 года) , статьям 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации (1998 года) правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, включают в себя градостроительные регламенты, в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (2004 года) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительном кодексе Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний. До принятия в установленном данным Кодексом порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. В случае, если до введения в действие Кодекса один вид разрешенного использования был изменен на другой вид такого использования, решение об изменении одного вида разрешенного использования на другой принимается без проведения публичных слушаний.
Из приведенных норм права следует, что виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах применительно к каждой территориальной зоне и могут быть изменены в соответствии с этими регламентами.
В том случае, если на земельный участок действие градостроительных регламентов не распространяется или градостроительные регламенты не приняты, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (пункт 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Закон Владимирской области от 13.06.2001 N 39-ОЗ "Об изменении разрешенного использования земельных участков на территории Владимирской области" регулирует правовые отношения, возникающие при изменении разрешенного использования земельных участков (впредь до принятия соответствующего федерального закона), ранее предоставленных (приобретенных) гражданами и юридическими лицами.
Пунктом 2 статьи 1 Закона Владимирской области от 13.06.2001 N 39-ОЗ "Об изменении разрешенного использования земельных участков на территории Владимирской области" установлено, что разрешенное использование земельного участка - установленный законом порядок, условия эксплуатации (использования) земельного участка для конкретной цели, определяемой на основе градостроительной и землеустроительной документации в пределах определенной категории (целевого назначения) земель, а статьей 2 установлен порядок изменения разрешенного использования земельных участков.
В абзаце 2 преамбулы Закона Владимирской области указано, что действие этого Закона не распространяется на земли, в отношении которых в установленном законодательством порядке проведено зонирование территории.
Согласно справке от 04.05.2008 N 200/01-04, представленной Управлением строительства и архитектуры администрации муниципального образования "Вязниковский район", правила землепользования и застройки в отношении территории города Вязники не разработаны, градостроительные регламенты не установлены, зонирование территории не проведено. В связи с этим разрешенное использование земельного участка площадью 3660 кв.метров с кадастровым номером 33:21:020109:0012 могло быть изменено только в порядке, предусмотренном названным выше Законом Владимирской области.
Статья 4 Закона Владимирской области от 13.06.2001 N 39-ОЗ "Об изменении разрешенного использования земельных участков на территории Владимирской области" предусматривает заявительный порядок изменения разрешенного использования земельного участка.
Юридические лица и граждане, заинтересованные в изменении разрешенного использования земельного участка, обращаются с мотивированным ходатайством в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления, который в месячный срок обязан рассмотреть и дать заявителю письменный ответ о возможности или невозможности изменения разрешенного использования земельного участка.
Индивидуальный предприниматель Лабутин В.И. не обращался с таким заявлением в орган местного самоуправления, иные правовые основания для изменения разрешенного использования спорного земельного участка отсутствовали.
Ссылка администрации муниципального образования "Вязниковский район" на Указ Президента РФ от 27.06.1998 N 727 "О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования" и постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1420 "Об утверждении правил установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования" как на основание изменения разрешенного использования спорного земельного участка, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку данные нормативные акты не содержат норм, регламентирующих иной порядок определения и изменения разрешенного использования земельных участков, расположенных в придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего пользования.
Более того, в силу статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.06.1998 N 727 запреты, установленные названными нормативными правовыми актами относительно строительства капитальных сооружений, не распространяются на находившиеся в эксплуатации на момент принятия данного нормативного правового акта упомянутые здания и сооружения.
Принимая во внимание все вышеизложенное в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что ненормативные правовые акты в оспариваемых частях приняты уполномоченным органом, однако не соответствуют земельному, градостроительному законодательству и нарушают права и законные интересы индивидуального предпринимателя Лабутина В.И. в сфере предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Владимирской области законно и обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования. Таким образом, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения суда первой инстанции отсутствуют. Арбитражный суд Владимирской области всесторонне и полно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, его выводы соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Апелляционная жалоба администрации муниципального образования "Вязниковский район" признается необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Доводам органа местного самоуправления судом дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не находит и суд апелляционной инстанции.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобе суд относит на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2008 по делу N А11-2836/2007-К2-22/209 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Вязниковский район" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2836/2007-К2-22/209
Истец: Лабутин Владимир Иванович
Ответчик: Администрация Вязниковского района