г. Чита |
Дело N А78-5264/2008-С2-28/259 |
"26" декабря 2008 г.
04АП-3850/2008 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2008 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылова,
судей Е.В. Желтоухова, Э.В. Ткаченко,
при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную Читинской таможни на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 17 ноября 2008 года по делу N А78-5264/2008-С2-28/259 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Фрутекс" к Читинской таможне о признании незаконным отказа в предоставлении тарифных преференций и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
(суд первой инстанции судья Литвинцев А.Б.)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ушаков В.А., представитель по доверенности от 11.08.08 г.,
от заинтересованного лица: Старков Д. С. - представитель по доверенности N 06-14/12957 от 17.12.2008 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фрутекс" (Дале ООО "Фрутекс") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Читинской таможне о признании незаконным отказа в предоставлении тарифных преференций по ГТД N 10612050/220908/0009671 и обязать вернуть излишне уплаченные таможенные платежи в размере 38077,79 руб.
Решением суда первой инстанции от 17.11.2008 г. требования заявителя о признании незаконным отказа в предоставлении тарифных преференций по ГТД N 10612050/220908/0009671 удовлетворены.
Заявление о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оставлено без рассмотрения.
Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о том, что отказ в предоставлении тарифных преференций является неправомерным, как противоречащий требованиям таможенного законодательства.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Читинская таможня обжаловала его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, в связи с тем, что Общество имело право самостоятельно выбрать характер изменений, вносимых в ГТД, следовательно, декларант добровольно отказался от тарифных преференций.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Представитель заявителя в судебном заседании указал на законность и обоснованность вынесенного решения суда первой инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 22.09.2008 г. на Читинский таможенный пост заявителем была подана грузовая таможенная декларация N 10612050/220908/0009671 для таможенного оформления в режиме выпуска для внутреннего потребления товара - яблоки свежие, 2000 мест, изготовитель провинция Шаньдун.
Товар ввезен на таможенную территорию РФ в соответствии с внешнеэкономическим контрактом N МGH-12 от 08.08.2008 г., заключенным между "ГУАН ХАО" и ООО "Фрутекс".
При декларировании товара заявителем была заявлена тарифная преференция "ОГОО" и представлен сертификат происхождения товара формы "А" от 1909.2008 г. N G081501000880001 на английском языке.
С учетом тарифных преференций обществом была уплачена таможенная пошлина в размере 147393,02 руб.
В ходе проведения таможенного контроля таможней декларанту были направлены уведомление от 23.09.2008 г. N 29-01-15/4241, и требование от 23.09.2008 г. N 29-01-15/4142, согласно которым проставленный оттиск печати на сертификате формы "А" от 19.09.2008 г. N G081501000880001 не четкий и не позволяет произвести идентификацию на предмет его подлинности, в связи с чем, он не может быть принят для предоставления тарифных преференций.
Декларанту предписано внести соответствующие изменения в гр.44, 36, 47, В ГТД.
Во исполнение указаний таможни обществом из гр.44 был исключен сертификат N G081501000880001 от 19.09.2008 г. и пересчитан размер таможенных платежей без учета тарифных преференций.
В результате отказа в предоставлении тарифных преференций обществом было дополнительно уплачено таможенных платежей на сумму 38077,79 руб.
24.09.2008 г. товар был выпущен с таможенной территории в свободное обращение.
Не согласившись с отказом в предоставлении тарифных преференций, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
В соответствии с п.1 ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде:
установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации;
освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза;
происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 N 1057 утвержден перечень стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации.
Китай входит в данный перечень.
Пунктом 3 Приказа ГТК РФ от 25.12.2003 N 1539 "О предоставлении тарифных преференций", принятого во исполнение данного постановления Правительства РФ, установлено:
- применять в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации (приложение 2), ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ.
В соответствии со ст. 29 Таможенного кодекса определение страны происхождения товаров производится в соответствии с положениями настоящей главы во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, зависит от страны происхождения товаров.
Согласно п.1 ст.36 Таможенного кодекса сертификат о происхождении товара есть документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Если в сертификате о происхождении товара сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, которые применяются в Российской Федерации, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, применяемыми в Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ст.36 Таможенного кодекса сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
В силу п. 4 указанной статьи, если сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным (имеются подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации) либо если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Согласно п.5 указанной статьи таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении.
Исходя из представленных требования от 23.09.2008 г.N 18-31-02/364 и уведомления N 29-01-15/4241 (л.д. 69-70) следует, что таможенный орган обязал ООО "Фрутекс" в связи с невозможностью принятия сертификата для предоставления тарифных преференций внести уточнения в графу 44 ГТД.
Таким образом, заявитель в связи с требованием таможенного органа от 23.09.2008 г. обязан был выполнить условия таможенного органа о внесении соответствующих изменений в графу 44 ГТД.
Из заявления ООО "Фрутекс" от 24.09.2008 г. не следует, что Общество отказывается от применения тарифных преференций. В связи с чем, необоснованными являются выводы таможенного органа в апелляционной жалобе о том, что заявитель самостоятельно отказался от предоставленных преференций.
Довод таможни в апелляционной жалобе о том, что декларант добровольно отказался от тарифных преференций, апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку изменения в таможенную декларацию, повлекшие отказ от тарифных преференций, были сделаны декларантом по требованию таможни
Согласно пункту 1 Распоряжения ГТК РФ от 13.05.2003 N 223-р "О сертификатах происхождения товара формы "А" таможенные органы обязаны:
- предоставлять тарифные преференции, предусмотренные для стран - пользователей схемой преференций, в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А" (далее - сертификаты), при условии заполнения граф сертификатов в соответствии с Правилами;
- направлять оригиналы сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам;
- применять до получения результатов проверки сертификатов, заполнение граф которых не соответствует Правилам, ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации (далее - РНБ), если имеется возможность определить страну происхождения товаров по товаросопроводительной документации, спецификациям, сертификатам качества организации-изготовителя, маркировке, а также если страна происхождения не установлена, но не имеется признаков того, что страной происхождения товаров является страна, в торгово-политических отношениях с которой Российская Федерация не предусматривает РНБ;
- применять до получения результатов проверки сертификатов, заполнение граф которых не соответствует Правилам, увеличенные вдвое ставки ввозных таможенных пошлин, установленные для товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает РНБ, если при определении страны происхождения товаров таможенными органами обнаружены признаки того, что в торгово-политических отношениях с этой страной Российская Федерация не предусматривает РНБ;
- применять (восстанавливать) к товарам преференциальный режим при решении Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования о возможности принятия сертификатов, упомянутых в третьем абзаце пункта 1 настоящего распоряжения, при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении до истечения одного года со дня принятия таможенной декларации таможенным органом.
Приказом ФТС РФ от 29.09.2004 N 80 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих контроль за правильным заявлением страны происхождения товаров и принятие решений о стране происхождения товаров (далее - Инструкция.
Согласно пункту 21 Инструкции отдел (отделение) товарной номенклатуры и происхождения товаров (ОТНиПТ) таможни или отдел (отделение) тарифного и нетарифного регулирования таможенного поста или таможни (ОТиНР) в целях проверки сертификата о происхождении товара формы "А" или формы "СТ-1" (при наличии), оформленного ненадлежащим образом, либо, если обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, направляет в установленном порядке оригинал этого сертификата в ГУТНиТО для последующей его проверки.
Как установлено материалами дела, в ходе таможенного оформления товара, заявленного обществом по ГТД N 10612050/220908/0009671, должностными лицами таможни никаких действий, установленных Правилами определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций,
Распоряжением "О сертификатах происхождения товара формы "А" и названной Инструкцией, в целях проверки сертификата о происхождении товара формы "А" от 19.09.2008 г. N G081501000880001, представленного декларантом, выполнено не было.
Оригинал сертификата о происхождении товара формы "А" от 19.09.2008 г. N G081501000880001 был возвращен декларанту, как ненадлежаще оформленный. При этом никаких обоснованных аргументов, в чем выразилась нечеткость оттиска печати в графе 11 сертификата, таможней декларанту представлено не было.
Таким образом, как указано в требовании и уведомлении, таможня не могла принять сертификат для предоставления тарифных преференций, следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможня отказала в предоставлении преференций.
Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 N 479 утверждено Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций (далее - Правила).
В соответствии с п.5 данных Правил, в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный
преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
Срок действия сертификата составляет 12 месяцев со дня его выдачи.
Сертификат представляется таможенным органам в напечатанном виде на русском или английском языке. Допускаются незначительные исправления и указания в рукописном виде справочного (регистрационного) номера сертификата. Порядок их внесения изложен в Требованиях к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
В соответствии с графой 11 Требований к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А", графа содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата.
Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
Подпись рассматривается в качестве дополнительной информации,
подтверждающей достоверность сертификата.
При визуальном исследовании в судебном заседании суда первой инстанции подлинника сертификата о происхождении товара формы "А" от 19.09.2008 г. N G081501000880001 судом не установлено каких-либо существенных недостатков в оттиске печати в графе 11, перечисленных в п.4 ст.36 Таможенного кодекса и пункте 5 Правил.
Из представленного в материалы дела подлинника сертификата (л.д. 130) усматривается, что с учетом имеющейся у таможенного органа копии оттисков печати иностранного поставщика, таможня имела возможность соотнести оттиск печати, проставленной в сертификате с копией оттиска, имеющегося у таможенного органа.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы апелляционной жалобы таможенного органа, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им была дана полная и всесторонняя оценка.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Читинской области от 17 ноября 2008 года по делу N А78-5264/2008-С2-28/259 суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Читинской области от 17 ноября 2008 года по делу N А78-5264/2008-С2-28/259 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5264/08
Заявитель: ООО "ФРУТЕКС"
Ответчик: Читинская таможня Сибирского таможенного управления Федеральной таможенной службы
Хронология рассмотрения дела:
26.12.2008 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3850/08